Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс социально-педагогического сопровождения социализации детей и подростков невозможен без эффективной реализации социально-педагогической деятельности – диагностики, которая позволяет вовремя выявить критические аспекты процесса социализации и неблагоприятные условия его протекания, в соответствии с которыми разрабатывается стратегия и тактика социально-педагогического сопровождения, а на основании результатов диагностики обоснованно выбираются необходимые социально-педагогические технологии.
Рассматривая деятельность социального педагога, особенно на начальных этапах, следует отметить изучение им психолого-медико-педагогических особенностей личности воспитанников, учащихся, социальной микросреды, в которой они находятся, условий жизни. В процессе изучения определяются потребности и интересы, проблемы и трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении ребенка; типология семи, в которой проживает ребенок, ее педагогический и социокультурный портрет. Поэтому в методический багаж социального педагога входят диагностические методики: опросники, тесты, анкеты. В работе социального педагога используются также такие методы как метод социальной биографии семьи, личности, социальная история микрорайона, диагностика социальной среды и многие другие.
Таким образом, социально-педагогическая диагностика необходима для выявления не только личностных, но и социальных проблем ребенка, его индивидуальные особенности, условия проживания в семье, особенности воспитания и развития, особенности семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, используемые в семье. В результате социальный педагог, проводя анализ и синтез полученной информации ставит социальный диагноз и координирует свою работу по различным направлениям социально-педагогической деятельности, соблюдая при этом нравственно-этические нормы.
Объект исследования – социально-педагогическая диагностика.
Предмет исследования – профессионально-этические нормы социального педагога.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что проведению социально-педагогической диагностики будет способствовать в том числе и соблюдение профессионально-этических норм.
Таким образом, исходя из вышеизложенного цель курсовой работы – проанализировать профессионально-этические нормы при проведении социально-педагогической диагностики на примере дошкольного образования. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по теме исследования.
2. Выявить особенности социально-педагогической диагностики и ее функции.
3.Дать характеристику основным методам социально-педагогической диагностики.
1. Теоретические основы профессионально-этических норм при проведении социально-педагогической диагностики
1.1 Понятие и принципы профессионально-этических норм при проведении социально-педагогической диагностики
Любое направление профессиональной деятельности отводит особую роль диагностике качества производимой продукции и производственного процесса. Сегодня трудно представить научные, производственные и образовательные процессы без диагностики.
Управление социально-педагогическим сопровождением социализации воспитанников, учащихся, семьи и т.д. невозможно реализовать без одного из важнейших этапов социально-педагогической деятельности – диагностики, которая позволяет вовремя выявить негативные аспекты процесса социализации и неблагоприятные условия его протекания; на основании которых разработать соответствующую стратегию и тактику социально-педагогического сопровождения; а также выбрать адекватные сопровождению социально-педагогические технологии.
Для начала рассмотрим понятие диагностики. В словаре-справочнике по психодиагностике под диагностикой понимают процесс определения состояния какого-либо объекта. Диагноз – это результат деятельности по определению состояния, особенностей отклонений от нормы в характеристике объекта диагностики [6, с. 86.].
С другой стороны, С.А. Беличева определяет диагностику как компонент социальной технологии, который включает: цель – диагноз – прогноз – программу – внедрение – анализ [3].
Диагностика – получение объективной и достоверной информации по изучаемой проблеме [20].
Содержание и конечные цели социально-педагогической диагностики характеризуют ее как педагогическую, а по методике проведения она много общего имеет с социологическими и психологическими исследованиями. Поэтому одной из основных функций деятельности социального педагога является диагностическая функция.
Социально-педагогическая диагностика осуществляет, прежде всего, постановку «социального» диагноза, с этой целью проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних, их семьи, а так же социального окружения, выявляются позитивные влияния и негативные проблемы.
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов. В любом случае необходимо соблюдать профессионально-этические нормы, под которыми мы будем понимать требования, которые предъявляются к уровню профессиональной квалификации социального педагога, реализации им в своей деятельности определенных нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми.
М.М. Дудина, Ф.Т. Хатматуров отмечают следующие ошибки при проведении социально-педагогической диагностики:
1. Использование методик зарубежных авторов, которое основано на их непонимании теми, кто проводит диагностику.
2. Применение статистики к испытуемым на основании полученных данных категоричные заключения и выводы.
4. Использование методик неспециалистами в области социальной педагогики и психологии, но и людьми, которые вообще не имеют соответствующее образование.
5. Отсутствие контроля за выпуском методической литературы, в которой собраны необходимые социально-педагогические методики диагностики [8].
Использование диагностических инструментов непрофессионалами, дескридитирует социально-педагогическую диагностику и наносит неощутимый прямой или косвенный вред испытуемым несовершеннолетним.
Следовательно, необходимо знать профессионально-этические нормы, которые предъявляются к специалистам, используемым эти методики.
Социально-педагогическая диагностика содержит следующие принципы, которые способствуют непротиворечивому и адекватному диагностическому процессу:
Принцип ответственности предполагает ответственность социального педагога за достоверность и конфиденциальность информации, которую он получает при проведении диагностики.
Принцип компетентности предполагает знание социальным педагогом процедур диагностики и их правильное, корректное использование.
Принцип профессиональной тайны, т. е. ограничение распространения социальным педагогом результатов диагностических методик.
Принцип обеспечения суверенных прав личности и принцип информирования испытуемого о целях обследования, который состоит в том, что несовершеннолетний испытуемый (его родители) должны представлять общие задачи проводимого исследования.
Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании социальным педагогом полученных результатов диагностики в рамках закона.
Принцип объективности, т. е. беспристрастность проведения социальным педагогом оценки и интерпретации диагностической информации.
Принцип конфиденциальности заключается в неразглашении сведений об испытуемом, которые содержат личностные стороны его жизни.
Принцип морально-позитивного эффекта обследования – в результате диагностики и консультирования испытуемый не должен проявлять негативное поведение.
Принцип благополучия испытуемого заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние. Испытуемому не должен быть нанесен вред.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / О.В. Алмазова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.
2. Белановская О.В. Психологическая диагностика в школе: пособие / О.В. Белановская, Н.И. Олифирович. – Минск: БГПУ, 2015. – 246 с.
3. Беличева С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождении социализации несовершеннолетних: учебное пособие.– Ростов н/Д: Феникс, 2013.–380 с.
4. Бондарева И.И. Диагностическая культура учителя как ресурс качества образовательного процесса / И.И. Бондарева // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 8-10.
5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для вузов по спец. «Социальная педагогика», «Педагогика». – М.: Академия, 2008.– 288 с.
6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд.,перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003.– 266 с
7. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога.– Архангельск: ПГУ, 2010.– 152 с.
8. Дудина М. М. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2016. – 190 с.
9. Ефремов О.Ю. Педагогическая диагностика в современном образовании: системный подход к познавательно-преобразовательной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 3-7.
10. Овсянникова С.К. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 243 с.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – Москва: Академия, 2003. – 448 с.
12. Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]. – Минск: БНТУ, 2013. – 303 с.
13. Педагогическая диагностика в дополнительном образовании / авт.-сост. Н.Б. Габдулхаметова. – Нефтеюганск: МБУ ДО «Станция юных техников», 2014. – 39 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
15. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 592 с.
16. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии: Учебно-методическое пособие для практических психологов системы образования. – 2-е издание. – Минск, 2001. – 217 с.
17. Савицкая Т.В. Социально-педагогическая деятельность в учреждении образования: Учебно-методический комплекс / Т.В. Савицкая. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2010. – 55 с.
18. Социально-педагогическая диагностика в 2-х частях. Часть 1:учебно-методическое пособие по специальности 031300 (050711) Социальная педагогика для студентов 4 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии / Ю.А. Гончарова . – Воронеж , 2011. – 64 с.
19. Технологии социально-педагогической деятельности (социально-педагогическая диагностика): Учебно-методический комплекс / авт.-сост. А.В. Пищова. – Минск: БГПУ имени М. Танка, 2015. – 102 с.
20. Чубинашвили Н.Г. Технологии социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая диагностика: электронный учебно-методический комплекс.– Брест: БрГУ, 2018.
21. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования / Л.Б. Шаршакова. – Санкт-Петербург: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. – 52 с.
22. Электронный справочник специалиста системы профилактики асоциального поведения учащихся: методические рекомендации / авт- сост. Т.П. Шеремет, П.С. Смоляная, О.Н. Бондар. – Минск: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, 2017. – 36 с. [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи