Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Степень демократичности государства на международном уровне зависит от прав, которые
предоставляются работникам, и от уровня реализации данных прав. Наша страна, провозгласив
себя социальным и правовым государством, чтобы достичь поставленные цели должна в новых
условиях экономики сформировать развитую структуру социальной защиты .
Практика показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой основа социальной защиты
– это социальное страхование. Восстановление социального страхования в нашей стране связано
сегодня с определенными сложностями. Когда работает государство как монопольный
работодатель, государство как монопольный распорядитель социальных выплат, в массовом
понимании создаются определенные стереотипы, которые исключают ответственность
работников и работодателей. А ведь это важно – интегрированные усилия и работников, и
работодателей по формированию специализированные институтов социальной защиты –
обязательного и добровольно социального страхования.
На сегодня социальные и экономические условия, которые описывают расслоение социума на
богатых и бедных, говорят о падении уровня жизни населения, значение социального страхования
как структуры мер правового, экономического, организационного характера, которые нацелены
на компенсацию изменения материального и социального положения работников, растет.
Важное значение в таких обстоятельствах приобретает обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности, в пределах которого удовлетворяются важные
жизненные человеческие потребности в выживании, безопасности и стабильности. От того,
насколько полно в рамках данного вида обязательного страхования компенсируется утраченный
доход, будет зависеть и защищенность, стабильность работников .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса относительно пособия по временной
нетрудоспособности.
Актуальность темы курсовой работы характеризуется приоритетом для государства
демократического типа, каким можно назвать нашу страну, предоставить, гарантировать и
защищать права и свободы гражданам, в том числе утраты ими трудоспособности.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) изучить понятие пособия по временной нетрудоспособности и основания его назначения;
2) проанализировать развитие законодательства о пособиях по временной
нетрудоспособности;
3) охарактеризовать отдельные виды пособий по временной нетрудоспособности.
Объектом исследования являются пособия по временной нетрудоспособности. Предметом
исследования являются социально-экономические отношения, возникающие при назначении
пособий по временной нетрудоспособности.
Методы исследования: обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования,
количественный и качественный анализ статистических данных, сравнительно-правовой метод.
4
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Проблемы пособий по временной нетрудоспособности рассматривались в работах таких авторов,
как Роик В. Д., Луганцев В. М., Никонов Д. А., Мелехин А. И. и др.
1 Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности
1.1 Пособие по временной нетрудоспособности: опыт СССР
Для оказания помощи лицам, которые утратили трудоспособность, и, как следствие – источник
дохода, в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31.10.1918 года, который утверждал Положение
о социальном обеспечении работников , была конкретизированы основания, круг лиц, размер и
срок выплаты пособия в случае временной нетрудоспособности.
Во времена СССР выше рассмотренное Положение о социальном страховании не могло не иметь
свойств, которые были присущи Декларации прав трудящегося народа. Значит, лицаработодатели не могли иметь права на получение пособий по временной нетрудоспособности.
Согласно статье 2 рассматриваемого Положения, обеспечение социальному страхованию должны
были проходить все лица, источником дохода которых являлся свой труд, кто не эксплуатировал
чужой труд, независимо от характера и длительности работы, и того, работают ли они в
госпредприятиях, акционерных обществах и пр. Пособие назначалось в случае, если работник
временно утратил трудоспособность, что было сопряжено с утратой заработка – не зависимо от
того, что стало причиной нетрудоспособности. Это мог быть карантин, болезнь, травма и пр.
Пособия выдавались за все пропущенные с болезнью и др дни работы. Сроки выплаты пособия не
были еще тогда определены каким-то сроками. Выплачивать пособие можно было до
восстановления трудоспособности или до назначения пенсии по инвалидности.
В советское время обстоятельства выплаты пособий являлись достаточно жесткими. Если в итоге
болезни работник не утрачивал заработок или хотя бы его часть, то пособие по временной
нетрудоспособности не выплачивалось. Если работник лечился в санатории, то величина пособия
ему могла быть снижена. Предельные уровни такого понижения были установлены для
работников, которые имели иждивенцев.
Размер пособия, согласно рассматриваемому Положению, представляется достаточно высоким.
Размер пособия в СССР был равен заработной плате лица, которое это пособие получает.
Максимальный уровень пособия мог быть равен наивысшей ставке по тарифу, которая
допускается в соответствии с нормативно-правовыми актами того времени. Минимальный размер
пособия соответствовал минимальной ставке тарифа.
Общее положение о тарифе, утвержденное Декретом СНК РСФСР 17.06.1920 , определяло право
работников, кто не пришел на работу вследствие временной нетрудоспособности, получать
пособие по установленным правилам.
Второй Кодекс законов о труде РСФСР включал в себя положения о социальном страховании. В
большей части второго КЗоТ РСФСР содержались принятые документы нормативного характера.
Были и определенные изменения. Например, если раньше было предусмотрено ограничение на
5
снижение уровня пособия только для лиц, которые имели иждивенцев, то уже с 1922 года всегда
принималось правило: пособие не могло быть меньше две трети ставки тарифа трудящегося такой
квалификации.
В 1927 году правила выдачи пособия по социальному страхованию ужесточаются. Теперь
получение пособия коррелировало с уровнем добросовестности работника.
Совет народных комиссаров своим Постановлением от 15 января 1927 года «О мероприятиях по
борьбе с прогулами» дал право страховым кассам не производить выплату по временной
нетрудоспособности, когда установлена нетрудоспособность, например, в результате острого
опьянения и действий, которые с ним связаны (например, работник подрался или был ранен в
пьяной драке). Также, выплаты не предоставлялись, если нетрудоспособность продолжалась
более трех дней, а также, если отпуск для лечения работником использовался не по назначению.
В 1931 году Постановление ЦИК СССР от 23.06.1931 года «О социальном страховании»
нормативно фиксировало конкретные положения относительно дискриминации в области права
на пособие по временной нетрудоспособности. Было введено различие между величиной
пособия в зависимости от стажа работы. Правом на выплаты по временной нетрудоспособности в
размере 100 % от среднего заработка обладали работники, у которых непрерывный стаж работы
составлял более чем два года, при этом важно было, чтобы общий стаж составлял не меньше трех
лет. Это относилось к служащим, работавшим на производстве, но не к административноуправленческому персоналу (так называемые «конторы»). Служащие контор при таком стаже
получали право на пособие по временной нетрудоспособности за первые 5 дней
нетрудоспособности в размере три четверти заработка, а с шестого дня нетрудоспособности –
имели право на получение размера пособия в полном объеме.
Особые обстоятельства были созданы для ударников коммунистического труда – им пособие в
размере 100 % среднего уровня зарплаты назначалось при наличии непрерывного стажа работы в
течение года. По прошествии года работы на предприятии получали право на
Фрагмент для ознакомления
3
1) Конституция РФ, принята 12.12.1993 //Российская газета. 3237. 25.12.1993.
2) Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3) Декрет СНК РСФСР от 31.10.1918 года ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ТРУДЯЩИХСЯ//
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4478#05013093301539767
4) Декрет СНК РСФСР от 17.06.1920 "Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма
и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)"//
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4013#08088505009214247
5) Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ // Парламентская газета, № 151-152,
10.08.2000.
6
6) Постановление СНК СССР от 15.01.1927 "О мероприятиях по борьбе с
прогулами"//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=4059#068922645180
79643
7) Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.06.1931 "О социальном
страховании"//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3980#007955554
392363284
8) Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (ред. от 14.08.1991, с изм. от
02.03.2006) "О пособиях по государственному социальному
страхованию"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1975/
9) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам» // Российская газета, № 58, 22.03.2007.
10) Письмо ФСС РФ от 14.02.2007 № 02-13/07-721 «О порядке выплаты пособия по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в случае, если продолжительность
страхового стажа застрахованного лица составляет менее 6 месяцев» // Документы и
комментарии, № 6, 12.03.2007.
11) Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 10.06.2019) "Об
утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (Зарегистрировано в Минюсте России
07.07.2011 N 21286)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116333/
12) Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ //Российская газета. №256. 31.12.2001.
13) Распоряжение Президента от 12.05.2000 г. № 151-рп. «О подписании Европейской
Социальной Хартии (пересмотренной) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2118.
14) Указ Президиума ВС СССР от 25.01.1960 "О пособиях по временной нетрудоспособности
рабочим и служащим, ушедшим с предыдущей работы по собственному желанию"//
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=28337#09704049999438987
15) Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от
19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/
16) Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета,
№ 153-154, 12.08.1998.
17) Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/
18) Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию» // Российская газета, № 297, 31.12.2006.
7
19) Абрамова Э.В. Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности
работодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения // Налоги (газета), 2011,
№ 45
20) Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля
1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»- М.: Норма, 2016.
21) Глотова Ж.А. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и порядок их
выдачи // Налоги (газета), 2011, № 37
22) Глотова Ж.А. Пособие по беременности и родам // Налоги (газета), 2016, № 40.
23) Глотова Ж.А. Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по
беременности и родам // Налоги (газета), 2009, № 45, 46
24) Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной
нетрудоспособности // Трудовое право, 2009, № 1, 2.
25) Кулаева Н.С. Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в организациях машиностроения и
металлообработки // Налоги (газета), 2016, № 32
26) Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / Новый Трудовой кодекс
Российской Федерации и проблемы его применения. – М.. Норма, 2017.
27) Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т. 1.- М.: Проспект, 2018.
28) Мелехин А.И. О порядке расчета средней заработной платы застрахованным от
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в 2011 году // Трудовое
право, 2011, № 9.
29) Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М.:
Юристъ, 2016.
30) Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Маглобели Н.Д. Трудовое право. -М., Юнити, 2017.
31) Роик В.Д. Социальная политика времен отказа патернализма и иждивенчества // Человек и
труд. 2008. №2.
32) Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – Ростов-на-Дону, 2016.
33) Трудовое право. Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 2017.
34) Трудовое право России: Учебник. Под ред. А.М. Куренного.- М.: Юрист, 2016.
35) Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование /
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения.- М.: Проспект, 2007.
36) Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. –
М.: Проспект, 2015.