Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный стандарт , внедряемый в школьную жизнь, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе.
Он акцентирует свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Таким образом, педагоги вынуждены будут отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Но опираются создатели стандарта на уже известные в педагогике и методике личностно-ориентрованный и компетентностный подходы.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации (умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей). Следовательно, учебный процесс должен моделировать возникновения и преодоления противоречий. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.
На сегодняшний день технология проблемного обучения во всех школах нашей страны является эффективнейшим средством поддержания познавательной активности обучающихся. Данная технология, как никакая другая способна развивать в детей. Они становятся более творческими, достигают высоких в учебе, и, непременно они становятся более самостоятельными. Отсюда, у детей растет самооценка, повышается интерес к учебе и саморазвитию. Технология проблемного обучения отлично подходит для применения на уроках любого предмета.
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»
Чешский педагог Я. Коменский являлся сторонником активного обучения.
Ф.А. Дистервег говорил, что именно такой метод побуждает детей к обучению, получению и освоению новых знаний. Представители нового активного обучения Ф.А. Дистервег , Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци считали, что необходимо уходить от простого заучивания, разрабатывать новые методы обучения.
Актуальность: в современном мире крайне необходимо развивать устойчивую мотивацию к получению новых знаний у школьников, а также активизировать их познавательные интересы, так как сегодня прослеживается низкий уровень заинтересованности учащихся в обучении. А технология проблемного обучения как нельзя лучше подойдет для решения этой задачи. Но необходимо понимать, что создавать проблемные ситуации на уроке, а также разрешать возникающие у детей противоречия нужно умело и грамотно. Только в этом случае при разрешении трудностей у обучающихся возникнет потребность в получении новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных задач.
В работах Р.С. Аппатовой, М.А. Ариян, М.Ю. Бухаркиной, А.В. Брушлинского, Г.И. Гонтарь, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, Е.В. Ковалевской, Л.П. Колобовой, С.Г. Коростеловой, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.Т. Кудрявцева, А.А. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Р. К. МиньярБелоручева, Е. С. Полат, В. В. Сафоновой, М.Н. Скаткина и др. определяется место проблемного обучения в общей системе обучения, описывается структура и классификация проблемных задач, влияние проблемной задачи на мыслительные процессы.
Объект исследования: использование проблемного метода обучения в учебном процессе.
Предмет исследования: процесс внедрения проблемного метода обучения на уроках истории в 6 классе.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать методику использования проблемного подхода в процессе обучения истории.
Гипотеза исследования: если при обучении истории использовать проблемный метод, то это будет способствовать развитию исследовательских навыков и саморазвитию обучающихся.
Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:
1. Рассмотреть виды проблемного обучения.
2. Повести анализ различных видов проблемного обучения и требования, которые к ним предъявляются.
3. Рассмотреть классификацию методов проблемного обучения.
4. Разработать методические рекомендации по использованию проблемного метода в процессе обучения истории.
5. Проанализировать проблемную ситуацию на занятиях истории.
Методологическую основу исследования составили труды по проблемным ситуациям и проблемным задачам при обучении истории И. Л. Лернер, М.И. Махмутов, К.Б. Умбрашко, М.А. Холодная, учебные пособия: История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс - Данилевского И.Н., Андреева И.Л., История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс - Данилевский И.Н., Андреев И.Л.; История России с древнейших времен до XVI века / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров; История России. 6 классы. Учебное пособие / Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. Ганелина Р.Ш.; История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А. Данилов. История России. 6 класс. В 2-х частях / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./ Под ред. Торкунова А.В.; История России с древнейших времён до начала XVI века / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин /Под ред. Петрова Ю.А. История России. 6 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
При написании работы использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы,
- педагогическая апробация.
1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИСТОРИИ
1.1 Проблемное обучение: сущность, история, методы, виды
Педагоги, учителя, методисты разрабатывали все новые и новые методы обучения более эффективные, чем простое заучивание и в конце ХIХ, начале ХХ вв. в основу обучения внедрились такие методы обучения как: эвристический, опытно-эвристический, лабораторно-эвристический методы, метод лабораторных уроков и естественнонаучное обучение. Б.Е. Райков назвал эти методы исследовательскими. Результаты от такого обучения в школах давали успешные результаты. Познавательная активность росла, также, как и творческая. Но почему-то в тридцатых года прошлого столетия данным метод признали ошибочным.
И так как традиционный метод, а именно заучивание не приносило положительных результатов, никак не развивало школьного образования, был поставлен вопрос о возрождении метода проблемного обучения.
Например, американский психолог и педагог Джон Дьюи в своей Чикагской школе начал ставить эксперименты над тем как развивается активность учащихся при применении того или иного метода обучения. В итоге, он предложил заменить программу и сделать обучение самостоятельным, основанным на решении учебных проблем.
Также он активно работал и пришел к положительному результату по концепции «полного акта мышления». В этой концепции он предлагает отодвинуть учителя на второй план и считать его в роли помощника, который только помогает ученику преодолевать препятствия к получению новых знаний. Здесь самостоятельная исследовательская работа обучающегося стоит на первом месте.
Махмутов М.И. нам дает очень хорошее определение технологии проблемного обучения: «Система действий учителя в процессе дачи учебного материала учащимся, где обязательно присутствуют постановка проблемы и цели, при такой системе учащиеся самостоятельно решают проблемы, ищут информации для наиболее правильного ее решения; взаимодействие учителя и обучающегося, которая направлена на формирование самостоятельности и саморазвития обучающихся в период обучения в школе, устойчивости мотивации к обучению и развитию мыслительных способностей в процессе усвоения учебного материала, данного учителем методами проблемных ситуаций.»
Изучив подробно технологию проблемного обучения и ее теоретическую основу, с целью дальнейшего применения ее на практике, можно сделать следующие выводы. Система обучения, при которой обучающиеся получают новые знание, систематизируют их и учатся применять из на практике путем решения искусственно созданных учителем проблемных ситуаций – это и есть технология проблемного обучения. При разрешении проблемных ситуаций развивается процесс мышления у любого человека. Проблемное обучение состоит из нескольких задач:
1. Обучающиеся получают новые знания и умения путем самостоятельного поиска решения проблемной ситуации.
2. Воспитывается активно мыслящее новое поколение, творчески подходящее к решению поставленных задач.
3. Самое важное, развивается нестандартное мышление, умение выстраивать логические цепочки
Выделяют основные характерные этапы познавательной деятельности обучающихся в процессе проблемного обучения:
- создание способа решения проблемы, формулировка проблемной задачи;
- поиск способа решения, обоснования данного способа, доказательство гипотез, проверка правильности путей решения проблемных задач.
Проблемная ситуация – это такое состояние человека, которое заставляет испытывать его познавательную затрудненность, это такое противоречие, которое выявляется в форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения созданной проблемной ситуации обучающиеся обретают новые знания, узнают об общи принципах решения задач.
Проблемная ситуацию возможно создать в том случае если у ребенка есть не только познавательная потребность, но и интеллектуальные возможности решать ее. То есть, создавая проблему, необходимо оценивать эти возможности.
Проблема – это вопрос или задача, это тот или иной способ решения данной обучающимся, который заранее ему неизвестен, но при этом ученик обладает исходными знаниями и умениями для поиска необходимого результата, способа решения. Проблема должна быть поставлена с учетом возраста ребенка, важно понимать и учитывать познавательные и практические возможности ученика. При грамотной постановке проблемы у обучающихся образуется интерес и появляется устойчивая мотивация к ее изучению и разрешению.
Итак, в постановке проблемной ситуации важно учитывать следующее:
1. Проблему необходимо выстраивать таким образом, чтобы ее решение было ориентировано на возможности познавательной и исследовательской активности обучающихся;
2. Все вопросы, которые порождает проблемная ситуация должны нести смысл и быть значимыми для обучающихся.
3. Решение проблемы должно протекать на фоне решения цепочки соподчиненных проблем, плавно вытекающих одна из другой, показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями.
Проблемная ситуация должна вызывать у обучающихся интерес и желание разобраться в проблеме.
Осознание проблемы обучающимися возможно, если они в состоянии оценить объективные основания усвоенных спросов действия и могут проследить соответствие этих оснований условиям поставленной задачи. Далее на основе проведенного анализа из проблемной ситуации рождается проблемная задача. В контексте технологии проблемного обучения данный этап является важным звеном для воспитания потенциала самостоятельной деятельности и формирования научного мировоззрения у обучающихся. Поиск и постановка проблемы, ее четкая формулировка часто требует серьезных интеллектуальных усилий, чем последующее ее разрешение. Из сформулированной и осознанной проблемной ситуации следует несколько проблемных вопросов. За проблемными вопросами следует проблемная задача, далее поиск ее решения, рассмотрение путей, методов и средств ее решения. Ребята ищут информацию о признаках и свойствах элементов, из которых состоит п проблемная ситуация. По итогам собранной информации наступает этап выработки инструментальной гипотезы разрешения проблемы. После того, как ребята выявили гипотезу, им находимо предложить обосновать ее и проверить насколько она соответствует исходным условиям задачи. После того, как обучающиеся доказали гипотезу, путем выведения из нее следствий и их про
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 февраля 2011 г. N 9
2. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский // Наука и школа, 2014. – С. 19–25.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 695 с.
4. Васильева, С. В. Формирование мыслительных способностей учащихся через использование методов проблемного обучения. Интернет в России / С. В. Васильева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyhtehnologiy-obucheniya
5. Гюнтер Карл-Хайнц. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. // Перспективы: Мыслители образования. - 1993, № 85-86
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 165 с.
7. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации / И.А. Ильницкая. – М., 1985. – 356 с.
8. История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс - Данилевский И.Н., Андреев И.Л. - М.: Дрофа, 2015
9. История России с древнейших времен до XVI века / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2015
10. История России. 6 классы. Учебное пособие / Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. Под Ганелина Р.Ш. – М.: Вентана Граф, 2015
11. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А. Данилов. – М.: АО "Издательство "Просвещение", 2018
12. История России. 6 класс. В 2-х частях / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./ Под ред. Торкунова А.В. - АО "Издательство "Просвещение", 2015
13. История России с древнейших времён до начала XVI века / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин /Под ред. Петрова Ю.А. – М.: Русское слово, 2015
14. История России. 6 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - АО "Издательство "Просвещение", 2018
15. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982
16. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев // Педагогика и психология, 1991. – 201с.
17. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики :
18. учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 624 с.
19. Лептина, И. Применение эффективных технологий обучения / И. Лептина, Н. Семенова // Учитель, – №1. 2003. – 15 с.
20. Лернер, И. Л. Проблемное обучение / И. Л. Лернер. – М., 1974. – 267 с.
21. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 75 с.
22. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории: монография / М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. - 364 с.
23. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: практическое пособие / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. – 374 с.
24. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.,1990. – 246 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. – 343 с.
26. Ситаров, В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Электронный ресурс] / В.А. Ситаров // Cyberleninka. – 2009
27. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учителя. Интернет России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allsoch.ru/(20.02.2020г.).
28. Умбрашко К.Б. Историческая наука России: методологические уроки XIX в. // Философия образования. 2006 Спец. вып. № 2
29. Холодная, М.А. Проблемные методы обучения, Интернет в России / М.А. Холодная, А. Н. Каланов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduworld.ru/ (20.02.2020г.).
30. Чанова, М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения. Интернет в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.monax.ru/ (20.02.2020г.)
31. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979