Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в социальных сетях на 01.01.2020
зарегистрировано 3.48 миллиарда пользователей [33]. Социальные сети помогают развиваться в
той или иной сфере жизни, играют большое значение в жизни современного человека.
Сегодня 3.26 миллиарда человек заходят в социальные сети ежедневно. Это на 10% больше, чем в
прошлом году. По данным SimilarWed в России самым популярным сайтом на 2019 год является
yandex.ru, а на втором месте находится социальная сеть vk.com.
На начало 2019 года количество пользователей социальных сетей во всем мире почти достигло 3,5
миллиардов — это данные по самым популярным социальным платформам в более чем 230
странах. Только за последний год в социальных сетях было зарегистрировано 288 миллионов
новых аккаунтов, а это значит, что 40% населения заходят проверить свою страничку ежедневно.
Посещающие Интернет забывают, как пагубно может это влиять на здоровье.
В обществе широко распространено понимание того, что главной ценностью является здоровье
самого человека, а также его близких, родных, друзей, коллег.
Постепенно общество приходит и к тому, что здоровье напрямую связано сведением здорового
образа жизни. В свою очередь, здоровый образ жизни неразрывно связан с занятиями спортом и
физкультурой, а не только отсутствием вредных привычек.
В этой связи интерес к ЗОЖ постоянно растет, чему способствует как сама среда, вынуждающая
человека задуматься над своим состоянием, так и растущий поток материалов о
целесообразности ведения здорового образа жизни в СМИ.
Увеличивается число пешеходных зон, расширяются тротуары. По городу становится легче
передвигаться пешком, что способствует хорошему физическому состоянию организма
горожанина. Появляются открытые площадки с уличными тренажерами, расширяют сезоны
отдыха, высаживаются деревья, цветочные клумбы.
Проводится видимая и косвенная пропаганда здорового образа жизни: разъясняются негативные
последствия и риски, связанные с неправильным питанием, малой подвижностью и другими
факторами снижения качества жизни.
Тенденция приверженности к ЗОЖ набирает все большую силу в России, однако между
отдельными территориями есть существенные различия.
Таким образом, вопрос популяризации здорового образа жизни, несмотря на достижения
последних лет, все еще остро стоит в разных городах.
Большинство опрошенных осознает, что жителям больших городов необходимо тщательно
заботиться о своем здоровье.
Методы исследования в социологии рассматривали с в своих трудах такие ученые как Ю. Г.
Волков, Д.П. Гавр, В. Н. Нечипуренко, В.А. Ядов [32].
Объект исследования – описательный метод исследования в социологии.
3
Предмет исследования – описательное исследование на примере исследования ЗОЖ.
Цель работы – рассмотреть специфику описательных исследований, особенности их применения в
социальной работе, разработать методику описательного исследования конкретной проблемы.
Задачи исследования:
- рассмотреть описательные исследования как способ изучения системы социальной работы;
- рассмотреть познавательные возможности описательного исследования проблем социальной
работы: на примере мнения пользователей социальных сетей о рекламе здорового образа жизни.
Источниковая база исследования.
Методы исследования:
- анкетирование;
- анализ литературы;
- сравнение полученных результатов.
Источниковая база исследования. Труды по социологии, социальной работе, электронные
издания, информация социальных сетей.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
4
1 Описательные исследования как способ изучения системы социальной работы
1.1 Сущность и технология описательного исследования
Существует три дополняющих друг друга уровня в структуре социологии: общесоциологические
теории, специальные теории и социологические исследования.
Социологическое исследование является системой логически последовательных процедур
(методологических, методических и организационно технических), позволяющих получить
объективные данные о социальном явлении.
Вид исследования зависит от поставленных целей и задач, глубины анализа изучаемого
социального процесса.
Есть три вида социологического исследования: разведывательное или пилотажное, описательное
и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное) является самым простым и решает ограниченный круг задач.
Обрабатываются методические документы - анкеты, бланк-интервью, опросные листы.
Совокупность обследования как правило составляет 20-100 человек. Разведывательное
исследование уточняет и формулирует гипотезы, цели, задачи, проблемы.
Следующим по степени сложности является описательное исследование - получаемая с его
помощью эмпирическая информация дает достаточно целостное представление о социальном
явлении. Применяется один или более методов сбора данных, сочетание методов повышает
достоверность, дает возможность углубить выводы и логически обосновать рекомендации по
итогам исследования.
Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько
основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа
связанных с ними дополнительных задач.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на
базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех
случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся
различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где
проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного
положения, материального обеспечения и т.д.
Можно привести и определение В.А. Ядова [32]:
Описательное исследование более сложный вид социологического анализа, который позволяет
составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных
элементах, т.е. устанавливает: есть ли связь между характеристиками изучаемого явления.
Кроме того, анализ всесторонней информации помогает лучше разобраться в социальной
ситуации, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными
процессами.
5
Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе
методически опробованного инструментария. Он делает возможным группировку и
классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в изучаемой проблеме.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит
относительно большая группа людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это
может быть профессиональный коллектив, где трудятся люди разных возрастных категорий,
имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и так далее, или
население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение относительно
однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление
интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости
связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика : учебное пособие / В. Д. Бондалетов. - М. :
Просвещение, 2015. - 550 c.
2. Волков, Ю. Г. Основы социологии и политологии / Ю. Г. Волков. - М. : Инфра-М, Альфа-М,
2016. - 918 c.
6
3. Граждан, В. Д. Социология управления / В.Д. Граждан. -М. : Юрайт, 2017. – 608 c.
4. Екадумова И. И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И. И. Екадумова. - М. :
ТетраСистемс, 2020. - 213c.
5. Калиничев, В. Л. Основы форсайта. Учебник / В. Л. Калиничев, В. А. Козлов, В. П. Третьяк. -
М. : Магистр, Инфра-М, 2015. - 176c.
6. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. -М. : Академический проект, 2015. – 384 c.
7. Кравченко, А. И. Социология. Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М. : Деловая книга,
Академический Проект, 2016. - 384 c.
8. Митяева А. М. Здоровый образ жизни / А. М. Митяева. - М. : Академия, 2008. – 144 с.
9. Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы / Т.С. Пантелеева, Г. А.
Червякова. - М . : Академия, 2016. - 192 c.
10. Пэйн, Малькольм Социальная работа. Современная теория / Малькольм Пэйн. - М. :
Академия, 2018. - 400 c.
11. Польза и вред социальных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vidzimo.ru/zdorove/eto-zdorovo/70-vliyanie-sotsialnykh-setej
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 712
с.
13. Савельева О. О. Реклама хорошая, плохая, социальная / О. О. Савельева // Человек. – 2015.
– № 2. – С.136 – 147.
14. Cавельева О. О. Социология рекламного воздействия / О. О. Савельева – М. : РИП –
холдинг, 2015. – 284 с.
15. Сёмина А. С. Влияние социальных сетей на отношение молодежи к спорту и здоровому
образу жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sibac.info/studconf/hum/xi/32811
16. Социология в России. - М. : Институт социологии РАН, 2016. - 704 c.
17. Социология. - М.: Союз, 2019. - 304 c.
18. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для вузов / И. М.
Синяева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 414 с.
19. Слободчиков В. И. Психология человека: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев.
– М. : Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014. – 487 с.
20. Слободянюк Д.В. Роль, функции и влияние социальной рекламы на современное общество
/ Д. В. Слободянюк. – М.: Лаборатория книги, 2011. – 109 с.
21. Солодовникова А.Н. Современная социальная реклама: способы воздействия на адресата:
автореферат дис. … на соиск. уч. ст. канд. филолог. наук. – Саратов, 2013. – 23 с.
22. Сэндидж Ч., Фрайцбург В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. – М. : Прогресс, 1989. –
630 с.
23. Статистика подросткового курения в России [Электронный ресурс] // ne-kurim.ru.– URL:
http://ne-kurim.ru/articles/stat/podrostkovoe-kurenie/. – (дата обращения:16.05.2017).
7
24. Тюкавкина И. Ф. Роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа
жизни подростков / И. Ф. Тюкавкина // Психология в экономике и управлении. – 2014. – № 1. –
С.133 – 136.
25. Уэллс У., Реклама: принципы и практика /У. Уэллс, Д. Бернетт, С. Мориарти. – СПб., 1999. –
797 с.
26. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности. – М. : ОНИКС, 2007. – 560 с.
27. Фирсов, М. В. Технология социальной работы / М. В. Фирсов. - М. : Академический Проект,
Трикста, 2018. - 432 c.
28. Шмелева, Н. Б. Введение в профессию "Социальная работа" / Н. Б. Шмелева. - М. : Дашков
и Ко, 2017. - 224 c.
29. Шигаев А. Г. Обоснование необходимости теоретического формулирования
социокультурного понятия рекламы / А. Г. Шагаев // Теория и практика общественного развития. –
2015. – № 20. – С.75 – 77
30. Штомпка, П. Социология / П. Штомпка. - М. : Логос, 2018. - 698 c.
31. Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга / Я. Эллвуд. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с
32. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов //
Социологические иследования. – 2007. - № 1
33. Янаковский М.П. Статистика посещаемости социальных сетей в 2019 г. //