Фрагмент для ознакомления
2
детерминант человеческого бытия в сторону субъективного мира, к изучению таких катeгорий субъектности, как человеческие возможности, творчество, свобода выбора, ответственность, которые входят в семантическое пространство проблемы «уверенности / неуверенности в себе».
Рассматривая роль личности в формировании уверенности в себе, мы разделяем взгляды Д. И. Фельдштейна, Т. Г. Мухиной, отмечающих особую роль социальности личности, состоящей в усвоении норм, правил, в системе и ансамбле взаимоотношений личности. В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает его своим достоянием – происходит социализация. Говоря о личностном в категории уверенности в себе, мы имеем в виду целостное системное образование, включающее в себя совокупность компонентов и характеристик. Социализируясь в процессе онтогенеза, человек овладевает личностным опытом, совершенствуется в общении, в деятельности.
Производной от уверенности является категория самооценки. Проблема влияния самооценки на социальный статус рассматривалась в исследованиях И.С. Кона, Р. Бернса, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, А.И. Липкиной, М.Г. Казакиной и др. Тем не менее, на наш взгляд, данная проблема недостаточно изучена в психологии. Анализ имеющейся литературы показал, что психологи в основном выделяют и исследуют данную проблему в подростковом и юношеском возрасте. Остановимся более подробно на трактовке понятия «самооценка».
A. В. Захарова интерпретирует самооценку как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности.
Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребёнка, Б.Г. Ананьев отмечал, что её исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в её производстве самого ребёнка.
B.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дают следующее определение самооценки - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
А.И. Липкина даёт следующее определение самооценки - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
А.В. Карпов отмечает, что «самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности, несет в себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности».
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, мы выделили функции самооценки: мотивационную, ориентационную, регулятивную, рефлексивную. Основная функция самооценки - регулятивная. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит эффективность его деятельности, реакция на успех и неуспех, его контактность и характер взаимоотношений с другими людьми. Наряду с регулятивной, выделяют ориентационную, мотивационную и рефлексивную функции. Перечисленные функции не охватывают в полной мере того влияния, которое оказывает самооценка на развитие личности. Они показывают связь между исследуемым качеством и личностью в целом.
Таким образом, самооценка - объективный фактор, влияющий на притязания личности, взаимоотношения между людьми. Она способствует организации процесса воспитания, содействует выработке объективных критериев своих поступков поведения, зарождает чувство неудовлетворённости собой, влияет на эффективность работы над собой.
Итак, самооценка - это компонент самосознания, субъективное и личностное образование психики человека, при рассмотрении которого необходимо учитывать факторы, влияющие на его формирование. Этому вопросу посвящено наше эмпирическое исследование.
Говоря о субъектном, мы имеем в виду способность личности к активности, его выраженную направленность на саморазвитие, а также способность к самоконтролю, ответственности. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что именно в системе жизненных отношений формируются и характеристики самого субъекта (с точки зрения его целостности), и способы построения (моделирования) жизни, а также ценностные характеристики различных сфер этой жизни (труда, конкретной профессии как личностно значимых для данного человека). Формирование жизненной позиции (как целостности личности и ее жизненных отношений) в дальнейшем определяет то, насколько успешно личность находит свое место в жизни (в соответствии с системой своих жизненных ценностей), насколько адекватно она самовыражается в жизни.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о уверенности в себе как о субъектно-личностной категории. Cоциальная уверенность представляет собой результат познания субъектом себя и внешнего мира в процессе его активного взаимодействия с социумом. Проходя единый и непрерывный процесс своего становления в возрастном и индивидуальном аспекте, в процессе активности личности, социальная уверенность как сложноструктурированное, системное образование находится в постоянной динамике и обнаруживает свое развитие.
1.3 Возрастные особенности уверенности личности
Одной из самых популярных отечественных возрастных периодизаций является периодизация Д. Б. Эльконина. В ее основе лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Он выделяет следующие возрастные периоды:
1) младенчество (до 1 года),
2) раннее детство (1-3 года),
3) дошкольный возраст (3-7 лет),
4) младший школьный возраст (7-11 лет),
5) подростковый (11-14 лет) и
6) юношеский (14-17 лет).
Подростковый возраст - период онтогенеза, соответственный переходу от детства к юности. Это время является важным для каждого человека, так в этот период мы проходим сложные перемены в жизни, пересматриваем свое отношение к миру, к людям. Ф. Райс и К. Долджин отмечают, что подростковый возраст - это период жизни между детством и зрелостью». По их мнению, подростковый период не един и однороден. И. Г. Малкина-Пых говорит о том, что «не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии» и «существует много классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и основанных на разных критериях)». В психологии критерии возрастной классификации определяются:
1) конкретно-историческими и социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности;
2) возрастной физиологией;
3) созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте имеет две стороны - количественную (заключается в степени и уровне развития, подросток быстрее и легче решает интеллектуальные задачи) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов, то есть способ решения задач).
Для подростков в отличие от детей характерно:
1) более эффективное использование отдельных компонентов обработки информации, таких как память, запоминание, а также ее использование в других ситуациях;
2) более сложные стратегии решения различных типов проблем;
3) более эффективные способы овладения и символического сохранения информации;
4) более высокая степень исполнительных функций, включая планирование, принятие решений, гибкость при выборе стратегий из широкого ряда сценариев.
Умственное развитие подростка заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. «В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации». Стиль мышления во многом зависит от типа нервной системы.
Развитие личности в юношеском возрасте связано с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению, поиском своего места в социуме; становлением жизненной позиции, переосмыслением общественных и духовных ценностей. В этот период решаются вопросы выбора будущей профессии, утверждается самостоятельность и способность строить жизненные планы. С другой стороны, встреча с неопределенным будущим, особенно в период нестабильности, способствует возникновению неуверенности в себе. В связи
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. АбульхановаСлавская // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6, № 5. – С. 15–18.
2. Будич Н.Ю. Уверенность в себе как фактор личностного самоопределения: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – Хабаровск, 2005. – 154 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.
4. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы IV научн. конференции. – Рязань, 1974. – С. 100-102.
5. Головина Е.В. Структура уверенности и когнитивные стили: дисс. … канд. психол. наук /– М., 2006. – 134 с.
6. Зиновиева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01.– М., 198 – 220 с.
7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979. – 170 с.
8. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. – 2006. – № 1 (3). – С. 63-73. 8. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – С. 169.
9. Лазарус, А. Мысленным взором: образы как средства психотерапии / А. Лазарус. – Москва : Класс, 2000. – 304 с.
10. Мухина, Т. Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных классов) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Г. Мухина. – Нижний Новгород, 2003. – 216 c.
11. Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения. / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 224 с.
12. Петровский, А. В. Феномен субъектности в психологии личности : дис. … д-ра психол. наук в форме науч. докл. / А. В. Петровский. – Москва, 1993. – 76 с.
13. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник РГУ. Вып. 1. Ч. 2. – Изд-во РГУД, 1996. – С. 132-146.
14. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 175 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с. : ил.
16. Селиванов В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов // Вопросы психологии личности. – Рязань: РГПИ, 1973. – С. 4-17.
17. Судаков К.В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправленности деятельности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 1976. – Вып. 4. – С. 694-704.
18. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. –1985. – № 6. – С. 26–27.
19. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.