Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение феномена материнства, в том числе девиантного, является актуальной социальной и психологической проблемой. Постоянные изменения, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к тому, что происходит трансформация репродуктивной функции женщины, её отношения к статусу матери, ребенка и самой роли материнства. Особую тревогу у исследователей и практиков вызывает проблема раннего материнства, когда несовершеннолетняя мама вынуждена решать несвойственные её возрасту задачи, осваивать несвоевременную, с точки зрения сложившихся социальных предписаний, конвенциональную роль, к которой часто не готова психологически. Одной из причин юного материнства в настоящее время становится рост сексуальной активности подростков, которая, в свою очередь, ведет к увеличению числа не планированных беременностей. Отсутствие у несовершеннолетних матерей изначально осознанного внутреннего желания иметь ребенка и психологической настроенности на беременность влечет за собой ряд серьезных социально-психологических проблем [12; 15].
Однако психологические особенности девиантных матерей до настоящего времени изучены недостаточно и часто исследуются, и интерпретируются, исходя из нравственноморальной установки авторов, что препятствует получению объективированного знания. Девиантное материнское поведение – это поведение, препятствующее сохранению здоровья ребенка и усложняющее его нормативный процесс развития. Сам термин «девиантное материнство» появился благодаря исследованиям К. Боннэ и Э. Бадинтер (цит. по [15]).
Дальнейшим изучением данной темы занимались В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова, Н.Н. Васягина и др. [3; 5]. Отечественные психологи изучали такие аспекты материнства, как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, И.В. Добряков, Г.Б. Скобло и др.) [2; 7; 14]; эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.И. Захаров, А.С. Батуева и др.) [15]; факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, О.В. Баженова и др.) [4]; личные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (С.Ю. Мещерякова, О.А. Карабанова и др.) [9].
Предмет: особенности несовершеннолетних матерей
Объект: психологические особенности несовершеннолетних матерей.
Цель: рассмотреть психологические особенности несовершеннолетних матерей
Задачи:
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей несовершеннолетних матерей
1.1 Феномен материнства
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.
Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
В психологических исследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.
Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п.
Именно в этих исследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (и объясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такие работы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.
Феномен материнства рассматривается большинством психологов как материнско-детское взаимодействие, основной задачей которого является воспитание ребенка. С позиции культурно-исторического подхода (М. Мид), это феномен, который изменяется от эпохи к эпохе. Привязанность и забота матери к ребенку заложены в биологических условиях зачатия, и только сложные социальные установки могут полностью их подавить.
До конца 18 века репродуктивная функция женщины (Э. Бадинтер) рассматривалась как рядовая, как обязанность в семье, ничем не уступающая функции домоводства, так же, как и материнская любовь, которая была индивидуальным делом женщины [15]. Отношение и ценность ребенка оценивалась в первую очередь его сословным положением, порядком родства и полом, а не какими-то личностными качествами. Биологический аспект материнства объединяет в себе исследования Д. Дьюсбери, К. Лоренца, в которых сама мать рассматривается как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. В частности, уделяется внимание формированию поведенческих механизмов материнства. В исследованиях К. Остина и Р. Шорта, P.M. Shereshefsky и L.J. Yarrow и др. было выявлено, что решающую роль в регуляции материнского поведения играют гормоны, но реализация данного поведения будет зависеть от внешней стимуляции (цит. по [15]). Научные подходы Т.В. Гудковой и Е.Б. Марущак рассматривают материнство с психологической точки зрения [6]. В период беременности у женщин учитываются особенности их психического состояния, в первую очередь, наличие депрессивных состояний и стрессов в данный период. Считается, что наиболее опасными, как для матери, так и для ребенка, являются депрессивные состояния во втором и третьем триместрах беременности. Матери, которые в силу определенных жизненных обстоятельств не способны полноценно заботиться о ребенке, и составляют группу риска девиантного материнства. Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения ребенка. Г.Г. Филиппова отмечает, что поведение матери в распознавании эмоционального состояния ребенка достигает зрелости лишь в детском и подростковом возрасте [15]. Наиболее распространёнными формами девиантного материнства считаются: отказ матери от ребенка; жестокое обращение с ребенком (сексуальное и физическое насилие); частое прерывание беременности (аборт); инфантицид (детоубийство); ранняя беременность; сознательное откладывание беременности на поздний возраст [8]. К. Бонэ, И.В. Добряков и др. ученые выделяют ряд факторов, которые обусловливают данное поведение женщин. К ним относят степень планирования и желательности беременности; характерологические особенности женщины; степень физиологической и психологической готовности к материнству; динамика психического и соматического состояния женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде; взаимоотношения матери в семье; наличие патологий; физическое и психическое состояние ребенка; социальный статус и образ жизни матери [7; 15].
1.2 Девиантное материнство
Девиантное материнство также рассматривается как нарушение становления материнско-детских взаимоотношений, что выражается в личностных качествах женщины и выстраивании послеродовых отношений с ребенком. Некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, возникновение интереса к детям в детстве) оказывают влияние на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли.
Одним из главных периодов беременности, по мнению Ю.С. Мещеряковой, является период самосознания женщины, направленный на принятие своей новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку [9].
Данный период включает в себя принятие женщиной решения о сохранении беременности или её искусственном прерывании, а также принятие ребенка уже после родов. Как отмечает ряд отечественных ученых (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман и др.), на формирование готовности к материнству у матерей с отклоняющим поведением могут оказывать влияние такие факторы, как личностные
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Белобрыкина О.А., Белобрыкина М.А. Ролевые функции отца и матери в системе взаимоотношений с детьми // Модели сопровождения семьи и детства: матери алы VIII всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблема специальной психологии в образовании» (20-21.11.2008). Новосибирск: НГПУ, 2009. С. 24 – 41.
2. Белобрыкина О.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника // Психология третьего тысячелетия: II Международная научнопрактическая конференция: сборник матери алов /под общ. ред. Б.Г.Мещерякова. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015. С. 44 – 48.
3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психология развития. 2000. Т. 21. Вып. 2. С. 79 – 87. Научный журнал • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online) № 3. - 2018 87 4. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 38 – 47.
5. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Екатеринбург: [б.и.], 2013. 364 с.
6. Гудкова Т.В., Марущак Е.Б., Вопилова И.И. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2014. 56 с.
7. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
8. Есипович Н.С. Причины несформированности чувства любви у девиантных матерей // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Матери алы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 19- 21 декабря 2018 г.): в 3-х ч. Ч. 3 /под ред. О.Б.Ганпанцуровой. Новосибирск, НГПУ, 2018. С. 203 – 205.
9. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18 – 27.
10. Митрушина Н.А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 47 с.
11. Нестерова С.Б. Особенности подросткового сензитивного нарциссизма //Развитие человека в современном мире: матери алы V Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием / Под редакцией Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 202 – 213.
12. Нестерова С.Б. Эмоциональные особенности женщин в период подростковой беременности //Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник № 3. - 2018 88 научных матери алов /под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 230 – 234.
13. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: методическое руководство. М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.
14. Скобло Г.В. Отклоняющееся материнство при послеродовых депрессиях у женщин // Материнство. Социально-психологические аспекты (норма и девиация): матери алы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 131 – 135.
15. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
16. Филиппова Г.Г. Диагностика материнского отношения до рождения ребенка // Материнство. Социальнопсихологические аспекты (норма и девиация): матери алы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 94 – 98.