Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к обучению грамотой является особо актуальной, так как в последнее десятилетие возрастает число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом, а необходимость поиска эффективных путей преодоления нарушений ни у кого не вызывает сомнения. Важным значением для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. Многочисленными исследованиями В.С. Безрукова, Н.П. Гайдай, Е.В. и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис.
У детей с недоразвитием речи несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Готовность к овладению грамотой обусловлена развитием организма, физическим способностям ребенка, его нервной системой, степенью зрелости личности, развитием восприятия, внимания, памяти, мышления. В каких условиях живет ребенок, усвоение им опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают большое влияние по формированию готовности к овладению грамотой.
Неготовность ребенка к обучению может проявляться в скудной выраженности разных интересов; не справятся со своим поведением; нет саморегуляции и контроля; замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации; расстройство центральной нервной системы; сбой в восприятии, внимании, памяти. Письмо и чтение служат основными навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не усвоивший эти навыки в свое время и качественно, наверняка будет не успевать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько хорошо ученик усвоит чтение и письмо, зависит успешность его будущего обучения, так как именно нарушения чтения и письма становятся главными причинами отставания в учебе младших школьников.
Проблема готовности к овладению грамотой имеет теоретическое, практическое и социальное значение, это подчеркивает ее актуальность. Проблема порождена значительным числом детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, у которых не сформирована готовность к обучению грамоте, и недостаток методических средств для коррекционной работы.
Предмет исследования – исследование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ФФН.
Объект исследования – состояние развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявляются особенности при готовности к овладению грамотой. Это проявляется ограниченной сформированностью речевой, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, умственной готовности к школе. Использование специальных коррекционных приемов повышает уровень сформированности к овладению грамотой.
Цель исследования – изучить готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФН.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть характеристику фонетико-фонематического недоразвития речи;
определить психолого-педагогическую характеристика старшего дошкольного возраста при фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
охарактеризовать анализ готовности к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного возраста;
исследовать организацию экспериментального исследования;
рассмотреть формы и методы работы с учащимися по подготовке к обучению грамоте;
дать анализ результатов изучения.
Для решения поставленных нами задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение за детьми на занятиях, анализ продуктов детской деятельности, обработка полученных результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования: эффективность в обучении грамоте, по мнению Л.С. Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой, который включает состояние развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи эти функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические направления и приемы коррекционной работы могут дополнить содержание программы по обучению и воспитанию детей с ФФН в специальных, а также в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: МБДОУ.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — распространенное нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста. Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении .
Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией и дислалией. Диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи ставится при обнаружении следующих отклонений от нормы: Замена сложных артикуляционных фонем более простыми. Например, звук р заменяется на л. Замена группы артикуляционных элементов нестабильно, а эпизодически. То есть произносит слово наЛево, но в других фразах фонема Р может присутствовать. Неумение проговаривать отдельные микрофонемы. Слияние фонем. Невыразительность, нечеткость произношения. Нарушения синтеза, анализа фонем. Путает звуки в чужой или своей речи. Произносит мягкие на месте твердых, шипящие заменяет на свистящие. Затруднение общения со сверстниками из-за искажения смысла сказанного. Трудности с чтением, письмом. При этом малыш хорошо понимает слова, использует простые, сложные предложения, лексический запас соответствует возрастной норме.
В слоговой структуре у таких детей расстройства встречаются редко.
Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.
1. Легкая степень фонетико-фонематического недоразвития речи. Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.
2. Средняя степень. Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.
3. Тяжелая степень. Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени .
Для логопедического обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.
Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.
На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.
Разберемся в каждом этапе диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи подробнее:
1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях. Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания. Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.
2. Составление речевой карты. Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать: процесс протекания беременности; наличие осложнений во время родов; хронические заболевания матери; применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.
3. Логопедическое обследование. Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.
Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.
Анализ восприятия речи. Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос. Анализ воспроизведения звуков. Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г.
Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.
Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами.
Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах.
Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.
Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности. Логопедическая программа, направленная на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи, реализуют следующие задачи: формируют базу речи (психологическую и лексическую); корректируют звукопроизношение; формируют навыки анализа фонем; развивают связную речь; обучают навыку полноценного речевого общения; формируют грамматические категории.
Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.
Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного. В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.
Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти. Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.
От этого зависит успешность
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 381 c.
2. Вайндорф–Сысоева, М.Е. Педагогика / М.Е. Вайндорф–Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
3. Гайдай, Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС / Н.П. Гайдай. – М.: Норма, 2015. – 7 с.
4. Доценко, Е.В. Психодиагностика дошкольного учреждения / Е.В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 297 с.
5. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада / М.Б. Зацепина. – М.: Норма, 2016. – 96 с.
6. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ФФН: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель» / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
7. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
8. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
9. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 48 c.
10. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
11. Орлова, Т.А. Дидактические игры со словарными словами как пропедевтика грамотного письма / Т.А. Орлова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 64-65.
12. Паклина, А.В. Теория и методика развития речи детей / А.В. Паклина, Л.И. Пономарева. – Шадринск: ШГПИ, 2016. – 31 с.
13. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах / Н.А. Панова, О.И. Дементьева // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
14. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
15. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2016. - 17 с.
16. Стульник, Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет / Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика- Синтез, 2016. – 180с.
17. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития воспитания. - 2016. - С. 71-74.
18. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
19. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
21. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 668 с.
22. Ханова, Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного воспитания / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 5. - С. 84-86.
23. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду / С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2015. – 256 с.
24. Читаева, Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее / Ю.А. Читаева // Инновации в непрерывном образовании. - 2014. - №3. - С. 71-77.
25. Шестакова, Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Шестакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 13. – С. 66–70.
26. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д. Б. Эльконин // [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm