Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце XX – начале XXI века об интересе к феномену стиля модерн свидетельствует
значительное количество работ, посвященных художественной проблематике модерна.
Сегодня, когда вновь ярко проявляется конфликт пользы и красоты, массового и
элитарного, естественного и искусственного, природы и цивилизации, появляется
множество стилизаций в духе стиля модерн.
В России модерн возник, испытав воздействие более общего мировоззренческого
содержания переходной эпохи рубежа XIX – XX веков, преломленного сквозь призму
социальных и национальных проблем исторического развития страны. В отличие от
некоторых стран Западной Европы, формирование стиля модерн в России не
сопровождалось столь развернутыми социально-историческими и теоретическими
обоснованиями нового стиля в искусстве. Если на Западе создавался стиль, который мог
использовать новые способы промышленного серийного производства в обслуживании
повседневной среды – оттого идея синтеза в западных странах устремилась в жилой и
общественный интерьер, к предметам повседневности, то в России художники модерна
искали синтеза преимущественно не на промышленной, а на художественной основе,
поэтому такое развитие получили художественно оформленная книга и театральная
декорация. Тяготение к театру усилило то свойство модерна, которое заключено в
метафоричности его языка, в системе игры, сравнения, символа.
Модерн в творчестве русских художников расцвел в полной мере именно в театральной
деятельности. В этом амплуа русские художники не имели себе равных в ту эпоху.
Завоевания русского театрального искусства конца XIX – начала XX века обновили и
мировое театральное искусство в целом. Изменилось само отношение к задачам театра:
впервые возникает мысль о том, что все компоненты синтетического театрального
зрелища – работа актеров, художников и музыкантов, – должны быть подчинены единой
стержневой идее. Все служило общей содержательной концепции спектакля, обостряло и
3
уточняло ее, сообщало ей новые грани. В этот период наблюдается стремительнее
развитие постановочного творчества, формирование в недрах его новых художественных
решений.
Театрально-декорационное искусство являлось специфической чертой русского модерна и
сыграло важную роль в развитии режиссерского театра в XX веке, подняв на качественно
новый уровень работу театрального художника и подготовив многие новаторские
решения в области сценографии
Новый стиль модерн способствовал тяготению к обобщенному образу и требовал от
художников отточенности мысли, определенности художественного замысла. Таковы
были постановки А.А. Горского, осуществленные совместно с К.А. Коровиным и А.Я.
Головиным, спектакли К.С. Станиславского, созданные совместно с В.А. Симовым, А.Н.
Бенуа, М.В. Добужинским. Режиссерские новации Вс.Э. Мейерхольда были всегда
ориентированы на зрительный образ, воплощаемый художниками А.Я. Головиным, Н.Н.
Сапуновым, С.Ю. Судейкиным. Мейерхольд учил своих учеников: «осваивая прошлое,
всегда думать о будущем, никогда не останавливаться на месте» . Говоря о живописи, он
подчеркивал, что живопись в театре, так же, как музыка и танец, должна приобретать
особое качество, становиться театральной, сливать свои задачи с задачами драматического
действия и помогать актерской игре .
К. Коровин, всю жизнь мечтавший о возможности запечатлеть свои «фонтаны цветов» и
«праздники для глаз», произвел настоящую революцию в театрально-декорационном
искусстве. Он возвел декорации в степень самоценных произведений живописи. В то
время как прежняя театральная декорация была лишь фоном для игры, коровинская
декорация обратилась в одно из мощных средств воздействия на зрителя, стала важной
составной частью в общем сценическом ансамбле.
Трудно переоценить вклад К. Коровина в русскую художественную культуру конца XIX и
XX веков. Его произведения, украшающие залы не только столичных, но и многих
провинциальных музеев, всегда привлекают своими живописными достоинствами
зрителя.
Первые шаги в качестве художника-сценографа Константин Коровин сделал в частной
опере Саввы Мамонтова. Там в 1885 году он оформил «Виндзорских проказниц» Отто
Николаи. В следующие 15 лет Коровин работал в театре Мамонтова над десятком
постановок — среди них «Аида», «Самсон и Далила» и «Хованщина». О его декорациях к
опере «Лакме» Лео Делиба критики писали: «Все три декорации «Лакме» художника
Коровина вполне прекрасны — от них точно веет тропическим зноем Индии. Костюмы
сделаны со вкусом, более того — они оригинальны».
В дальнейшем Коровин работал в Большом театре, там он оформил «Русалку» и
«Золотого петушка», а для Мариинского театра подготовил декорации к «Демону»
Рубинштейна. Как писал художник: «Краски, аккорды цветов, форм — эту задачу я и
поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы». Несмотря на
сорокалетний опыт и более сотни поставленных спектаклей, в эмиграции Коровиндекоратор первое время не был востребован. Но с открытием Русской оперы в Париже
художник вернулся к любимой профессии и создал декорации к «Князю Игорю».
С успехом возобновляются и театральные постановки в коровинском оформлении. Нельзя
не сказать и о том, что у Коровина учились такие прекрасные колористы, как Павел
Кузнецов, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Роберт Фальк, Николай Сапунов, Александр
Шевченко, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, и многие другие известные художники.
Это были мастера разные, порой прямо противоположные друг другу по устремлениям.
Но их объединяло одно: удивительно тонкое чувство цвета, понимание возможностей
колорита в создании образа произведения. Этим они обязаны вдохновенному певцу
красоты жизни Константину Алексеевичу Коровину, чье творчество представляет одну из
самых замечательных страниц в истории русского искусства.
4
Показательно, что именно декорации К. Коровина были признаны России в первую
очередь. Назначенный в 1889 году управляющим Московской конторой императорских
театров Владимир Аркадьевич Теляковский стремился обновить и реформировать
ставшее консервативным положение в Большом театре, пригласив туда Коровина и вскоре
Шаляпина.
Надо сказать, что Мамонтов до конца своей жизни не мог простить обоим уход от него.
Но, естественно, Императорские театры давали больше возможностей для воплощения тех
новых идей, которые Коровин реализовал в театрально-декорационном искусстве, а
Шаляпин - в пении и в поведении оперного певца на сцене.
Творчеству К. Коровина посвящено значительное число отечественных работ, как
монографического характера, так и рассматривающих его в контексте истории русского
искусства, однако до сих пор недостаточно изучена деятельность К. Коровина в театре.
Между тем, Театрально-декорационное искусство - ярчайшая страница в истории русской
культуры первой трети XX века - сфокусировало и по-своему преломило усилия
крупнейших мастеров всех художественных направлений того времени. Блистательные
дебюты художников русских сезонов, вызванных к жизни гением Дягилева, щедро
одарившие мир великолепием форм и роскошью красок; феерически яркие эксперименты
футуристов; декоративные опыты супрематистов; камерные "изыски" оформителей кабаре
и маленьких театриков… Со всем этим и многим другим познакомит читателя альбом,
состоящий из 200 цветных иллюстраций. Прославленные шедевры Л.Бакста, А.Бенуа,
Н.Гончаровой, М.Ларионова, К.Малевича, М.Шагала соседствуют здесь с менее
известными, но не менее значительными произведениями.
Вступительная статья к альбому написана видным американским ученым, известным
специалистом по истории русского искусства XX столетия, профессором ЛосАнджелесского университета Джоном Боултом.
В монографии Давыдовой М. В. «Очерки истории русского театрально-декорационного
искусства XVIII - начала XX в.» представлен обзор истории русского театральнодекорационного искусства от его истоков в конце XVII в. до Великой Октябрьской
социалистической революции. За это время театральная живопись прошла большой и
сложный путь. Ее развитие тесно переплетается с развитием пластических искусств и
театра, а специфические закономерности на разных этапах раскрываются по-разному.
Сыркина Ф. Я., Костина Е.М. «Русское театрально-декорационное искусство» - в этом
издании рассказывается о развитии театрально-декоративного искусства со времени его
возникновения до наших дней. Читатель узнает о наиболее значительных русских и
советских художниках театра, их работе над спектаклем. Книга поможет историкам
искусств, художникам, исследователям в различных сферах культуры познакомиться с
малоизученной и весьма важной областью изобразительного искусства.
Цель данного исследования: изучить театральное творчество К.А.Коровина на рубеже 19-
20 вв.
Об
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аполлон. 1909. № 2., С. 7.
2. Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М., 2004
3. В.А. Теляковский. Дневники директора Императорских театров. 1898—1901 / Под
общей ред. М.Г. Светаевой. Москва. М., «Артист. Режиссер. Театр». 1998.
4. В.П. Шкафер. 40 лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. Л., 1936.
5. Голова Л. О художниках театра. Л., 1972.
6. Голоушев. Театр и музыка: Большой театр: Возобновление балета «Корсар» //
Русские ведомости. 1912. № 13. 17 янв.
7. Грипич, А. Учитель сцены // Встречи с Мейерхольдом. – М., 1967
5
8. Ежегодник Императорских театров. Вып. 1. 1910.
9. Ежегодник Императорских театров. Вып. 15. Приложение: 1904—1905. С. 318—
320
10. Зильберштейн И.С. Константин Коровин вспоминает. М., 1990
11. Ильина, Н. Реставратор Иван Кондратьевич Крайтор и наследие Константина
Коровина // Третьяковская галерея : журнал. — 2012. — № 1.
12. Иовлева, Л. О выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр» в залах
Государственной Третьяковской галереи // Третьяковская галерея : журнал. — 2012. — №
1.
13. Константин Коровин. Живопись. Театр [Каталог выставки] //ГТГ. М.: Скан- рус,
2012
14. Кунин И. Римский-Корсаков. М., 1974.
15. Молева Н.М. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы,
воспоминания. М., 1963.
16. Московские ведомости. 1909. 6 ноября. № 255
17. Московский листок. 1909. 8 ноября. № 257
18. Обухова Н.А. Дневники [Электронный ресурс] режим доступа: http:
//www.bolshoi.ru/about/history
19. Полозова, Л. Портреты друзей Константина Коровина // Третьяковская галерея :
журнал. — 2012. — № 1.
20. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей театральной жизни. М., 1982.
21. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью.
Переписка. Современники о Дягилеве: В 2-х т. М., 1982
22. Смирнов, С. «Жёлтые сливы детства…» // Третьяковская галерея : журнал. — 2012.
— № 1.
23. Смирнова, А.В студии на Бородинской // Встречи с Мейерхольдом. – М., 1967.
24. Чуракова, Е. Константин Коровин и его мастерская в Большом театре //
Третьяковская галерея : журнал. — 2012. — № 1.
25. Энгель Ю.Д. Глазами современника. РГВИ, 1971.