Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема конфликтов для любого общества всегда была в той или иной
степени актуальна. Но в России на всех этапах развития конфликты оказывали
не просто заметное, а решающее, как правило, влияние на ее историю. Борьба
за власть, войны, революции, борьба за собственность, убийства,
межгрупповые и межличностные конфликты в организациях, самоубийства,
бытовые и семейные конфликты как способы разрешения внутриличностных
конфликтов – это главные причины гибели людей в нашей стране.
Как доказывает жизнь, конфликт не относится к тем явлениям, которыми могут
эффективно управляться на основании жизненного опыта и здравого смысла.
Конфликт - наиболее острый способ для разрешения значимых противоречий,
которые возникают в процессе взаимодействия, обычно сопровождающийся
негативными эмоциями и заключающийся в противодействии субъектов
конфликта.
Актуальность темы исследования обусловлена значительными социальными
изменениями, которые способствуют развитию неустойчивым,
неопределенным и неоднозначным внутрисемейным связям. Подавляющим
большинством специалистов (психологами, социологами, философами и т.д.),
изучающих современную семью, поддерживается мнение о том, что сегодня
семья переживает кризис. Семья как посредник между социумом и ребенком
оказывает значительно влияние на его развитие в подростковом и юношеском
возрасте. Однако, не всегда отношения между родителями и детьми носят
положительный характер. Сегодня обнаруживается тенденция к конфликтному
поведению между родителями и подростками и юношами.
Проблема отношения подростков и юношей с родителями в настоящее время
является актуальной и сложной. Сложность детско-родительских отношений
обусловлена, в первую очередь, психологическими особенностями
подросткового и юношеского возраста. Во время избавления от родительской
опеки происходит бурное становление и развитие самосознания, формирование
идентичности и поиска своего места в мире.
Изучением внутрисемейных отношений занимались А.М. Гимадиев, А.Д.
Дмитриева, Е.А. Евтушенко, З.Г. Ишембитова, И.А. Курочкина, Л.А.
Николаева и др.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена значимостью
подросткового и юношеского возраста для становления личности, особым
состоянием детско-родительских отношений в эти возрастные периоды. Оно
протекает с кризисами и конфликтами.
4
Гипотеза: Степень конфликтности между родителями и подростками зависят от
стиля воспитания.
Цель исследования – рассмотреть конфликты детей и родителей в
подростковом возрасте.
Объект исследования: конфликты подростков и родителей.
Предмет исследования: особенности конфликтов подростков с родителями.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста;
- изучить конфликтные отношения подростков с родителями;
- изучить методы и методики исследования;
- дать анализ результатов исследования конфликтов детей и родителей.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список
литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов детей и родителей в подростковом
возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это переход ребенка к самостоятельной жизни. У
подростка происходит изменение как организма, так и психики. Существенные
физиологические изменения происходят на гормональном, морфологическом и
психофизиологическом уровнях. Взросление сопровождается существенными
психологическими преобразованиями, среди которых немаловажное место
занимает система отношений подростка с миром и окружающими людьми.
Ведущей деятельностью является общение, как со значимыми взрослыми, так и
со сверстниками .
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста
является формирование личности подростка, которое осуществляется под
влиянием окружающей действительности. Подростковый возраст
характеризуется изменением социальной ситуации развития, специфика
которой заключается в том, что подросток находится в положении между
взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою
независимость. Избавление от родительской опеки проходит не путем разрыва
5
отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Семья, школа
и сверстники подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и
смысл.
Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием
группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и
получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух
направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от
родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников.
Важным этапом развития психики, который приходится на подростковый
возраст, является осознание своей индивидуальности, становление устойчивого
образа собственного «Я», то есть формирование самосознания.
Психологическим развитием подростка является его проблема интересов,
которая начинает появляться в этом возрасте. Этому способствую
новообразования в этом возрасте, а именно — стремление к взрослости,
самостоятельность, развитие самосознания. Также в подростковом возрасте
очень часто бывает падение школьной успеваемости. Это связано с тем, что
линия развития интересов и линия развития механизмов поведения
разъединяются. Выступают отношения истинных биологических потребностей
организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем
интересами. Также происходит изменение внутренней системы потребностей,
появляются новые интересы и отмирают старые, подросток начинает
интересоваться совершенно новыми вещами .
«Развитие не протекает равномерно и правильно, развитие подростка и
развитие его интересов выступает как аритмическое движение, в котором есть
отдельные фазы». - О. Кро. Также у подростка присутствуют некоторые фазы,
которые он должен пройти в подростковом возрасте:
Фаза влечений — эта фаза включает в себя возбудимость, утомляемость, смену
настроения, крушение авторитетов.
Фаза развития интересов. Эта фаза сначала стоит под знаком романтических
стремлений, а под конец реалистическим выбором интереса, но именно того
интереса, который действительно нравится подростку.
Негативная фаза — фаза, которая длится 8-9 месяцев. В 14-16 у мальчиков и 13-
14 лет у девочек. Она включает некий негативизм подростка. Негативизм —
упрямство, нежелание что-то делать и так далее.
Фаза утверждения — на данной фазе появляется повышение интересов.
В воспитании подростка нужно учитывать все эти фазы.
Также у подростков появляется острое сексуальное любопытство. У девочек
появляются первые менструации, а у мальчиков появляются первые поллюции.
6
У подростков появляется снижение продуктивности, стремление к одиночеству,
самоизоляция. У подростка также часто появляется негативизм, при том почти
ко всему. «Я» подростка и его мир разделены друг от друга.
Период полового созревания — почва для истерических реакций. В истериках
подростка присутствует так называемый аффект. Аффект в свою очередь — это
непосредственная организация волевой жизни, свойственная в особенности
подростку к началу его полового созревания. Целевая воля, господствующая
над аффектом, это овладение собственным поведением, управление собой,
умение ставить цели своему поведению и достигать их — это то новое, что
лежит в основе развития психических функций в этом возрасте .
Развитие высших психических функций в подростковом возрасте.
Высшие психические функции по Выготскому — это сложные психические
процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное
происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и
обладают произвольным характером осуществления. Все высшие психические
функции образуют сложную систему, где центральной функцией для развития
подростка, является мышление. Мышление способствует важнейшему этапу в
подростковом возрасте, а именно образованию понятий.
Все высшие психические функции зависимы от социально-культурного
развития ребёнка. Психическое развитие в переходном возрасте состоит из
перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов, то
есть происходит развитие высших психических функций в данном возрасте.
Половой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анциферова, Е.Б. Конфликтология: Учебное пособие. / Е.Б.
Анциферова.– М.: ЮНИТИ. - 2014. - 452 с.
2. Бойко, Ю.В. Детско-родительские отношения как одно из условий
развития у подростков позитивных установок на будущую семью / Ю.В. Бойко
// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3–2. – С.
241–244.
3. Вдовина, М.В. Рекомендации по психологопедагогической коррекции
детско-родительских отношений в семьях подростков / М.В. Вдовина //
Молодой ученый. 2015. № 21. – С. 703–705.
4. Гимадиев, А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и
повзрослевших детей / А.М. Гимадиев // Актуальные направления научных
исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). – С. 64–66.
7
5. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум /
Авт.-сост. О.Н. Истратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 316с.
6. Дмитриева, А.Д., Введение в теорию конфликтов. / А.Д. Дмитриева – М.:
Инфра-М. - 2013. – 763 с.
7. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных
отношений у старших подростков / В И. Долгова, Е.В. Попова, А.В. Молоканов
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 31. – С.
91–95.
8. Завражнов, В.В. Возможности оптимизации межличностного общения
подростков в условиях общеобразовательной школы / В.В. Завражнов, Е.Д.
Железнова // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 271-274.
9. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в
социальной работе / Д.В. Зайцев. - М.: Наука-Спектр, 2015. - 264 c.
10. Евтушенко, Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента
самосознания личности подростков в семьях с разными детскородительскими
отношениями / Е.А. Евтушенко // Наука. Образование. Личность. 2015. № 3. –
С. 95 – 101.
11. Ишембитова, З.Г. Некоторые теоретические подходы к формированию
детско-родительских отношений в семье / З.Г. Ишембитова // Вестник ВЭГУ.
2015. № 2 (76). – С. 44–52.
12. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие /
И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. унт, 2014. – 229 с.
13. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. –
Ижевск, 2019.- 418 с.
14. Нифонтова, А.А. Проблемы взаимоотношения подростков с родителями /
А.А. Никифонтова // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. – С. 38–41.
15. Паршина, В.В. Тренинг детско-родительских отношений в
психосоциальной работе с семьей / В.В. Паршина // Экономика, социология и
право. 2015. № 11. – С. 84–86.
16. Парфенов, О.А. Формирование конструктивных стратегий
межличностных отношений старших подростков / О.А. Парфенов // Концепт. –
2015. – №18. – С. 76–80.
17. Патрикеева, Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование
межличностных отношений в классном коллективе подростков / Э.Г.
Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 694-698.
8
18. Петрова, Ю.И. Направления оптимизации межличностных отношений в
подростковом коллективе / Ю.И. Петрова // Академия педагогических идей
«Новация». – 2016. – № 6. – С. 58-78.
19. Разгонова, Е.Ю. Управление конфликтами / Е.Ю. Разгонова // Молодежь
и наука. — 2018. — № 7. — С. 25.
20. Смирнова, Т.С. Психолого-педагогические условия оптимизации
межличностных отношений подростков со сверстниками / Т.С. Смирнова, Д.М.
Ивановская // Молодой ученый. - 2016. - №21.1. - С. 129-131.
21. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе / Е.Г. Сорокина. -
М.: Академия, 2015. - 208 c.
22. Тушнова, Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
детско-родительских отношений / Е.Л. Тушнова// Сборники конференций НИЦ
Социосфера. 2016. № 44. – С. 28 – 32.
23. Чебанов, В.Ю. Детско-родительские отношения в семье / В.Ю. Чебанов //
Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. – С. 246.
24. Черных, Н.А., Шипилова Ю.В. Взаимоотношения подростков со
взрослыми как психолого-педагогическая проблема / Н.А. Черных //
Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития:
материалы II международной научно-практической конференции. 2016. – С.
55–60.