Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что отражение
результатов инвентаризации в бухгалтерском учете представляет
собой итоговую стадию проверки активов и обязательств предприятия,
которая чрезвычайно важна, ведь от того, как правильно разнесены
результаты инвентаризации, зависит достоверность отчетности
предприятия. Кроме того, в частности, инвентаризация товарноматериальных ценностей (ТМЦ) позволяет обеспечить контроль за
сохранностью товаров и материалов на предприятии.
Целью курсовой работы является исследование особенностей
инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии.
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были
определены следующие задачи:
описать порядок проведения и документального оформления
инвентаризации ТМЦ;
рассмотреть особенности бухгалтерского учета результатов
инвентаризации ТМЦ;
провести анализ деятельности ООО «Драйв»;
изучить организацию проведения инвентаризации ТМЦ и отражения
ее результатов в бухгалтерском учете в ООО «Драйв».
Объектом исследования является организация ООО «Драйв».
Предмет исследования – порядок инвентаризации ТМЦ в ООО «Драйв».
3
К источникам информации для написания работы относятся
законодательные акты, учебники и учебные пособия по бухгалтерскому
учету.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты
порядка ведения инвентаризации ТМЦ. Во второй главе раскрывается
порядок организации проведения инвентаризации ТМЦ и отражение
результатов инвентаризации в бухгалтерском учете в ООО «Драйв».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНОМАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Порядок проведения и документального оформления
инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Общий порядок проведения инвентаризации изложен в Методических
указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 [5].
Условия, при которых инвентаризация должна быть проведена в
обязательном порядке, перечислены в п. 27 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного
приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н:
перед составлением годовой отчетности (кроме тех объектов, по
которым уже проводилась проверка после 1 октября текущего года);
при любых видах отчуждения имущества, а также при его сдаче в
аренду;
при замене материально-ответственных лиц;
при выявлении фактов преступных посягательств на имущество;
после любых форс-мажорных ситуаций, которые могли привести к
порче материальных ценностей (например, пожара);
при реорганизации или ликвидации предприятия [2].
Кроме установленных законом случаев, инвентаризация может
проводиться и в других ситуациях, по решению руководства
организации. Например, в рамках внутренней аудиторской проверки
[7].
Регламент проведения инвентаризаций (в том числе – инвентаризации
ТМЦ) должен быть отражен в учетной политике предприятия [9].
Рассмотрим три этапа проведения инвентаризации ТМЦ.
Первый этап проведения инвентаризации ТМЦ.
Перед проведением инвентаризации ТМЦ оформляется соответствующий
приказ. Данный документ можно составить по унифицированной форме
ИНВ-22, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от
18.08.1998 г. № 88.
Согласно положениям Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» [1] каждое предприятие имеет право
самостоятельно разрабатывать первичные документы, однако, на
практике при проведении инвентаризации чаще всего используются
формы, которые разработаны в постановлении Госкомстата РФ от
18.08.1998 г. № 88 [6].
Информация о приказе на инвентаризацию заносится в журнал по форме
№ ИНВ-23. Обязательность ведения журнала не прописана, его наличие
или отсутствие – выбор предприятия.
Второй этап проведения инвентаризации ТМЦ.
После утверждения приказа на проведение инвентаризации ТМЦ
формируется бланк инвентаризационной описи по форме № ИНВ-3. В
4
описи фиксируются сведения о проверяемых ТМЦ: наименование,
количество, состояние, инвентарные номера и т.д. Данные в опись
заносятся вручную или с использованием компьютерной техники.
Исправления в инвентаризационные описи могут вноситься только с
согласия всех членов комиссии и должны быть подтверждены их
подписями [5].
Перед занесением информации в опись ТМЦ материально ответственные
лица (МОЛ) должны дать расписку о том, что все поступившие и
выбывшие ТМЦ на момент начала проверки оприходованы и списаны, а
документы сданы в бухгалтерию. Далее проводится собственно
инвентаризация, то есть сравнение фактического наличия ценностей и
обязательств с учетными данными [8].
В ходе инвентаризации комиссия осуществляет подсчет, определение
веса, измерение ТМЦ. Проверка должна обязательно проходить в
присутствии МОЛ. Во время инвентаризации не должны производиться
никакие операции с проверяемыми объектами. Если после завершения
рабочего дня комиссии инвентаризация не закончена, то помещения, в
которых она проводится, должны быть закрыты и опечатаны [5].
Третий этап проведения инвентаризации ТМЦ.
Итоги инвентаризации оформляются документально. Если при проверке
выявлено отклонение данных бухгалтерского учета от реального
наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по
бланку № ИНВ-19. Ведомости составляются в двух экземплярах: для
бухгалтерии и МОЛ, которое должно письменно пояснить причину
расхождений [5].
Все выявленные отклонения отражаются в бухгалтерском учете.
Расхождения могут быть следующих видов:
излишки;
недостача [10].
Таким образом, исследование порядка инвентаризации ТМЦ согласно
требованиям Методических указаний от 13.06.1995 г. № 49 позволило
выделить три этапа: оформление приказа на проведение
инвентаризации, формирование инвентаризационной описи и оформление
результатов инвентаризации (а также отражение результатов в
бухгалтерском учете).
1.2. Особенности бухгалтерского учета результатов инвентаризации
товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании
инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми
обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры
бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете
результатов инвентаризации [5].
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и
отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а
результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете
[15].
Выявленные излишки ТМЦ в соответствии с п. 5.1 Методических
указаний от 13.06.1995 г. № 49 и п. 27 Положения по ведению
бухгалтерскому учета от 29.07.1998 г. № 34н подлежат постановке на
бухгалтерский учет (по рыночным ценам) и зачислению на финансовые
результаты:
5
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91.01 – излишки материалов;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 91.01 – излишки товаров;
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 91.01 – излишки готовой продукции;
ДЕБЕТ 21 КРЕДИТ 91.01 – излишки полуфабрикатов;
ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 91.01 – излишки товаров отгруженных [3].
Излишки ТМЦ отражаются в отчете о финансовых результатах по статье
«Прочие доходы» [14].
Для целей исчисления налога на прибыль, в соответствии с п. 20
статьи 250 НК РФ, излишки ТМЦ учитываются в составе
внереализационных доходов.
Таким образом, излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации,
принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету
соответствующего счета учета материальных ценностей (10
«Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары
отгруженные») и кредиту счета 91.01 «Прочие доходы».
Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен п. 28
Положения по ведению бухгалтерскому учета от 29.07.1998 г. № 34н:
недостача ТМЦ и их порча в пределах норм естественной убыли
относятся на затраты, сверх норм – на счет виновных лиц [2]. Нормы
убыли могут применяться только в случаях выявления фактических
недостач. Убыль ТМЦ в пределах установленных норм определяется
после зачета недостач ТМЦ излишками по пересортице. Если виновные
лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то
убытки от недостачи ТМЦ и их порчи списываются на финансовые
результаты. Решение о списании недостачи ТМЦ на финансовые
результаты принимает руководитель предприятия [5].
На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на
каком счете учитывались недостающие ТМЦ, в бухгалтерском учете
делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 – недостача материалов;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 – недостача товаров;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 43 – недостача готовой продукции;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете» (ред. от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ).
2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (ред. от 11
апреля 2018 г. N 74н).
3. Приказ Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н «План счетов
бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» (ред. от 8
ноября 2010 г. N 142н).
4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 19 апреля 2019 г. N
61н).
5. Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. № 49 «Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
(ред. от 8 ноября 2010 г. N 142н).
6. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года №88 «Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации
по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»
(о применении форм первичных учетных документов см. информацию
Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012).
6
7. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 ч. Ч. 1:
учебник для бакалавриата и специалитета / В.П. Астахов. – М.:
Юрайт, 2019. – 536 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblioonline.ru/bcode/431443 (дата обращения: 09.01.2020).
8. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров / Ю.А.
Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. – М.: Проспект, 2017. – 424
с.
9. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное пособие /
Е.Р. Антышева, О.А. Банкаускене, Н.Л. Вещунова [и др.]; под ред.
Н.Г. Викторовой. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. –
251 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83324.html
(дата обращения: 09.01.2020).
10. Гахова, М.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное
пособие / М.А. Гахова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай
Пи Эр Медиа, 2019. – 311 c. // Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/ 83806.html (дата обращения:
09.01.2020).
11. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для
академического бакалавриата / И.М. Дмитриева, И.В. Захаров, О.Н.
Калачева; под ред. И.М. Дмитриевой. – М.: Юрайт, 2019. – 358 с. //
ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/431988
(дата обращения: 09.01.2020).
12. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий)
учет. Учебник / Н.П. Кондраков. – М.: Проспект, 2017. – 512 с.
13. Островская, О.Л. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и
практикум для прикладного бакалавриата / О.Л. Островская, Л.Л.
Покровская, М.А. Осипов; под ред. О.Л. Островской. – М.: Юрайт,
2019. – 394 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblioonline.ru/bcode/436460 (дата обращения: 09.01.2020).
14. Фельдман, И.А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / И.А.
Фельдман. – М.: Юрайт, 2019. – 287 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://biblio-online.ru/bcode/426163 (дата обращения:
09.01.2020).
15. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник и практикум
для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. – М.:
Юрайт, 2019. – 429 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblioonline.ru/bcode/433074 (дата обращения: 09.01.2020).