Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с
ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса
проблем правового, организационно-технического, финансового, социального и
педагогического характера. Особо остро встает проблема психологопедагогического сопровождения и недостаточная разработанность методик
обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Поэтапное
формирование математических знаний оказывает корректирующее воздействие
на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует
развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей
познавательной системы в целом. Математическая подготовка детей с
нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность,
поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать
арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с
числовыми величинами. Овладение ребенком математическими
представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его
социализации. В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы
по формированию элементарных математических представлений у умственно
отсталых школьников. Но нет достаточного опыта адаптации и применения этих
методик в условиях общеобразовательной школы. Это и обусловило выбор темы
работы.
Цель исследования – Рассмотреть методику обучения умственно отсталых
школьников умножению и делению в пределах 1000.
Предмет исследования - Методика изучения первой тысячи.
Объект исследования - процесс обучения умственно отсталых школьников
умножению и делению в пределах 1000.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие
3
задачи исследования:
1. Рассмотреть методику изучения первой тысячи.
2. Выделить особенности обучения умножению и делению чисел в пределах
1000 умственно отсталых школьников умножению и делению.
3. Предложить упражнения по обучению умственно отсталых школьников
умножению и делению в пределах 1000.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс
упражнений по обучению умственно отсталых школьников умножению и делению
в пределах 1000 может быть использован учителями начальной школы.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список
литературы.
Глава 1. Особенности методики обучения умственно отсталых школьников
умножению и делению в пределах 1000
1.1. Методика изучения первой тысячи
При обучении нумерации в пределах 1000 учащиеся знакомятся с сотней — новой
счетной единицей, учатся считать сотнями, как раньше считали единицами и
десятками, узнают десятичный состав чисел в пределах тысячи. Изучение
нумерации в пределах 1000 вызывает не меньше трудностей, чем изучение
нумерации в пределах 100. Многие учащиеся не могут представить себе
реального значения 1000, т. е. количества реальных предметов, которые
обозначаются числами в пределах 1000. Как и при изучении сотни, затруднение
вызывает счет с переходом к новой сотне, а также к новому десятку. Счет в
обратном порядке усваивается медленнее, чем в прямом. Больше затруднений,
чем при изучении сотни, вызывает решение задачи назвать число на единицу
больше данного (когда есть переход к новой сотне), например, 599. Вместо 600
учащиеся могут ответить: «Пятьсот девяносто десять». Особенно трудно
учащимся назвать число на единицу меньше данного [7].
Приступая к изучению нумерации в пределах 1000, учитель должен тщательно
продумать систему изучения нумерации, подобрать необходимые пособия,
предусмотреть практические работы для учащихся, систему упражнений по
закреплению нумерации при изучении последующих тем, коррекционноразвивающие упражнения.
Последовательность изучения нумерации:
1. Получение круглых сотен. Запись круглых сотен. Счет круглыми сотнями в
прямом и обратном порядке.
2. Получение полных трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. Запись
полных трехзначных чисел.
3. Получение трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен и единиц.
Запись трехзначных чисел с нулем на конце или в середине.
4. Счет единицами от 1 до 1000. Запись чисел от 1 до 1000. Счет разрядными
единицами (по 1, 10, 100) и равными числовыми группами (по 2, 5, 20, 50, 201,
500).
5. Закрепление последовательности натурального ряда чисел 1 — 1000.
6. Закрепление нумерации в процессе изучения действий.
Несмотря на то, что изучаются числа в пределах 1000, необходимость в
использовании наглядных пособий и даже предметных пособий не снимается.
Наиболее распространенными пособиями, используемыми в школе VIII вида при
изучении данной темы, являются: 1000 палочек, связанных в десятки и сотни; 10
квадратиков, каждый из которых разделен на 100 клеток; абак; счеты; таблицы с
4
записью круглых сотен; таблицы с записью круглых десятков; разрядная сетка;
таблица метрической системы мер; мерная веревка длиной 10 м (или 1000 см);
деньги (1 р., 10 р., 100 р., 500 р.).
Знакомство с устной нумерацией в пределах 1000 начинается с повторения: 1)
счета единицами до 10; 2) замены 10 единиц одним десятком; 3) счета десятками
до 100; 4) замены 10 десятков одной сотней.
По аналогии с обозначением 100 дается обозначение круглых сотен: в числе 100
одна сотня, сотни пишутся в числе на третьем месте справа, на месте единиц и
десятков записываются нули; в числе двести 2 сотни, их пишут на третьем месте,
а на месте единиц и десятков пишут нули. Так записываются цифрами все
круглые сотни [9].
Сложение и вычитание с переходом через разряд — это наиболее трудный
материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и
вычитание в столбик производятся над каждым разрядом в отдельности и
сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у
умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении
правильно подписать разряд под соответствующим разрядом.
Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого
понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при
записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть,
влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много
ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие
производится над трехзначным, двузначным или однозначным числом. В этом
случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или
десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях. Умножение и деление так же,
как сложение и вычитание, могут производиться как устными, так и письменными
приемами вычислений, записываться в строчку и столбик.
Методика изучения многозначных чисел.
При изучении данного раздела можно выделить следующие ступени:
1) знакомство с новыми счетными и разрядными единицами: десятком тысяч,
сотней тысяч, единицей миллионов;
2) счет до 1 миллиона уже известными счетными единицами и новыми:
десятками тысяч и сотнями тысяч; выработка прочных навыков в записи чисел до
1 миллиона;
3) повторение класса единиц и знакомство с классом тысяч (1—2-е классы);
4) анализ многозначных чисел по десятичному составу — выделение в числе
классов и разрядов, составление числа по данным классам и разрядам.
Учащимся необходимо показать, где в практике, в жизни используются те
многозначные числа, которые они изучают на уроках в школе. Нумерация
многозначных чисел усваивается умственно отсталыми учащимися с большим
трудом. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что многозначное число
трудно конкретизировать. Наглядные пособия, которые используются при
изучении данной темы: абак, счеты, таблица разрядов и классов. Таблицы
соотношения мер длины и мер массы являются условными пособиями. Они
скорее конкретизируют не число, а десятичную систему счисления. Обобщенные
понятия, которые используются для усвоения как устной, так и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: ВЛАДОС, 2014.
2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5 - 6 классах
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.:
ВЛАДОС, 2015.
5
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.
Воронковой - М., 2014.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб., 2013.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. -
М.: Издательский центр «Академия», 2012.
7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2011.
8. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2012.
9. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. -
М.: ВЛАДОС, 2015.
10. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по
математике. - М., 2017.
11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2010.
12. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1, 2. - М., 2019.
13. Программы для 0 - 4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями
интеллекта). - М., 2017.
14. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно
отсталых детей. - М., 2011.
15. Алышева Т.В. Усвоение понятия смешанного числа учащимися
вспомогательных школ // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 23.
16. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными
дробями учащимися вспомогательных школ // Дефектология. - 2012. - № 4. - С. 12.
17. Антропов А.П. Математика во вспомогательной школе. - СПб., 2012.
18. Антропов А.П. Арифметические задачи с тремя пропорциональными
величинами во вспомогательной школе. — СПб., 2012.
19. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей
5 - 6 лет. - М.: ВЛАДОС, 2014.
20. 150
21. Богановская Н.Д. Формирование количественных представлений у
учащихся младших классов вспомогательной школы. — Свердловск, 2018.
22. Больших И.В., Кукушкина О.И. Компьютерные технологии и математика в
специальной школе // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 14.
23. Больших И.В. Компьютерная поддержка обучения начальной математике //
Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 18.
24. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. - М., 2010.
25. Воронина И.В. Представления о мерах времени у учащихся
вспомогательной школы // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 11.
26. Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел
во вспомогательной школе // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 10.
27. Гринько Л. А. Усвоение учащимися вспомогательной школы письменного
сложения и вычитания десятичных дробей // Дефектология. - 2013 - № 2. - С. 15.
28. Зыгманова И.В. Умение учащихся вспомогательной школы решать
арифметические задачи с опорой на предметные действия // Дефектология. -
2013. - № 3. - С. 18.
29. Истомина Н.Б. Методика преподавания в начальных классах. - М., 2012.
30. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия и понимания основ наглядной
геометрии учениками младших классов вспомогательной школы // Дефектология.
- 1972. - № 5. - С. 13.
31. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1965.
32. Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. —
6
М., 1978.
33. Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Арифметика. — М.,
2018.
34. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной
школе. — М., 2011.
35. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на
уроках математики // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 15.
36. Терехова И.Г. Усвоение знаний о десятичных дробях учащимися
вспомогательной школы // Дефектология. - 2018. - № 3. - С. 17.
37. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми учащимися
вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология. - 2014. - №
4. - С. 19.
38. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М., 2015.
39. Юдилевич А.Я. Обучение умственно отсталых школьников с
использованием микрокалькуляторов // Дефектология. - 2012. - № 4. - С. 17.
40. Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой,
Москва «Просвещение», 2011.