Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления человека. В этот период ребенок преодолевает ту неуловимую грань между детством и зрелостью, которая в корне ломает его мировоззрение. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход, зависит от особенностей подростка и позиции ближайшего окружения.
В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что суицид занимает третье место среди причин подростковой смертности, уступая место лишь ДТП и инфекционным заболеваниям.
Период с 12 до 17 лет принято называть подростковым, неким абстрактным, неосязаемым, неуловимым понятием, характеризующим определенный, закономерный период в жизни человека, когда детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило. Именно в этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. В основе кризиса подросткового возраста лежит множество факторов. Осуществляются окончательный выбор будущей профессии, формирование принципов и идеалов, необходимых для дальнейшей жизни.
Для взрослеющего человека как для формирующейся личности очень важно осознание себя, своих идеалов и приоритетов в окружающем его обществе, желание понять свою значимость, определить свое место в жизни. Кризис периода подросткового возраста объясняется и возрастающим интересом тинейджера к себе, активизирующимися процессами полового созревания и связанными с ним психофизиологическими изменениями.
Степень научной разработанности проблемы. Большое внимание изучению развития и становления личности в подростковом возрасте уделяли как зарубежные психологи Ш. Бюлер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др., а также отечественные – Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович.
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.
Объект исследования: подростковый возраст.
Предмет исследования: психологические аспекты кризиса подросткового возраста.
Цель курсовой работы – рассмотреть кризис подросткового возраста.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические походы к изучению кризиса.
2. Изучить специфику и содержание кризиса в подростковом возрасте.
3. Выявить пути преодоления кризисных состояний.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогико-психологической литературы по проблеме исследования кризиса в подростковом возрасте.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания
1.1. Характеристика понятия «кризис подросткового возраста»
Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами.
По мнению Л.А. Григорович, подростковый кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов в жизни человека, а именно время между детством и взрослой жизнью [6, c. 36]. Слово «кризис» греческое, означает решение, поворотный пункт, исход. Возрастные кризисы — это не нарушение и не болезнь, а именно поворотный пункт в развитии человека. Они связаны с переходом от одного этапа жизни к другому. Они завершают один период и помогают адаптироваться к следующему.
Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.
Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:
1. Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
2. Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
3. Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
А.Ю. Агафонов считает, что кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления [1, c.79]:
-Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
-Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.
Н.Ю. Дмитриева пишет, что «время полового созревания — это период роста и развития организма,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2010. - 118 с.
2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 2006. - 230 c.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение. 2008. - 464 с.
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2014. - 360 с.
5. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013. - 240 c.
6. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.
7. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
8. Егорычева, И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. ... канд. психол. наук / И.Д. Егорычева. - М., 2013. – 211с.
9. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2012. - 21 с.
10. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2014. - 288 c.
11. Коваль В.В. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (43). С. 210-211.
12. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2016. - 286 c.
13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 2003.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
15. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 528 с.
16. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С.20-33.
17. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 2012. - 96 с.
18. Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 607-609.
19. Точиева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных ситуаций // Известия Южного федерального университета. 2015. № 8. С. 117-122.
20. Эриксон, Э. Трагедия личности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Алгоритм. Эксмо. 2008. - 256 с.
21. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 144 c.
22. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- № 6. - С. 54-58.