Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В структуре психических процессов речь занимает особое положение. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Следовательно, одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-либо событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного развернутого изложения. Лингвистические особенности монологической речи, ее характеристику и структуру изучали , исследователи в области лингвистики, как И.Н. Горелов, К.Ф. Седов, М. Р. Львов, К.А. Филиппов. Авторами рассматривались структурно-семантические особенности монологической речи и ее структура.
В формировании монологической речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. У детей с нормальным речевым развитием в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. Пересказ представляет собой воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Вопросы формирования связной речи в норме изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Е.И. Тихеевой и др.
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся развития связной речи детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали В.К. Воробьева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и др. У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) без специального и целенаправленного обучения речевая активность не возникает. В трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития связной речи детей дошкольного возраста. Методика развития навыков пересказа описательных рассказов дошкольниками с ОНР рассмотрена в работах Т.Б. Филичевой и Л.Ф. Спировой. Эти авторы определили цели и задачи развития навыков пересказа дошкольников, а также рассмотрели специфические условия становления связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков пересказа описательных рассказов.
Предмет исследования: особенности развития у старших дошкольников с ОНР навыков пересказа описательных рассказов.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития у старших дошкольников с ОНР навыков пересказа описательных рассказов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать лингвистический аспект развития у старших дошкольников с ОНР навыков пересказа описательных рассказов.
2. Рассмотреть закономерности развития навыков описания и пересказа текстов в онтогенезе.
3.Дать характеристику способности к пересказу текстов детей с ОНР.
4. Проанализировать методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков пересказа текстов.
Методы исследования: в процессе исследования применялся метод анализа научно-методической литературы.
1. Лингвистический аспект развития у детей навыков пересказа описательных рассказов
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики.
М. Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» [43, с. 59].
С. Л. Рубинштейн пишет, что «речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» [46, с. 136]. Становление устной речи и умений речевого общения, является основной цель работы по развитию речи.
Описание является одним из распространённых компонентов монологической речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки.
Выделяют ряд разновидностей устной монологической речи, или функционально смысловые типы монолога: описание, повествование и рассуждение. Специфические особенности данных функционально смысловых типов монолога получили освещение в трудах Е.С. Кубряковой,
К.А. Филиппова, А.М. Шахнаровича и др.
По мнению Н. Н. Ивановой, описание – сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, представляет собой относительно развёрнутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных в статическом состоянии [27]. Таким образом, описание – это функционально-смысловой тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.
Рассказ-описание представляет собой вид монологической речи. В лингвистике, психологии, педагогике и в смежных с ними областях научного знания речь принято рассматривать как процесс использования языка в целях общения людей.
Выделяются определённые схемы построения описательных текстов, которые строятся в следующем порядке: 1 – определение; 2 – целое – части; 3 – внешние свойства (форма, материал); 4 – место; 5 – внутренние свойства: функции, употребление.
Тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый – неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие. Наконец, принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.
С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.
К.А. Филиппов утверждает, что фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность 60.
Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
Также К.А. Филиппов утверждает, что при описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет 60.
Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.
Наиболее разнообразны и индивидуальны описания в художественном произведении. Их структура, используемые средства определяются не только предметом речи, жанром, функцией в тексте, но и творческой манерой автора и т.д.
И.Н. Горелов и К.Ф. Седов считают, что в содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике. Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места. Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты, либо имеют качественно изобразительное значение 19.
Также, по мнению данных исследователей, в описательных рассказах часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или «вневременное» состояние. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними. Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (например, еле заметная тропка ответвилась от нее) [19].
С точки зрения К.А. Филиппова, для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часто встречаются описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описании с планом прошедшего времени ниже, чем в описании с планом настоящего времени. Строю предложений в описании нередко присущ синтаксический параллелизм [60].
По мнению В.П. Глухова, описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З.Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 128 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методический терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 60 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
4. Барменкова, Г.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.13 [Текст] / Г.Д. Барменкова. – М., 1995. – 23 с.
5. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / О.А. Безрукова,
О. Н. Коленкова. – М.: Русская Речь, 2014. – 58 с.
6. Белавина, Н. Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей [Текст] / Н.Н. Белавина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 60 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич, – М: Просвещение, 2017. – 83 с.
9. Быховская, А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР [Текст] / А.М. Быховская, Н.А. Казова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 31 с.
10. Валявко, С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 [Текст] / С.М. Валявко. – М., 2006. – 24 с.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник [Текст] / Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
12. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, под науч. ред. И.Е. Левченко. – М: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М: Просвещение, 2012. – 654 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М: Просвещение, 2011. – 472 с.
16. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для педвузов [Текст] /В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2008. – 351 с.
17. Глухов, В. П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – М. , 2005. – № 3. – 13-24 с.
18. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002. – 144 с.
19. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие [Текст] /
И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2011. – 304 с.
20. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. – М: АРКТИ, 2001. – 64 с.
21. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / Б. М. Гриншпун, В. И. Селиверстов // Дефектология. – 2008. – № 3. – С. 81-85.
22. Грушина, Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Грушина // Логопед. – 2009. – № 1. – С. 10-17.
23. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – С. 40.
24. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): книга для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
25. Ефремова, О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Ефремова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 43-47.
26. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] /Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2008. – 370 с.
27. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. 2012. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2649.phtml (дата обращения: 24.01.2020).
28. Карнаухова, Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Я.Б. Карнаухова // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 48-57.
29. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет [Текст] / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб.: Речь, 2107. – 144 с.
30. Кескевич, В.В. Использование метода наглядного моделирования при формировании монологического высказывания у дошкольников [Текст] /
В.В. Кескевич, О.В. Гоглачева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов. – Екатеринбург: ЕГУ, 2013. – С. 141-145.
31. Ковригина, Л. В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /Л.В. Ковригина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 45–52.
32. Кривощапова, Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2006. – № 2 (10). – С. 124-130.
33. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е.В. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. – М.: МГУ, 2009. – 245 с.
34. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения : учеб.пособие для студентов [Текст] / ТА. Ладыженская. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 840 с.
35. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб: Союз, 2014. – 265 с.
36. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 3. – С. 136-141.
37. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98.
38. Леонтьев, А. Н. Психология общения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М: Тарту, 2014. – 371 с.
39. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: учебник для вузов /
А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997 – 287 с.
40. Лепская, Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации [Текст] /
Н.И. Лепская // Вопросы языкознания. – 2006. – №2. – С. 82-89.
41. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М: Просвещение, 2013. – 368 с.
42. Лисина, М.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /
М.И. Лисина. – М: ВЛАДОС, 2012. – 276 с.
43. Львов, М.Р. Основы теории речи: учебное пособие [Текст] / М.Р. Львов. – М: Академия, 2010. – 248 с.
44. Минюшева, И.Ф. Описание как функционально-смысловой тип речи [Текст] / И.Ф. Минюшева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2015. – № 2 (5). – С. 91-94.
45. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, – 2009. – 236 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 712 с.
47. Сазанова, С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР (комплексный подход): учебное пособие Текст // С.Н. Сазанова. – М: Академия, 2013. – 144 с.
48. Скоробогатова, А. И. Методика развития речи: учеб. пособие [Текст] / А. И. Скоробогатова. – Казань: Познание, 2014. – 119 с.
49. Солганик, Г.Л. Синтаксическая стилистика [Текст] /Г.Л. Солганик, 5-е изд. М.: URSS, 2013. 232 с.
50. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
51. Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст] / Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 54-59.
52. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 классы [Текст] / Л. Ф. Спирова.– М.: Педагогика, 2015. – 192 с.
53. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 165 с.
54. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2013. – 112 с.
55. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2015. – 9 с.
56. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: логопедическая тетрадь [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 47 с.
57. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 133 с.
58. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
59. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М: Академия, 2013. – 103 с.
60. Филиппов, К.А. Лингвистика текста [Текст] /К.А. Филиппов. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. – 332 c.
61. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2016. – 393 с.
62. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 592 c.
63. Четверикова, Т.Ю. Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания [Текст] /Т.Ю. Четверикова // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сб. науч. тр. и по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С.110–111.
64. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие [Текст] / А.В. Чулкова. – М: Феникс+, 2018. – 221 с.
65. Шадрина, Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст] /Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4 (11). – С. 326-328.
66. Шахнарович, А.М. Проблемы деятельности и речевой деятельности [Текст] / А.М. Шахнарович //Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Институт языкознания, 2009. – С. 120-136.
67. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] / С.Н. Шаховская; под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Психолингвистика и современная логопедия, 2017. – С. 41-47.
68. Шишкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2013. – 240 с.
69. Шишлова, Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01[Текст] / Е. А. Шишлова. – М., 2012. – 16 с.
70. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст] /
Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2014. – 234 с.