Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Формирование активной и самостоятельной
личности, способной решить возникающие проблемы и умеющий учиться,
является приоритетным направлением образования и воспитания, сформулированным в образовательном стандарте начального общего образования.
В современном, активно развивающемся мире, наполненном различными
2
возможностями и требованиями со стороны общества, необходимо уметь
оперативно и нестандартно решать возникающие жизненные проблемы.
Увеличивающееся количество информации в сети Интернет требует от человека умения быстро перерабатывать её, выбирать самое главное и находить нестандартные решения. Творческий подход – это наиболее продуктивный способ познания мира. Следовательно, творчество является источником прогресса для общества и отдельного человека. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать,
точно и оригинально применять знания, умения и навыки.
Глава I. Теоретическое исследование воображения как высшей формы психической деятельности
1.1 Характеристика воображения в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Воображение – психический познавательный процесс преобразования имеющихся у человека представлений и создания на их основе новых представлений и понятий. Это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Воображение играет ключевую
роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование,
творчество, игра, человеческая память [1].
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности мышления.
По мнению Л.С. Выготского, воображение отражает не только реально существующую действительность, а также её возможность или вероятность.
Именно благодаря воображению человек может выйти за рамки собственного жизненного опыта и текущего времени, иными словами, он может
ориентироваться в предполагаемой среде. Имеющийся опыт как «конструктор» делится на части, а затем собирается в новой комбинации. Эта особен-
3
ность воображения позволяет находить различные, в том числе и нестандартные, варианты решения любой проблемы, задачи или ситуации [7].
На воображение как психический процесс большое влияние оказывают этапы развития личности человека, они способствуют выделению различных
уровней воображения. Основными различиями этих уровней являются
прежде всего целенаправленность, сознательность и активность отношения
человека к данному процессу. Низшие уровни воображения характеризуются непроизвольностью, самого процесса, пассивностью мышления человека.
На высших уровнях – смена различных образов произвольна, человек осознанно и целенаправленно формирует новые образы [6].
Воображение низшего уровня получило название «пассивное». Оно может
быть преднамеренным, то есть человек способен вызывать образы специально, но не целенаправленно. В качестве примера можно привести грёзы –
мечты, для реализации которых человек не прилагает усилия. Грёзы взаимосвязаны с потребностями и желаниями человека, чаще всего эмоционально положительны, приятны. Также, пассивное воображение может возникать непреднамеренно, когда ослаблен контроль над сознанием: при временном прекращении любой деятельности человека, в состоянии шока или
аффекта, во сне или в состоянии близком к нему (сновидения), при серьёзных психических расстройствах сознания (галлюцинации) и так далее [12].
В активном воображении выделяют 2 вида: творческое и воссоздающее.
Воссоздающее воображение основано на процессе создания описываемых
образов и явлений, иными словами, человек способен воспроизвести то, что
он непосредственно не воспринимал, но что сообщают другие источники
(устная и письменная речь, чертежи, схемы, иллюстрации, таблицы и тому
подобное). Данный вид воображения также упоминается в некоторой литературе как репродуктивное, воспроизводящее, вспоминающее. Часть людей
обладают развитым воссоздающим воображением, поэтому могут с лёгкостью воспроизвести в памяти образы: увидев один раз предмет или ситуа-
4
цию, они могут описать их очень подробно и детализировано, включая несущественные признаки.
В отличие от воссоздающего, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых, оригинальных образов, которые являются
продуктами интеллектуальной деятельности человека [12]. Уникальность и
ценность личности человека во многом зависит от того, какие виды мышления, в том числе и воображения, преобладают в его деятельности.
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте 7 - 11 лет (Д.Б.
Эльконин) [25]. Период начальной школы в жизни каждого ребенка является важным для его развития, как личности. Именно в это время закладывается основа его жизненного самоопределения. Существенные изменения
происходят во всех психических процессах, идет бурный физиологический
рост.
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок -
учитель", которая определяет отношение ребенка к родителям и сверстникам.
Новая социальная ситуация усложняется условиями жизни ребенка: освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
принятие многочисленных ограничений и установок, регламентирующих
поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой
гармонии отношений в домашней, семейной ситуации [16].
В период младшего школьного возраста у детей совершенствуются координация движений, образ тела, складывается отношение к своему телу. Физическая активность, координированность двигательной системы направлены
5
на освоение специфических движений и действий, которые необходимы ребенку для реализации учебной деятельности [16].
Восприятие, память, внимание у младших школьников лучше развиты, чем
у дошкольников, и продолжают развиваться при выполнении разнообразных учебных действий. Но все еще характеризуются низким объемом, слабой устойчивостью, непроизвольностью.
Для развития произвольности психических процессов необходимо организовать действия ребенка так, чтобы он мог руководить ими самостоятельно,
используя образец и постоянно контролируя себя.
Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного
вида занятий к другому, так как в этом возрасте еще плохо сформированы
учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой [9].
Мышление младшего школьника наглядно-образное. Это значит, что для
выполнения операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, им нужно
опираться на наглядный материал.
1.3 Особенности развития воображения у младших школьников
Развитие воображения в младшем школьном возрасте связано с ведущей
деятельностью - учебной деятельностью ребенка, а также с конструктивной,
музыкальной, изобразительной, художественно-литературной деятельностью. На развитие воображения также влияют непосредственные впечатления.
Первоначальные формы воображения начинают формироваться в конце
дошкольного возраста. Это обусловлено ведущим видом деятельности данного возраста – сюжетно-ролевой игрой и развитием знаковосимволической формы мышления. Ребёнок учится заменять реальные
предметы и ситуации воображаемыми, создавать новые образы из уже су-
6
ществующих в их сознании представлений. Последующее развитие воображения идёт согласно следующим тенденциям:
- в направлении расширения области замещаемых предметов и совершенствования операции замещения, соединяясь с развитием логического мышления;
- в направлении совершенствования воссоздающего воображения. Ребёнок
начинает создавать всё более сложные, детализированные образы на основе
представлений из сказок, описаний, картин. В образы вносится индивидуальное отношение, они характеризуются яркостью и эмоциональностью;
- творческое воображение развивается, при условии осознания ребёнком
определённых приёмов выразительности и самостоятельном применении их
в своей деятельности;
- воображение становится целенаправленным и опосредованным. Ребёнок
создаёт образы в соответствии с творческой задачей [21].
Первые годы обучения ребёнка в школе характеризуются динамичным
формированием абсолютно всех познавательных процессов и воображения.
Воображаемый образ в этом случае представлен как компонент игровой деятельности. Воображение даёт возможность младшему школьнику лучше
понять такие качества личности, как смелость, доброта, уверенность, изобретательность, решительность, дисциплинированность – и их значимость в
обществе.
Сравнивая собственные и чужие действия и поведение в вымышленной ситуации, младший школьник учится осуществлять необходимые оценки и
коррекции, развивает и тренирует свои качества, к которым он изначально
был предрасположен.
Воображение, обладающее исключительно важной ролью в осуществлении
деятельности, самостоятельно совершенствуется в различных действиях человека и затухает, при условии бездействия ребёнка. Обучение в начальных
классах является сенситивным периодом развития воображения, которое
7
обусловлено активным процессом приобретения разнообразных знаний и
компетенций и их применения в практической деятельности [6]. Для развития творческого воображения следует создавать условия, которые способствуют проявлению свобода действий, самостоятельности и независимости,
инициативность, раскрепощённости.
Воображение сопряжено с другими психическими познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), которые способствуют успешной учебной деятельности младшего школьника, так как воображение направленно на создание новых образов и представлений, основываясь на опыте других источников. Иными словами, чем большей будет
доля участия воображения в когнитивных процессах, тем более творческой
будет учебная деятельность ребёнка.
Глава II. Эмпирическое исследование воображения как высшей формы психической деятельности
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – изучить воображение как высшую форму психической
деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у младших школьников уровень творческого воображения связан с успешностью их обучения.
Эмпирическое исследование было организовано на базе 3-х классов общеобразовательной школы №232. В исследовании принимали участие 26 детей
9 – 10 лет, из них 14 девочек и 12 мальчиков.
Все обследуемые дети учатся в общеобразовательной средней школе, воспитываются в семьях с родителями, 61,5% школьников воспитываются в
полных семьях, 38,5% детей имеют неполные семьи. В группе младших
школьников у 6-х детей (23,1%) высокий социальный и материальный уровень проживания в семье, у 12 школьников (46,1%) – средний, нормальный
уровень и у 8 детей (30,8%) – низкий социальный и материальный уровень
проживания в семье (многодетность, бедность, алкоголизм в семье).
8
В исследовании использовались следующие методики:
1. Анализ школьной успеваемости детей.
2. Методика «Придумай рассказ».
3. Методика «Странная картинка».
Характеристика методик
1. Анализ школьной успеваемости младших школьников проводился с помощью анализа документации (школьного журнала).
В качестве критерия успешности обучения использовались оценки успеваемости по основным предметам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир, иностранный язык). Вычислялось среднее значение оценок по
основным предметам за контрольные и самостоятельные работы за полугодие.
2. Методика «Придумай рассказ» предложена Р.С. Немовым и направлена
на диагностику воображения у детей младшего школьного возраста. Ребенку дается задание придумать рассказ о ком -либо или о чем - либо, за 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Воображение ребенка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа: 2 балла, если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл - когда на придумывание
ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов - если за минуту ребенок так и не смог
ничего придумать.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа: 0 баллов - ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал. 1
балл - ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя. 2 балла - сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе: 0 баллов - в рассказе с
начала и до конца неизменно говорится об одном и том же причем с очень
9
бедными характеристиками этого персонажа. 1 балл - встречаются два-три
разных персонажа (вещи, события), и они характеризуются с разных сторон. 2 балла - в рассказе четыре и более персонажа (вещи, события), которые характеризуются рассказчиком с разных сторон.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты оценки успеваемости в учебной деятельности младших школьников представлены в таблице 1. В таблице отражена средняя оценка по основным предметам.
Результаты оценки успеваемости в учебной деятельности младших школьников показали, что учащиеся в основном хорошо и иногда удовлетворительно успевают по всем предметам. Те не менее, разброс значений достаточно большой.
У 23,1% школьников выявлена низкая успеваемость, их оценки по большинству предметов удовлетворительные. У 15,4% испытуемых высокий
уровень успеваемости - их оценки по большинству предметов отличные.
Результаты диагностики показали, что у детей младшего школьного возраста средний уровень развития воображения. В среднем на сочинение рассказа дети затрачивают от 30 секунд до 1 минуты. В рассказе привносят в виденное или слышанное что-либо новое от себя. У них встречаются два-три
разных персонажа (вещи, события) и они характеризуются с разных сторон.
Образы в рассказах детей достаточно проработаны и детализированы - кроме названия дети указывают еще 1-3 признака объектов. При рассказывании
у детей эмоции выражены не ярко, слушатели также слабо эмоционально
реагируют на рассказ.
Заключение
Целью данной работы являлось исследование воображения как высшей
формы психической деятельности.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
10
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что
воображение – это сложный психический познавательный процесс, а также
способность человека создавать новые образы с помощью преобразования
имеющегося жизненного опыта, является основой творческой деятельности;
творческое воображение – это вид воображения высшего уровня, так как
предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных результатах и продуктах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Акад. Проект, 2003. – 490 с.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная
психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М. : Аспект-Пресс,
2001.
3. Анищенкова А. В. Социальная природа воображения в рамках межличностного общения // Вестник РГГУ. - 2010. - №17: Серия "Психология".
- С. 51-64.
4. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. –
СПб.: Изд – РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 268 с.
5. Божович А. И. Личность и её формирование в детском возрасте. –
СПб.: Питер, 2008 – 398 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
СПб.: Детство-пресс, 2015 – 93 с.
7. Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб., 2003. – 144 с.
8. Горальский И. А. Ощущение творчества // Вопросы психологии. –
1993. – № 3. – с. 47 – 53.
9. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший
школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. -
М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
11
10. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. –
Смоленск, 2004. – 368 с.
11. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2006. – 376с.
12. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М.: Изд-во
МГУ, 2002. – 365 с.
13. Кушнаренко О.Н. Творческое мышление: развитие креативности. В
сборнике: Современная психология: теория и практика материалы XVI
международной научно-практической конференции. Научноинформационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - 2015. - С. 186-194.
14. Лёвин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
15. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:
Просвещение, 2007. – 278 с.
16. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами
математической статистики. - 640 с.
18. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004. – 224с.
19. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – Москва: Черо, 2005. – 524с.
20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 240 с.
21. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. –
Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 192 с.
22. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления. – Екатеринбург: УФактория, 2004. – 208 с.
12
23. Чернецкая Н.И. Творческое мышление школьников как интегральный
психологический феномен. Дисс... ст. док. пс. - Санкт-Петербург, 2014. —
453 с.
24. Чуланова В.А. К вопросу о творческом мышлении. В сборнике: Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. - 2016. - С. 340-341.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
26. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.- М., 2014.- 268с.