Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях развития общества, где преобладают рыночные отношения, возрастает необходимость экономического воспитания у подрастающего поколения. В связи с этим растет актуализация, повышается интерес к проблеме изучения экономики в образовательных учреждениях.
Целью исследования является выявление экономического воспитания школьников при использовании игровых технологий, поиск путей решения для повышения эффективности экономической воспитанности.
Объектом исследования является процесс формирования экономического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является педагогические условия эффективности экономического воспитания учеников начальных классов.
В соответствии с проблематикой, целью и объектом данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия экономическое воспитание
2. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности экономической культуры учеников.
3. Выяснить уровень сформированности знаний детей по критериям экономического воспитания.
4. Выявить пути решения для улучшения экономических знаний
В ходе исследования была использована система взаимодополняющих друг друга методов:
а) теоретический: анализ литературы, моделирование;
б) эмпирический: изучение педагогического опыта, диагностика (опрос и тестирование учащихся и педагога);
в) статистический: обработка данных, анализ полученных результатов исследования.[1]
1 глава. Понятие экономического воспитания и его содержание.
1)Уровни экономического воспитания учащихся и их критерии
В современных социально-экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что население недостаточно хорошо подготовлено к рыночным отношениям, отсутствует экономическая грамотность и навыки экономической деятельности. Именно по этой причине общество нуждается в формировании экономической культуры. И начинать это формирование стоит с введения экономических дисциплин в школьную программу для старшеклассников.
Общеобразовательные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания подрастающего поколения. Такая необходимость существует, так как выпускники школ, которые готовятся к самостоятельной жизни независимо от выбираемой профессии, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах и обладать деловыми качествами. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества.
В связи с переходом общества к рыночной экономике образовательная система России должна обеспечить формирование экономически воспитанного подрастающего поколения. Особое место при решении данной задачи отводится общеобразовательным учреждениям. Именно по этой причине в школах стали активно внедряться предметы экономического содержания. Но экономические знания, которыми обеспечивают школьников, носят теоретический характер и не позволяют учащимся обладать необходимым уровнем экономической воспитанности. В связи с этим стало необходимостью экономическое воспитание практической направленности, которое предполагает формирование таких качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость. Также экономическое воспитание способствует накоплению знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, налогового обложения. Все это пригодится подросткам в их взрослой жизни.
Проблемы экономического воспитания личности нашли свое отражение в исследованиях Васильева Ю. К., Нисимчука А.С., Попова В. Д., Розова В.К., Сасовой И.А., Шемякина П.А. и др. При этом современные педагоги-ученые, философы, экономисты стремятся определить сущность процесса экономического воспитания личности. Доктор педагогических наук И. А. Сасова трактует экономическое воспитание как "формирование у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам хозяйствования" [1]. В работах доктора экономических наук Л.Е. Эпштейна под экономическим воспитанием подразумевается "планомерное использование экономических условий, отношений, законов, системы научных знаний о них для формирования экономического мышления, образа действий и взаимоотношений людей" [2]. Применение в определении понятия "экономическое воспитание" термина "экономическое мышление" повлекло за собой вычленение его как одного из структурных компонентов экономического сознания, которое "отражает деятельность людей и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления" [3]. В. Д. Попов, изучив пути формирования экономического сознания, выделяет экономическое мышление как "интеллектуальное свойство человека, социальной общности осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с реальностью и соответствующим образом ориентироваться в экономической жизни" [4]. В работе И.Б. Иткина рассмотрены особенности экономического мышления, где отмечена его связь с экономическими расчетами, требующими применения статистических данных и вычислений. Важным, на наш взгляд, является указание автора на то, что овладение приемами экономического мышления предполагает не только использование для анализа и обобщения экономических категорий, но и умение видеть за ними конкретных людей с их отношениями и потребностями [2]. Н. И. Болдырев, разделяя мнение философов, экономистов, определяет экономическое воспитание учащихся как вооружение их "основами экономических знаний, пробуждение и развитие интереса к экономике, воспитание чувства хозяина" [5]. В курсе лекций по педагогике автор Лихачев Б.Т. дает следующее определение: "Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся" [6]. Белорусские ученые-педагоги Тихонов Л. Н., Гримоть А. А. в учебном пособии по педагогике для вузов пишут: "Эканамічнае выхаванне - гэта сістэматычнае ўзаемадзеянне настаўнікаў і вучняў, накіраванае на развіццё ў школьнікаў эканамічных ведаў, патрэбы ўдзельнічаць у эканамічным жыцці сям'і, школы, грамадства, набыццё дапрафесійнага вопыту эканамічнай дзейнасці" [7].
Каждое из приведенных определений по-своему характеризует все компоненты процесса экономического воспитания. С учетом органической взаимосвязи экономического сознания, нравственных качеств хозяина-гражданина и его практической деятельности, мы рассматриваем экономическое воспитание учащихся как составную часть процесса формирования личности на современном этапе, которая представляет собой воспитание труженика, владевшего экономическими знаниями, развитым экономическим, мышлением, бережно и экономно относящегося к собственности, дисциплинированного и организованного в труде, проявляющего творческую инициативу, экономическую расчетливость, бережливость, предприимчивость, деловитость, активно выступающего против расточительства, бесхозяйственности, потребительского отношения к общественной собственности. В конечном итоге это процесс подготовки человека к экономической деятельности - формирование его экономического сознания, воспитание нравственных качеств хозяина- гражданина и обеспечение социального опыта их проявления. Следует отметить, что в последние годы развития рыночной экономики происходит определенный процесс включения детей в экономическую деятельность. Ученики зарабатывают деньги мойкой автомобилей, оказывают услуги на автозаправках, продают газеты и журналы в общественном транспорте и т.д. Однако практика показывает, что такое стихийное включение подростков в экономическую деятельность положительных результатов не дает. Неконтролируемые родителями получаемые денежные средства дают возможность подросткам подчеркивать свою "взрослость" приобретением сигарет, спиртного. Школьники отвлекаются от учебных занятий. Сиюминутная коммерческая выгода заслоняет необходимость получения образования. Кроме того рядом с подростком, зарабатывающим деньги, появляется и подросток их отнимающий.
Таким образом создаются предпосылки для совершения правонарушений. Все эти факты свидетельствуют о том, что семья и школа должны в первую очередь заняться целенаправленной работой по экономическому воспитанию учащихся. Вместе с тем нельзя слепо переносить западную модель экономического воспитания детей в наше общество. Если на Западе собственность священна, то в традициях славянской культуры, в православии принято благоговеть перед духовными святынями, а поклонение материальным ценностям считается греховным. В культуре славянских народов отношение к собственности связано с ее происхождением. Известное изречение Веспасиана - "деньги не пахнут" в экономической культуре нашей страны не работает. Здесь деньги пахнут и важно, пахнут ли они трудовым потом или нечестной наживой. Вот поэтому процесс экономического воспитания должен быть направлен на подготовку личности высоконравственного хозяина-гражданина. А это предполагает формирование экономических знаний, развитие экономического мышления, воспитание бережливости, экономности, экономической расчетливости, хозяйственности, основанных на традиционных морально-нравственных установках общества. Высокий уровень экономической воспитанности проявляется в умении достигать цели при наименьших затратах сил, времени и средств. При этом экономическое воспитание личности начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок осознает экономику как ограничение удовлетворения его детских потребностей материальными возможностями родителей. Целенаправленная работа по экономическому воспитанию детей продолжается в начальных классах. Следует отметить, что формирование у школьников отношений хозяина-гражданина к труду, его участникам и результатам, ко времени начинается с пополнения экономических знаний об