Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объектив-ным интересом теоретиков и практиков к деятельности педагога, о чем свиде-тельствует нескончаемый поток публикаций в реферируемых изданиях, мо-нографии и диссертации, статьи в газетах и журналах, в рамках которых происходит обсуждение работы школьных учителей, а также преподавателей средних и высших учебных заведений. Современное общество выдвигает к педагогу массу требований, заключающихся не только в отличном знании своего предмета, но и умении донести даже самые сложные понятия до со-знания обучающихся. Помимо прочего, он должен быть контактным, по-скольку основу его профессиональной деятельности составляет взаимодей-ствие с множеством других людей – детьми, их родителями, общественно-стью, коллегами. Своим обаянием, внутренней энергией педагог должен уметь сплотить детей и инициировать их на осуществление социально полез-ных дел. Реализуя цели и задачи образования, он организует учебно-познавательную, художественно-эстетическую, трудовую, спортивно-оздоровительную деятельность, направленную на формирование и развитие способностей подрастающего поколения.
Становится очевидным, что педагогическая деятельность многогранна, именно поэтому она требует систематического самообразования и самовос-питания. Попытки рассмотреть труд педагога как целостную систему пред-приняли А.К. Маркова, Л.М. Митина, Б.С. Гершунский и др. Проблемы профессионально-личностного развития педагогов проанализированы А.А. Вербицким, С.Г. Вершловским, Л.К. Гребенкиной и др. Теоретико-методологические основы формирования личности педагога определены в работах О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, Н.Д. Никандрова, А.И. Пис-кунова, В.А. Сластенина и др. Различные аспекты проблемы профессиональ-ного саморазвития педагога исследованы в трудах Е.И. Артамоновой, Ю.А. Долженко, С.Б. Елканова и др. При всей значимости их исследований есть объективная потребность в новых фактах, которые позволят расширить представления о психолого-педагогических основах профессионального са-мовоспитания педагога.
Объект исследования – организация деятельности педагога.
Предмет исследования – влияние психолого-педагогических основ професси-онального самовоспитания педагога на организацию его деятельности.
Цель исследования – на основе существующих исследований показать, как влияют психолого-педагогические основы профессионального самовоспита-ния педагога на организацию его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1) Обозначить мотивы личностного развития педагога.
2) Определить особенности творческой индивидуальности педагога.
3) Провести исследование, направленное на выявление особенностей са-мовоспитания будущего педагога.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) Теоретические (анализ литературы по поставленному вопросу);
2) Тестирование, опрос, анкетирование.
3) Обобщение.
Положения, выносимые на защиту
Для уточнения влияния психолого-педагогических основ профессионального самовоспитания педагога на организацию его деятельности необходимо иметь в виду следующие положения:
профессиональный рост – это восходящий вектор, способствующий более полному раскрытию потенциальных возможностей и способностей пе-дагога в профессиональной деятельности;
мотивы – это внутренние побуждения личности к тому или иному виду активности, связанные с удовлетворением определенной потребности.
творческая индивидуальность – это яркое проявление профессиональ-ной культуры педагога, его профессионального мастерства, уровня его са-моактуализации в профессии.
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможно-сти применения полученных выводов и положений в педагогическом процес-се общеобразовательной средней школы.
Глава I. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
1.1 Профессиональный рост и личностное развитие педагога
Профессиональная деятельность человека связана с качественными и количе-ственными изменениями. С того момента, когда началась работа в избранной сфере, происходит постепенное приращение компетенций. Развиваясь как специалист, человек неизменно будет стремиться к профессиональному ро-сту. Сказанное всецело относится к педагогам. По-другому просто не может быть, потому что современный этап развития образования стимулирует всех субъектов педагогического процесса к постоянному поиску, обращению к разным источникам информации, сопоставлению и систематизации собран-ных фактов. Деятельность описанного типа закладывает прочный фундамент для профессионального роста. Искомому вопросу уделено значимое внима-ние в публикации А.В. Щербакова. В самом общем плане, пишет он, понятие «профессиональный рост» является научной категорией, входящей проблем-ное поле профессионализма. Автор статьи придерживается концепции про-фессионального развития личности, в соответствии с которой «профессиона-лизм – это совокупность психологических, психических и личностных изме-нений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного вы-полнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффек-тивный уровень решения сложных профессиональных задач в новых услови-ях» [25, с. 32].
В контексте данной концепции А.В. Щербаков выделяет следующие основ-ные направления формирования профессионализма: изменение системы дея-тельности индивида, ее функций и иерархического строения, приводящее к формированию личностного стиля деятельности; изменение личности субъек-та (внешний облик, профессиональное сознание), что рассматривается как становление профессионального мировоззрения; изменение компонентов установки субъекта, направленной на отношения к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах: когнитивной, эмоциональной, практиче-ской и приводит к становлению профессиональной культуры субъекта. Ис-пользуя образное сравнение, автор статьи о профессиональном росте учите-ля как научной проблеме Л.М. Кузнецова указывает, что целесообразнее все-го рассматривать анализируемое понятие с позиций точных наук. При таком подходе «профессиональный рост рассматривается как восходящий вектор, способствующий более полному раскрытию потенциальных возможностей и способностей педагога в профессиональной деятельности» [11, с. 22]. Про-фессиональный рост, продолжает автор, сопровождают «количественные, качественные, содержательные и структурные изменения личности, которые затем приводят к наращиванию и расширению компетентностей, к постепен-ному восхождению в профессию под воздействием внешних и внутренних факторов» [11, с. 22]. Профессиональный рост направлен на изменение лич-ностного стиля, профессионального мировоззрения.
По наблюдению Л.М. Кузнецовой, существует множество факторов, препят-ствующих профессиональному росту педагога: личностные проблемы (слож-ности в семье, болезнь родных и близких), психологические особенности (тревожность, стремление к превосходству, трудности в познании себя и не-желание разбираться в вопросах подобного типа, зажатость), собственная инертность; внешние обстоятельства (слабость методической службы образо-вательной организации, равнодушие руководства). К числу критериев, сви-детельствующих о развитии в избранном виде деятельности автор публика-ции относит «определенные отличительные признаки, которые можно ис-пользовать как средство оценки профессионального роста педагога» [11, с. 24]. Перечень сведен к следующему набору: профессиональная продуктив-ность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость, конку-рентоспособность, сформированность различных педагогических способно-стей, информационная компетентность, эмпатия, мотивация успеха, стрессо-устойчивость.
Л.Г. Лисицкая также предприняла попытку сформулировать определение применительно к деятельности специалистов, работающих в сфере образова-ния. В ее понимании, профессиональный рост педагога есть «цель и процесс приобретения знаний, умений, способов деятельности, позволяющих не лю-бым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, ре-шить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социа-лизации и сохранению здоровья школьников» [12, с. 65]. Профессиональный рост сопровождается целенаправленным стремлением педагога к самосовер-шенствованию, самовоспитанию, самоосуществлению. Профессиональный рост педагога становится заметным благодаря познавательной деятельности, осуществляемой сознательно и добровольно. При этом обязательно плани-рование этого процесса, самостоятельное управление с целью совершенство-вания своих профессиональных компетенций. Большую помощь в плане лич-ностного развития и профессионального роста оказывают специальные ме-роприятия, потому что «на мотивацию оказывает влияние педагогическое сообщество. Необходимо признать, что, несмотря на собственные усилия учителя, направленные на профессиональный рост, ему нужна поддержка администрации образовательного учреждения, а также более опытных кол-лег» [12, с. 65].
Ценную помощь педагогу, испытывающему потребность в личностном раз-витии, способна оказать рефлексивная деятельность, которая дает возмож-ность осуществить ревизию ценностно-смысловой сферы. Это «интегратив-ная личностно-психологическая характеристика, которая воплощает экзи-стенциональную сущность в устремлении к наиболее полному выявлению и реализации своей личности во всем богатстве и разнообразии жизненных от-ношений» [18, с. 572]. Ценностно-смысловая сфера структурирует жизнь пе-дагога. Определяя для себя значимые (первостепенные) и менее значимые дела, он рационально распределяет профессиональную деятельность и от-дых, находит время для самореализации вне специальности. Словом, цен-ностно-смысловая сфера обеспечивает педагогу психологическое благополу-чие, под которым следует понимать социально-психологическое образова-ние, характеризующее позитивное функционирование личности, выражаю-щееся в субъективной удовлетворенности жизнью, полноте самореализации, связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Перефра-зируя сказанное, отметим, что психологическое благополучие выступает в роли ресурса, который дает возможность наиболее полно и конструктивно раскрыть и реализовать личностный потенциал педагога.
Если использовать классификацию Е.А. Климова, то, работая в сфере «чело-век – человек», такие специалисты подвержены быстрому
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Антонов, Н.В. Социально-педагогическое проектирование профессио-нального развития педагогов общеобразовательных организаций: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2018. – 267 с.
2) Бойко, В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности / В.В. Бойко / Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. – 490 с.
3) Гальченко, В.Н. Культура и ее влияние на развитие творческой инди-видуальности будущих педагогов / В.Н. Гальченко // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. науч.-практ. конф. – Ульяновск, 2014. – С. 339-344.
4) Гребенюк, Т.Б. Педагогика индивидуальности: методическое пособие / Т.Б. Гребенюк, С.А. Любишина. – М.: Академия Естествознания, 2014. – 103 с.
5) Григорьева, Е.В. Становление доминирующей мотивации и ценностных ориентаций у младших школьников с соматическими проблемами здоровья / Е.В. Григорьева // Психолог. – 2014. – № 6. – С. 108 - 126.
6) Гугуцидзе, Е.З. Методология педагогики и методологические подходы к формированию творческой индивидуальности студента – будущего педаго-га // Язык и коммуникация в контексте культуры: сб. науч. ст. – Рязань, 2015. – с. 42-47.
7) Задорина, О.С. Индивидуальность педагога: монография / О.С. Задо-рина. – Тюмень: ТюмГУ, 2014. – 106 с.
8) Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2015. – 448 с.
9) Колесникова, В.И. Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога / В.И. Колесникова // Вестник Томского государ-ственного педагогического университета. – 2017. №7(70). – С. 46-52.
10) Красношлыкова, О.Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профес-сиональное образование в России и за рубежом. – 2012. №2. – С. 47-54.
11) Кузнецова, Л.М. Профессиональный рост как научное понятие / Л.М. Кузнецова // Наука и перспективы. – 2018. №4. – С. 21-27.
12) Лисицкая, Л.Г. Технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогиче-ского вуза / Л.Г. Лисицкая, С.К. Петросян, А.А. Рыбакова // Известия Волго-градского государственного педагогического университета. – 2015. №3. – С. 64-67.
13) Малхасян, М.В. Раскрытие творческой индивидуальности современно-го педагога дополнительного образования: проблемы и перспективы / М.В. Малхасян // Государственная служба и кадры. – 2016. №3. – С. 122-125.
14) Немов Р.С. Общие основы психологии: учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – 9-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 526 с.
15) Орлов, Ю.М. Потребность в достижении цели / Ю.М. Орлов // Практи-кум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2015. – 694 с.
16) Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога / Н.В. Па-нова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. №2 (117). – С. 101-106.
17) Полетаева, Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога / Н.М. Полетаева // Вестник Ленинградского государственного уни-верситета им. А.С. Пушкина. – 2014. №2. – С. 30-39.
18) Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, де-терминанты, механизмы развития / Е.Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. № 4. – С. 563-575.
19) Профессионально-личностное развитие педагога в контексте професси-онального стандарта / А.Л. Коблева, В.В. Красильников, Т.Ф. Маслова и др. – Ставрополь: АРГУС, 2018. – 207 с.
20) Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. – 416 с.
21) Рослякова, Н.И. Значение профессиональной индивидуальности в обес-печении эффективности труда педагога / Н.И. Рослякова // Педагогическое образование и наука. – 2017. №3. – С. 58-62.
22) Рыбакова, Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности / Н.А. Рыбакова // Современное образова-ние. – 2015. – № 1. – С. 69 - 99.
23) Сластёнин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. № 1. – с. 42-49.
24) Федоряк, Л.М. Становление творческой индивидуальности педагога как фактор созидания его качества жизни / Л.М. Федоряк // Личность. обще-ство. Образование. Качество жизни и образование: Стратегии и инновацион-ные практики: сб. статей. – СПб, 2016. – С. 68-76.
25) Щербаков, А.В. Профессиональный рост педагога-воспитателя: сущ-ностные характеристики, компоненты и механизмы реализации / А.В. Щер-баков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. №4(37). – С. 32-39.