Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любовь к Родине, гордость за историю отечества, за культурное наследие страны, любовь
к обычаям и традициям нашего народа, воспитание чувства долга перед Родиной – все эти
составляющие сливаются в единую картину, картину Патриотизма.
Одна из актуальных проблем современности – воспитание патриотизма у подрастающего
поколения. Перед обществом возникает вопрос: «Когда, какими способами, в каких
формах необходимо прививать ребенку любовь к своей стране, к своей Родине?».
Основой формирования патриотических качеств младших школьников является их
духовно-нравственное воспитание. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования рассматривает духовно-нравственное
воспитание ребенка как одну из ведущих целей развития личности в целом. Развитие
личностных универсальных учебных действий в начальном звене включает в себя
формирование гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания
знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой
родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России
и мира.
Воспитание патриота необходимо начинать в семье, еще в дошкольном возрасте.
Родители должны как можно больше уделять внимания формированию у ребенка чувства
гордости за свою страну, прививанию навыков сохранности природы, воспитание чувства
долга перед своим народом.
Важным периодом для воспитания патриотизма в детях является младший школьный
возраст. Это период рассматривается как время воспитания у ребенка морально-этических
качеств, которые станут основой патриотических качеств и чувств. В этом возрасте
развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный
возрастной отрезок представляет собой такой период в становлении личности ребенка,
когда формируются основы гражданственности. Младшие школьники поддаются
большему восприятию и принятию таких качеств, как: любовь к Родине, уважение к
3
своему народу, гордость за свою страну. Воспитание патриотизма должно составлять
важнейшее направление работы учителя начальных классов, ведь во многом от школы
зависит дальнейшее восприятие ребенком всех составляющих патриотизма.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и
методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на
формирование патриотических качества. Эта необходимость возникает в связи с тем, что
изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники
(необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и
этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от
педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического
взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Цель исследования: изучение основ гражданско-патриотического воспитания личности
как направления реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить проблему гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
Выявить формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших
школьников;
Проанализировать практические аспекты гражданско-патриотического воспитания
младших школьников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы гражданско-патриотического воспитания
младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации гражданско-патриотического воспитания в
начальной школе
1.1. Проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников
В последнее время изменения в стране и связанные с этим проблемы, обусловили
появление новых воспитательных концепций, что повлияло на переосмысление сущности
патриотического воспитания и потребовало разработки новой идеологии в образовании и
воспитании.
Внимание государства к проблемам патриотического воспитания как компоненты
духовно-нравственного воспитания младших школьников очевидно на современном
этапе. Основным идеологическим ядром Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования явилась Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников. Концепция появляется в сложной
ситуации, обусловленной различными негативными тенденциями. Особое место в
Концепции отводится патриотическому воспитанию как базовой ценности ядра личности
учащихся .
В работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, Н.Д.
Никандрова гражданственность и патриотизм рассматриваются как основа
воспитательного процесса.
Педагоги и психологи говорят о том, что младший школьный возраст является
благоприятным для воспитания, так как ядро личности закладывается именно в этот
период. Яркая эмоциональность, образность этого периода помогает ребенку сохранить
надолго в памяти образы действительности, что положительно влияет на становление
ценностных ориентаций, адекватное вхождение в социум, ребенок начинает осознавать
4
себя в окружающей действительности. Для воспитания патриотизма, где большую роль
играет эмоциональный компонент наряду с когнитивным и деятельностным, эмоции очень
важны.
В работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д.
Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. вопросы патриотического воспитания
рассматривались параллельно с гражданским воспитанием. Для отечественных писателей,
общественных деятелей, философов нельзя быть патриотом, не будучи гражданином, и
наоборот.
Советская педагогика рассматривала вопросы патриотического и гражданского
воспитания в русле общественной деятельности личности, в коллективной деятельности.
В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» уделяет внимание формированию
гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании
гражданственности у подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский, обосновывал принцип «народности» воспитания и считал, что
необходимо учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и
содержания воспитания.
«Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо,
проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву».
Воспитание гражданственности и патриотизма не утратило актуальности и в современном
научно-педагогическом поиске.
Н.Д. Никандров в статье «Ценности как основа социализации и воспитания» выделяет
«человека», «как ценность более богатую по содержанию для россиянина (по сравнению с
понятием «личность», имеющим западное происхождение), «субъективность ценностей»
и «терпение».
З.И. Равкин говорит о необходимости свободы для человека, чтобы осуществлять
созидательную деятельность, что позволяет освободиться от власти низших ценностей в
пользу высших и бороться за их осуществление в жизни. В процессе этой борьбы
происходит формирование духовных, нравственных ценностей, патриотических качеств у
личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и
учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М.: АРКТИ, 2003. – 14 с.
2. Баёва Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология / Ю.В.
Баёва // Современные педагогические технологии. – 2017.-№2.-С.117-119.
3. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно
здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10. С. 349-352.
4. Беккер В.А. Эффективные формы патриотического воспитания в начальной школе
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/effiektivnyie-formypatriotichieskogho-vospitaniia-vnachal-noi-shkolie.htm
5. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и
практика. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
6. Голованова В.С. К вопросу о технологии духовно-нравственного воспитания
младших школьников в условиях реализации федерального государственного
образовательного стандарта / В.С. Голованова, Ю.И. Россова // Актуальные проблемы
дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по
материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород:
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. – С.
112–115.
5
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы».
URL:http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
8. Казарин, В.В., Анучина, Е.А., Дубовицкая, Ю.В. Гражданское и патриотическое
воспитание школьников [Текст]: справочник классного руководителя/ В.В. Казарин, Е.А.
Анучина, Ю.В. Дубовицкая. – М.: АРКТИ, 2007. – 60 с.
9. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе
дополнительного образования / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Научный диалог. –
2017. – №1. – С. 280–291.
10. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим
доступа. – URL: https://didacts.ru/
11. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901867597
12. Розова И.П. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в
учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/529581
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», [Электронный
ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru