Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - важный период в жизни человека, когда формируется человеческая
личность, закладываются основы физического, психического, нравственного и духовного
здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем
организма.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности
детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно
дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего
обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют
самостоятельность ребёнка, как главнейшее условие развития его личности в целом.
Интерес исследователей к проблеме формирования самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста обусловливается сегодня гуманистическими задачами более
полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. В концепции
современного образования основным направлением является развитие в ребёнке
3
творческого начала, способности мыслить нестандартно и умение самостоятельно ставить
и решать новые проблемы. Самостоятельность личности представляет собой основу
характера человека, именно её формированию и воспитанию в ребёнке должно быть
уделено серьёзное внимание.
На сегодняшний день вопрос развития самостоятельности детей рассматривается в разных
направлениях. Проблемой изучения сущности самостоятельности дошкольника
занимались такие учёные, как А.Г. Хрипкова, П.И. Пидкасистый, Г.А. Балл, взаимосвязь
самостоятельности с различными психическими процессами исследовалась Н.А. Цыркун,
Д.В. Ольшанский, Т.И. Горбатенко. Структуру и соотношение компонентов
самостоятельности исследовали Т.Г. Гуськова, Г.Н. Година и Ю.Н. Дмитриева. Н.С.
Кривова, З.В. Елисеева, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская исследовали условия, этапы и
методы развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Реальные условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают
практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и
отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания решению задач
обучения и воспитания, педагоги организуют деятельность детей, направляют и
регулируют ее. Однако зачастую это приводит к тому, что подобная организованная
деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности, а значит, не
получает условий для собственного становления. Практика показывает, что педагоги
затрудняются в создании условий, способствующих поддержанию и стимулированию
самостоятельной деятельности воспитанников в детском саду, а также в изучении
развитости этого качества у каждого воспитанника.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
• требованиями общества к качествам современной личности и существующими
стратегиями и системами их развития и становления в дошкольном возрасте как наиболее
сенситивными периодами;
• между требованиями развития личностных качеств воспитанников и
возможностями их реализации современными педагогами;
• между потребностью педагогов в методических материалах по изучению
самостоятельности детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых для этого
методических разработок.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили
сформулировать проблему исследования: потребность психологов, педагогов и родителей
в совершенствовании методов и методик изучения самостоятельности детей с учетом
возрастных особенностей становления этого качества ребенка.
Таким образом, актуальным становится вопрос об особенностях самостоятельности детей
дошкольного возраста, что и определило тему нашей курсовой работы: «Изучение
особенностей самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект работы - самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы - особенности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель – охарактеризовать особенности самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. уточнить понятия самостоятельности детей дошкольного возраста и выделить ее
существенные характеристики;
2. подобрать диагностический инструментарий для изучения самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста;
3. описать результаты развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста,
выделяя ее особенности.
Гипотеза исследования: особенностями развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста являются:
- преобладание высокий уровень развития изучаемого качества;
4
- наиболее развитым критерием проявлений самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста оказался «доведение начатого дела до конца»,
- наименее развитым критерием проявлений самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста оказался «отсутствие обращения за помощью к сверстникам».
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждения г. Назарова
Красноярского края.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение содержания психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение («Карта проявлений самостоятельности
(А.М. Щетинина)», количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе может быть
разработаны условия, способствующие наиболее успешному развитию самостоятельности
старших дошкольников.
ГЛАВА 1 Теоретические основы проявления самостоятельности детьми старшего
дошкольного возраста
1.1 Понятие самостоятельности в современной науке
Проблема детской самостоятельности сегодня посвящены многие труды исследователей,
психологов и педагогов. Это объясняется как направлением реализации личностноориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей
в современном мире, так и необходимостью решения проблемы подготовки
подрастающего поколения к условиям жизни в сегодняшнем обществе, практикоориентированным подходом к организации воспитательно- образовательного процесса.
Согласно определению, данному в Толковом словаре русского языка: “Самостоятельность
- способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,
решительность” [22, с. 712].
Любая деятельность является самостоятельной только в том случае, когда совершающий
её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем, то есть, другими
словами, самостоятельность – это особый момент становления целостной деятельности,
как критерий степени овладения этой деятельностью [17, с 36].
В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина [18] самостоятельность
рассматривается как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности,
критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою
деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой
мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:
1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая
предпосылка самостоятельных суждений и действий;
2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют
и формируют способность не только принимать сознательно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и
ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование,
общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.
2. Андреева Н.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста в процессе художественного труда. // МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ:
Сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции
5
с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: «Магнитогорский
государственный технический университет им. Г.И. Носова», 2015. 61-65 с.
3. Артеева Ю.С., Борохович Л.Ю. Активная позиция педагога в развитии
самостоятельности детей // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 66 –75.
4. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок //Дошкольное воспитание. 1988.
№11. С.60-64
5. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или
Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и
документами: Кн. для старшеклассников. М. : Просвещение, 1991. 126 с.
6. Качалов А.В. Формирование двигательной самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста // Наука и школа, 2012. № 5. с. 112-114.
7. Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н.
Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // Воспитание и обучение: теория, методика
и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) /
редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 153-156
8. Макеева С.П. Приемы формирования оценочной самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста // В мире научных открытий: Материалы X
Международной научно-практической конференции. М: Центр научной мысли, 2013. с.
72-75
9. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя
детского сада. М.: «Просвещение», 1991. С.112
10. Микерина А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования
самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского
государственного гуманитарно-педагогического университета. Челябинск: ФГБОУ ВО
«ЮУрГГПУ», 2016. № 5 .с. 77-81
11. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в
воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Теория и практика
общественного развития. 2014. № 13 .с. 100-104
12. Минина А.В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста // Детский
сад от А до Я. 2013. № 2 .с. 68-77
13. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: «Карапуз», 2000. 272 с.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2010.
с.360.
15. Пономарева, З. Ф. Воспитание у старших подростков самостоятельности в
общественной деятельности: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. - Ленинград : Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1964. 17 с.
16. Прудякова Л. Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. с. 251–255.
17. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. – 622 с.
18. Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника // Дошкольное воспитание.
1991. № 7. С. 67-71.
19. Удалова Н.Ю. Формирование самостоятельности в хозяйственно –бытовом труде у
детей старшего дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2016. № 10. с. 60-63
20. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.учреждений
высш. проф. образования :Г.А. Урунтаева. 3-е изд.,стер. М.: «Академия», 2014. с.272.
21. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Славянский дом
книги, 2014. 960 с.
22. Хисматуллина М.Е. Формирование самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых игр // Наука XXI века: проблемы и
перспективы. 2015. № 1 (3). с.47-49
6
23. Чанчикова А.А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей
дошкольного возраста в ДОУ // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015.
№ 1 (2). с. 253-255
24. Шкрабова И.Н. Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста //
Научный альманах. 2015. №12. С. 661-663
25. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности. М.: Карапуз, 2010. 16 с.