Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена ролью детства в развитии личности. От полноценности проживания данного возрастного периода будет зависеть успешность его социализации и интеграции. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального прогресса, благосостояния, гуманности общества, но и дальновидность социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает надежный фундамент для своего будущего. Вместе с тем современная российская действительность свидетельствует о многообразии социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, что серьезно сказывается на самочувствии семей. Постоянные перемены, характерные для настоящего времени, дестабилизируя жизненные функции семьи, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Другими словами, налицо обострение различных проблем, что со всей очевидностью обнажило социально-педагогические проблемы семьи.
В частности, тяжело решаемые вопросы жилищного обеспечения, падающего материального достатка, трудоустройства создают благоприятные условия для того, чтобы семья оказалась в трудной жизненной ситуации. Большое значение для исследования данной проблемы имеют первые положения о социально-педагогическом сопровождении развития семьи, отраженные в трудах зарубежных и отечественных педагогов, философов, социологов: А. Дистервега, Я.А. Коменского, Я. Корчака, П. Наторпа, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Значительный вклад в разработку социально-педагогических основ взаимодействия с семьей внесли Н.И. Костомаров, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов. Различные подходы в анализе положения современной семьи и детей освещены А.И. Антоновым, В.Н. Архангельским, C.B. Дармодехиной, Г.Н. Иващенко, В.А. Сысенко, B.C. Торохтия и др. Теория и практика социальной педагогики обобщена в исследованиях H.A. Аминова, А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, И.А. Липского, A.B. Мудрика, Г.Г. Силласте, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова, Т.Ф. Яркиной и др. Вопросы трудной жизненной ситуации проанализированы Ф.Е. Василюк, Н.С. Данакиным, А.Ф. Эсауловым, А.Ф. Кусовым, Я.А. Пономаревым и др. Также необходимо отметить авторов, в работах которых раскрыта роль диагностического инструментария в деятельности педагогов: А.С. Белкин, Н.П. Василенко, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, А.В. Исайко, Г.Ф. Карпова, А.И. Кочетов, Н.К. Кузьмина, Е.А. Михайлычев, Н.Г. Пешкова, И.П. Раченко, С.Д. Смирнов и др.; среди зарубежных – А. Анастази, К. Ингенкампа и др.
Объект исследования – профессиональная деятельность специалиста социального учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – использование диагностического инструментария в профессиональной деятельности специалиста социального учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования – описать диагностический инструментарий, используемый в деятельности специалиста социального учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
сформулировать понятие «трудная жизненная ситуация;
представить психолого-педагогическую характеристику детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
обозначить функции и методы социально-педагогической диагностики;
представить программу социально-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования); эмпирические (анализ продуктивной деятельности детей).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Трудная жизненная ситуация: понятие, сущностные черты
На протяжении жизни человек сталкивается с разными ситуациями, причем одна и та же вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то сходные проблемы не только кажутся, но и являются непреодолимыми в силу разных обстоятельств. На восприятие той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, мировоззрение, психологическое состояние, возраст. Но если взрослые могут заявить о некоторых сложностях, благодаря чему получат разные виды поддержки, начиная от дружеской и заканчивая квалифицированной – от сотрудников профильных ведомств и структур, то дети не способны осознать полноты и масштаба проблемы. Вот почему так важно специалистам, чья профессия связана с социальной помощью и поддержкой, разбираться в вопросах, касающихся трудной жизненной ситуации.
Использование любого термина или понятия, к числу которых также относится вышеприведенный, предполагает четкую его интерпретацию. Это необходимо во избежание разночтений. Кроме того, обозначенное понятие является для настоящего исследования базовым, что обусловливает необходимость раскрыть его содержательное наполнение. Как следует из содержания «Словаря терминов по общей и социальной педагогике», составленного А.С. Ворониным, жизненной ситуацией называют «сочетание условий и обстоятельств, определяющих своеобразие жизнедеятельности и поведения человека в данный конкретный момент времени» [7, с. 30]. Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся и проблемные, собственно, и получившие название трудных. Они возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить конкретный вопрос с помощью привычных схем поведения.
При этом источник жизненной трудности проявляется как в собственных действиях индивида, так и в воздействии окружающей среды. В публикациях, в рамках которых авторы осмысляют феномен трудной жизненной ситуации отдельных индивидов и целых групп, отмечается, что она выражается в нестабильности, кризисе, стрессе, неопределенности. Несмотря на активное использование понятия в исследованиях, его интерпретация осуществляется по-разному, на что, прежде всего, указывает содержание литературы, адресованной студентам. Так, например, в учебнике Л.В. Мардахаева «Социальная педагога» сказано, что трудной жизненной ситуацией называются «переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти» [11, с. 175]. Как видим, для автора определения понятие связывается с реакцией человеческого организма некий раздражающий фактор.
В учебном пособии «Основы социальной работы с населением», написанном А.Н. Суховым, предложена следующая формулировка: «трудная жизненная ситуация – это положение, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно» [17, с. 144]. В данном определении, в отличие от выше представленного, трудная жизненная ситуация связывается с состоянием, сложившимися обстоятельствами. Согласно содержанию учебного пособия И.Г. Кузиной «Теория социальной работы», трудной следует называть жизненную «ситуацию, объективно нарушающую социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности и объективно воспринимаемую им как сложную, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [9, с. 183]. Здесь содержание понятия связывается с обстоятельствами, что роднит интерпретацию с той, что представлена А.Н. Суховым.
Достаточно ожидаемо, что иные трактовки могут быть представлены в других источниках. Например, в статье исследователей А.В. Лакреевой и М.В. Хомутовой, посвятивших свою работу вопросам социально-психологической адаптации личности в трудной жизненной ситуации, представлено следующее понимание искомого нами понятия: «это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [10, с. 135]. Исследователь Д.М. Рогозин, в чьей публикации проанализированы ответы представителей старшего поколения относительно трудной жизненной ситуации, сказано, что это «временное критическое состояние, которое требуется преодолеть» [15, с. 34].
Иная формулировка содержится в статье исследователя М.Ю. Бабченко, которая посвятила свою публикацию вопросам социальной поддержки человека в трудной жизненной ситуации. Как подчеркивается в тексте, трудной жизненной ситуацией называется единичное обстоятельство или их совокупность, способных ухудшить «условия жизнедеятельности гражданина, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно» [3, с. 173]. Стоит обратить внимание на то, что последнее из представленных определений содержалось в Федеральном Законе «О государственной социальной помощи», введенном в 1999 году. В современном законодательстве анализируемое понятие претерпело изменение, поскольку в 2013 году был издан новый Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Понятие «трудная жизненная ситуация» заменено на более широкое и конкретизировано как «обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина» [1]. К числу подобных обстоятельств отнесены:
1) инвалидность: а) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; б) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу инвалидности [1];
2) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраст [1];
3) сиротство, безнадзорность: а) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; б) отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними [1];
4) отсутствие определенного места жительства, недостаточный уровень финансовой обеспеченности, безработица: в том ч