Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проектная деятельность в жизни человека играет роль развивающую роль. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая в последствии, станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности.
Все стороны развития в этом возрасте повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. В этой связи творческий подход в обучении в соответствии с психологическими особенностями, мотивационными предпочтениями и ощутимой результативностью деятельностью, которая так важна для школьников, просто необходим.
Актуальность исследования обусловлена интересом к данной проблеме с точки зрения её изучения в рамках психологии и педагогики, а с другой стороны растущими требованиями школы к высокому уровню творческой активности. От эффективности организации процесса проектной деятельности младших школьников зависит эффективность его дальнейшей проектной деятельности и успешность дальнейшего процесса социализации. Сразу сталкиваясь с новыми трудностями, далеко не все младшие школьники могут их преодолеть в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей, что, в свою очередь порождает самые разноплановые и внутриличностные противоречия, которые, обычно, детьми не осознаются.
Объектом исследования является проблема развития творческих способностей.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности
Цель исследования состоит в изучении путей развития творческих способностей в рамках проектной деятельности для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть творческие способности: сущность и основные характеристики.
2. Определить особенности развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности .
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику уровня сформированности творческих способностей у младших школьников.
5. Рассмотреть особенности реализации педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности
6. Проанализировать результаты исследования .
Проблема исследования состоит в том, что роль интересов, а именно развитие интереса к творчеству, в процессах проектной деятельности очень велика. Интересы непосредственно заставляют личность активно искать различные пути и способы удовлетворения возникающей у нее жажды знаний и понимания.
Гипотеза исследования состоит в том, что Удовлетворение интереса, который выражает художественную направленность личности, обычно, не приводит к его угасанию, а постоянно внутренне перестраивается, обогащая и постоянно углубляя его, вызывая возникновение все новых, интересов, которые отвечают более высокому и разнообразному уровню познавательной активности.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников.
В исследовании приняли участие 46 человек, в возрасте 9 - 10 лет, среди которых 26 девочек и 20 мальчиков, занимающиеся художественным творчеством. Испытуемых разделили на две группы, активно занимающихся творчеством и учащихся, которые не посещают ИЗО. Группа художников составила 32 человека, из которых 16 мальчиков и 16 девочек, группа школьников – 14 человек, из которых 10 девочек и 4 мальчики.
По структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности. Во второй главе приведенные результаты опытно – экспериментальной работы по развитию развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности
1.1 Творческие способности: сущность и основные характеристики
ФГОС общего образования является главной основой для разработки основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов. Стандарт применяется для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Современный образовательный процесс в ходе реализации инвариатного модуля был направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций по проектированию и реализации образовательной работы с детьми школьного возраста с учетом новых требований ФГОС:
- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или школьного возраста в соответствии с ФГОС и ООП;
- Понимание основных теоретических положений культурно-исторической концепции деятельностного подхода для построения образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС школьного образования;
Понимание основной миссии и целей ФГОС школьного образования: а именно, организация ведущих в раннем и дошкольном возрасте видов деятельности: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссёрской, с правилами), конструирования, продуктивной деятельности, создавая широкие возможности для развития свободной деятельности детей. Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность». На эмоциональном уровне – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из наследственности и опыта народа (2, с. 37).
Структура творческой активности в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова Е. С. Одаренность. Раскрыть, понять, поддержать. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 180 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2001. – 220 с.
3. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. - 220 с.
4. Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. – 28с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение, 1960. – 420 с.
6. Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
7. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение в начальной школе». М.: Вентана-Граф, 2010.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2003.
10. Малая Н. На рыбалке у реки // Воспитание школьников, 1999, № 3. С – 18-23
11. Манеева О.И. Загадок несчесть // Начальная школа, 1999, № 4. С – 22-43
12. Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63
13. Маркова А.К. Мотивация проектной деятельности школьника // Вопросы психологии, 2008, № 3. С – 11-13
14. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,2013.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 2013.
16. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2014.
17. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников.- М., 2015.
18. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2013. - с. 208.
19. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2016.
20. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2015.
21. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
22. Пасько Т.К. Пословицы, поговорки, приметы//Начальная школа, 1998,№3.
23. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 2015.
24. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 2012.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.
26. Проничева И.К. Живая природа / Начальная школа, 2001, № 6. . С – 18-23
27. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003.
28. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Автор-составитель З.И. Мищенко. - Курск, 2002.
29. Репина И.В. Мир под ногами // Начальная школа, 2005, № 10. С – 28-33
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.
31. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М.,2006.
32. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников СПб.: Питер, 2004
33. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии.- М., 2003.
34. Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа, 2000, № 6. С – 45-53
35. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 2011. - с. 160.
36. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. – М., Акадения, 2012. – 576с.
37. Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. – М., 2011. – 136с.
38. Спинул А.Л. Формирование навыка чтения литературных произведений // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования. – Калининград, 2012. – 218с.
39. Столяренко Л.Д., Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2006. – 736с.
40. Терешонок Г.В. Литературное чтение младшего школьника. Анализ художественных произведений в начальной школе. – СПб, 2007. – 80с.
41. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.