Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования
(ФГОС НОО) заявлен культурно-исторический системнодеятельностный подход, ориентированный
на развитие универсальных учебных действий у младших школьников. Для реализации
преемственности в их развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
необходимо использовать единый подход.
В условиях все ускоряющегося темпа изменений человечеству приходится форсированно
адаптироваться к этому новому миру. И впервые в истории земной цивилизации передовым
отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение. Дети по активности освоения
интернета существенно опережают взрослых [8].
3
Учитывая высокую интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн-среде, нельзя
недооценивать их влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка. С
каждым годом мы получаем все больше данных о том, что инфокоммуникационные технологии
не просто дополняют и расширяют жизнь ребенка, но и влияют на всю структуру его деятельности
как в офлайне, так и в онлайне. Это одна из значимых причин, которая заставляет нас иначе
взглянуть на сам феномен детства с применением комплексных дизайнов исследований,
включающих мета-аналитические и лонгитюдные, качественные и количественные методы, что
является реализацией трансдисциплинарности современной социальной психологии.
Среди факторов, не только задающих увеличение количества разных моделей детства и их
вариаций [6; 15], но и размывающих декларированные психологией развития нормы
«правильного» детства, в последнее десятилетие на первый план выходят технологические
изменения. Стало общепризнанным, что ИКТ сегодня — важнейший агент социализации, который
начинает конкурировать с семьей и школой. Взгляд на этот процесс сквозь призму цифрового
общества позволяет говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического
феномена — цифрового детства как особого исторического типа детства [8; 9].
Цель: проанализировать теоретические исследования особенностей развития психических
процессов детей младшего школьного возраста в условиях информационного общества.
Объект: развития психических процессов детей младшего школьного возраста.
Предмет: влияние информационных технологий на развитие психических процессов детей
школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности возрастной периодизации
2. Выделить психолого-педагогические особенности психического развития ребенка в разные
возрастные периоды
3. Проанализировать влияние среды на развитие ребенка, после этого
4. Проанализировать влияние современных технологий на психическое развитие ребенка в
разные периоды развития
Глава 1. Теоретические аспекты психического развития ребенка
1.1 Особенности возрастной периодизации
Психология возрастной периодизации изучает общие закономерности развития психики на
каждом этапе жизни человека. Согласно трудам Федосеенков А.В.[2],ее традиционно делят не
следующие этапы: детство, зрелость и старость. В свою очередь, детство принято делить на
младенчество, детство и отрочество, зрелость – на юность, молодость и, непосредственно, саму
зрелость, старость – на пожилость, старость, долголетие.
4
Каждому этапу соответствует своя степень физиологического и психического развития человека,
диапазон желаний, предпочтительные формы деятельности и особенности поведения. Переход к
каждой последующей стадии развития не обходится без кризисов (или критических периодов
перехода).
В такие периоды разрушается характер восприятия окружающего мира человека, и заново
формируется модель миропонимания. Естественно, подобные изменения происходят с
ощутимыми трудностями психологического характера и ощущаются не только самим человеком,
но и его окружением. В то время как малые кризисы незначительно проявляются внешне, то есть
проходят относительно спокойно и лишь сопровождаются некоторыми отклонениями в
поведении (у детей, например, такие отклонения представляют собой проявления упрямства,
непослушания и т.д.).
Жизненный цикл человека характеризуется сменой жизненных периодов, сопровождающейся
необратимыми преобразованиями. Происходящие изменения (антропометрические,
физиологические, социальные) характеризуются, прежде всего, временной неравномерностью.
Вследствие этого возрастные границы выделяемых периодов в авторских классификациях
варьируют в широких пределах.
Вариабельность возрастных периодов также обусловлена различными подходами.
Демографы (Р. Пресса, Б.Ц. Уралнис, З.Г. Френкель) рассматривают жизненный цикл с позиции
происходящих изменений экономической значимости человека, выделяя группы рабочего
возраста.
Медикобиологический подход базируется на совокупной оценке функциональных и
морфологических изменений, происходящих в организме человека [1-5].
Основной концепцией формирования биологических возрастных классификацией является
фундаментальное представление об организме с позиции теории функциональных систем [1-5].
Классификации возрастных периодов в контексте психологии развития (Л.С. Выготский),
завершались юношеским возрастом. Ученые социологи выделяют интервальные значения
возрастных групп с точки зрения формирующихся социальнозначимых различий.
В России вопросы возрастной периодизации рассматривал педагог и психолог Петр Федорович
Каптерев (1849-1922). Он выдели четыре периода в раннем возрасте ребенка. В первый период,
от рождения до шести месяцев, физиологические процессы преобладают над психическими [13;
60-61]. Во второй год жизни проявляется самостоятельность ребенка [13; 68].
Третий год жизни характеризуется П.Ф. Каптеревым сразу несколькими феноменами.
В этом возрасте ребенок уже хорошо владеет своим телом: он умеет бегать и прыгать. У детей
появляются выражения «я хочу», «сам, сама» [13; 78-79].
В четыре года у ребенка продолжает развиваться самостоятельность. Одну из видов возрастной
периодизации детей дошкольного возраста представил ученый Лев Семенович Выготский (1896-
1934).
В своей работе «Проблема возрастной периодизации детского развития» на эмпирическом и
теоретическом уровне он обосновал различные этапы развития ребенка и их основные
позитивные стороны [11].
Основным критерием деления детского развития является новообразования, которые
последовательно определяются чередованием стабильных и критических переходов.
5
В результате, возрастная периодизация ребенка согласно Л.С. Выготскому выглядит следующим
образом: Кризис новорожденности (2 мес. – 1 год). Кризис одного года: (1–3 года). Кризис трёх
лет: (3–7 лет). Кризис семи лет.
Отметим феномены, каждого из кризисов: в возрасте 1 года – ребенок начинает ходить и учится
говорить; в три года появляются новые черты личности, которые Л.С. Выготский не
расшифровывает; в семь лет – у ребенка возрастает самостоятельность. В дальнейшие годы,
развитие науки и техники, потребовало начать подготовку детей с ранних лет жизни.
Один из видов возрастной периодизации был принят на VII Всесоюзной конференции по
проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в 1965 году. В данной
периодизации периоды разделены по физиологическим изменениям в организме ребенка [10;
180]. Были выделены следующие периоды: новорождённые (1‒10 дней); грудной возраст (10
дней ‒ 1 год); раннее детство (1‒3 года); первое детство (4‒7 лет).
По итогам обзора деятельности психологов и педагогов в различные исторические этапы были
рассмотрены подходы к возрастной периодизации детей дошкольного возраста. В настоящее
время продолжаются дискуссии среди родителей о том, в каком возрасте ребенку необходимо
начинать школьное обучение.
Одни
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 276-392.
2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
3.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ. 1990. -С.289-311.
4.Бобнева М.И. Социальная норма и регуляция поведения. - М.: Наука,1978.С.112-125.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. С. 398-
464.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. - Т. 1. Психическое развитие ребенка. -
М.: Педагогика, 1986. -С.222-285. (Р.III. Проблемы развития психики).
8.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.
9.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
- М.: Академия, 1998.
10.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
11.Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебнк для студентов вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. -
М.: Академия, 1999. -С.176-194.
12.Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991. -С.6-29.
6
13.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. В 3 т.-Т.1.- М.:
Просвещение, 1994.- Гл.14. - С.315-328.
14.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1998.
15.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989, -С.107-
208.