Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последние годы наблюдается возрастание количества семей, относящихся к «группе риска». Это обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, изменением законодательства в отношении предоставления льгот и финансовой поддержки неполным и многодетным семьям, снижением уровня педагогической образованности семей, возрастанием количества заболеваний, наследственных и приобретенных, недостаточной развитостью системы социальной поддержки населения.
Таким образом, все более актуальным становится вопрос педагогического, психологического, социального и правового сопровождения семей, относящихся к «группе риска». В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска представляет собой категорию семей, в силу определенных обстоятельств подверженную негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что становится причиной дезадаптации детей и взрослых. Свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики.
Трудные жизненные условия свойственны для неполных семей, семей беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченных семей, безработных, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей, неблагополучных семей – все они входят в категорию «группы риска».
Трудные жизненные условия заключаются в финансовых проблемах, проблеме трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинских, психологических, социальных проблемах.
Отсюда актуальность поиска путей социальной поддержки и сопровождения данной категории семей, которое позволит оказать помощь в социализации, в осознании своих прав, будет способствовать улучшению жизненных условий. Значимость данной работы заключается в возможности применения полученных в ходе исследования результатов в практической деятельности социального работника по социально-правовому сопровождению семей «группы риска».
Объект исследования – семьи «группы риска».
Предмет исследования – социально-экономические проблемы правового сопровождения семей «группы риска» в современных условиях России.
Гипотезой исследования служит предположение: при условии организации и функционирования управления сопровождения существует возможность оказания практической помощи семьям группы риска.
Цель исследования: диагностические средства в практике работы по сопровождению семей «группы риска».
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность семей «группы риска»;
охарактеризовать семьи «группы риска», как объект социальной работы;
определить методики диагностики в практике работы по сопровождению семей «группы риска» в школе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Понятие и сущность семей «группы риска»
О семье, стали говорить с VIII – IX вв. Семья, первоначальный и наиважнейший воспитательный институт, связь с которым человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Семья – это зарождение начала внутренних духовных достоинств и морали человека, становление этических норм и правил поведения, принятие на себя ответственности за свои поступки, проявляются внутренний душевный мир и индивидуум качества личности. Семья увеличивает чувство собственной ответственности за воспитание детей, укрепляет новые оценочные категории - авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи [11, с. 47].
Одной из важнейших сфер и одним из главных объектов в социальной работе занимает семья. Семья – это сложнейшая форма организации человека, как отдельной единицы, так и группы людей в социуме, которая обустраивает не только форму жизнедеятельности людей, но и общественно экономические и юридические нормы. Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья довольно тонкая структура, которая реагирует на те или иные изменения, такие как политические, экономические, всё это в совокупности даёт позитивный или же негативный эффект. Россия уже довольно длительное время находится в экономическом кризисе, 5 лет назад 20% населения страны находилось за гранью бедности, в настоящее время этот показатель продолжает расти, что в свою очередь негативным образом влияет на семьи (Росстат). Низкий уровень доходов тяжким грузом складывается на молодые семьи, число которых составляет около 2 миллионов [16, с. 41].
Также не прекращается рост количества малообеспеченных семей и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все это, усугубляет внутрисемейные проблемы. Асоциальное поведение взрослых членов семьи ведён к административным правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних, детской беременности, раннему материнству, так же имеет свой риск детская и подростковая наркомания, токсикомания и алкоголизм.
Можно выделить причины возникновения семей «группы риска»: алкоголизированность одного или двух родителей, что переходит в антисоциальное поведение (попрошайничество, проституция, воровство и прочее); жестокое обращение с несовершеннолетними детьми; ненадлежащие исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержание несовершеннолетних детей; побеги несовершеннолетних детей из дома, также конфликтные взаимоотношения со сверстниками; сексуальное насилие родителей над детьми. Проанализировав условия возникновения семей «группы риска» становится ясно, что причин довольно много и у каждой из них есть связь, которая приводит к негативному эффекту. Неблагоприятные условия в которых находятся несовершеннолетние дети накладывает негативный отпечаток в физическом и психическом состоянии ребенка, что впоследствии приводит к плачевным последствиям [18, с. 117].
В дальнейшем дети из таких семей сталкиваются с рядом проблем, такими как: отсутствие навыков гигиены; трудности с адаптацией в незнакомой среде, неумение приспособится к новым обстоятельствам; преждевременная половая активность, что в свою очередь приводит к беспорядочным половым связям, нарушение сексуальной ориентации; утрата человеческих ценностей несовершеннолетними: жестокость, антиобщественное поведение, склонность ко лжи; слабые нормы морали или же их отсутствие; вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания); слабая заинтересованность несовершеннолетних в получении знаний.
Решение данных проблем детей практически не зависит от традиционной системы образования, которая не предполагает оптимальные (нормальные) условия для жизни семьи в обществе. Когда в семье имеется любая форма неблагополучия, для решения проблемы несовершеннолетнего необходима поддержка со стороны учреждения, предоставляющего социальную помощь, где осуществляются меры педагогической поддержки. Социальная неустроенность родителей приводит к затяжному психологическому напряжению в семье, что впоследствии порождает внутрисемейные конфликты, нарушающие не только супружеские, но и детско-родительские отношения. Затруднительное материальное положение семьи не даёт возможности удовлетворять все необходимые нужды. Аморальные поступки и асоциальные действия членов семьи впоследствии негативно отражаются на несовершеннолетних детях [19, с. 203].
Схожие проблемы можно перечислять достаточно долго, но в каждой семье они имеют в большей степени индивидуальный характер проявления. Тем не менее, не в каждой семье могут, имеется трудности, приводящие к социальному неблагополучию. Немалое количество семей успешно преодолевает проблемы и неврозы совместно, что сплачивает всех членов семьи. Но в некоторых случаях потеряв в себе уверенность, взрослые впадают в апатию, что снижает их социальную активность и грозит появлению безразличия не только к самому себе, но и к другим членам семьи, в том числе и детям. Внутреннее состояние и поведение ребёнка выступает неким индикатором семейного благополучия или же неблагополучия. Как принято понимать, неблагополучная семья – это та семья, в которой имеются нарушения целостности и структуры, где в дальнейшем обесцениваются или попросту теряются основные семейные функции [27, с. 113].
В совокупности всё это на ребёнке оставляет крайне негативный отпечаток, последствия которого могут проявиться в дальнейшем. Даже в неблагополучной семье ребёнок чувствует себя нужным и важным. Выпадая из семейной ячейки и попадая в совершенно другую систему, ребёнок не мож
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть 1). – Ст. 7598.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.
3. Акутина, С. П. Социально-педагогическое консультирование материнской семьи [Текст] / С. П. Акутина, Е. М. Гуданова // Молодой ученый. № 19 (99), 2015. – 333с.
4. Брюхова, Н. Г. Нравственное саморазвитие человека [Текст] / Н.Г. Брюхова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2015. – № 7. – С. 289-301.
5. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста: пособие для родителей [Текст] / Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
7. ГБОУ школа № 443 Фрунзенского района – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://xn--443-5cd3cgu2f.xn--p1ai/index/kontakty/0-81
8. Иванова, С.Р. Неблагополучная семья: причины и факторы / С.Р. Иванова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.scienceforum.ru/2014/.
9. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социальнопсихологическая проблема / О. Н. Истратова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://cyberleninka.ru/.
10. Классификация неблагополучный семей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.mpasbest.org/ru.
11. Князева, В. В. Педагогика [Текст] / В. В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
12. Климова, Т. Г. Психолого-педагогическая помощь детям «группы риска» и их семьям [Текст] / Т.Г. Климова // Вестник социальной работы. – 2016. – № 1. – С. 111-116.
13. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
14. Логическое мышление: что это такое и как его развивать? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://tatianabadya.ru/articles/improve/logicheskoe-myshlenie-chto-eto-t...
15. Макеева, С. А. Социально-педагогическая поддержка детей «Группы риска» [Текст] / С. А. Макеева, А. А. Макеева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf.
16. Мирошниченко, Л. Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах [Текст] / Л. Ю. Мирошниченко // Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 41-43.
17. Моцовкина, Е. В. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества [Текст] / Е. В. Моцовкина // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 7-8. – С. 167-170.
18. Немов, Р. С. Общая психология. Общая психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 2472 c.
19. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник [Текст] / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 c.
20. Овчинникова, Т. С. Педагогическое посредничество в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-posrednichestvo-vuregulirovanii-konfliktov-s-uchastiem-deviantnykh-podrostk.
21. Овчинникова, Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник КазГУКИ. 2013. №4-1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-dezadaptatsiyapodrostkov-gruppy-riska.
22. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html.
23. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
24. Рогова, Е. А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.
25. Рудакова, И. А. Девиантное поведение [Текст] / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевская. – Р-н/Д.: Феникс, 2016. – 156 с.
26. Проблема произвольной регуляции в трудах Л. С. Выготского. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-svygotskogo.
27. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения [Текст] / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – № 43. – С. 113-115.
28. Шадриков, В. Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.