Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного
обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала.
Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного
(электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне
школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предвари-
2
тельной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность,
инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего
ПК с выходом в Интернет.
Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман
(Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в
новое образовательное направление. В этом им помогли публикации в крупнейших американских
газетах и журналах. В частности, в журнале Times от 10 декабря 2006 года в статье “Как вытащить
наши школы из 20-го столетия” читаем: «Американские школы уж точно не заморожены во времени, но с учетом темпа изменений в других областях жизни наши общественные школы становятся чем-то вроде пережитков прошлого. Дети проводят большую часть дня так, как это когда-то
делали их прабабушки и прадедушки: сидят рядами, слушая лекцию учителя, вручную царапают
каракули в тетрадках и читают учебники, которые устарели в день своего выхода из печати».
Таким образом, цель данной работы, посвященной модели «перевернутого» класса является актуальной.
Объектом изучения в данной работе является педагогика.
Предметом изучения в данной работе является методика преподавания английского языка.
В данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить актуальность применения инновационных технологий;
- дать понятие «смешанного обучения»
- изучить педагогическую модель, принципы и особенности модели «перевёрнутый класс»;
- разработать практические советы при организации модели «перевёрнутый класс»;
- изучить современные технологии и модель обучения «перевёрнутый класс»;
- определить сложности внедрения модели «перевёрнутый класс» и пути их преодоления;
- разработать использование модели «перевёрнутый класс» при организации самостоятельной
работы учащихся 5-8 классов на уроках английского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Актуальность применения инновационных технологий
1.1 Понятие «смешанное обучение»
В настоящее время существует уникальная возможность получения интересующей информации
из любого уголка мира, в любое время (24/7) при наличии информационно-коммуникационных
технологий. В информационном обществе главной ценностью являются знания, которые позволяют адаптироваться в стремительно изменяемом мире. Появляются новые специальности, требуются новые компетенции, совершенствуются IT-технологии, следовательно, иные профессии теряют актуальность, и меняется рынок труда.
3
Целью Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является
обеспечение соответствия направлений и качества подготовки по образовательным программам
меняющимся запросам личности и общества и перспективным задачам развития российского общества. Одной из основных стратегических задач Программы является предоставление равных
образовательных возможностей гражданам России.
Согласно закону «Об образовании» граждане Российской Федерации обладают правом на доступность образования независимо от принадлежности к той или иной группе населения, по которой
можно разделить людей между собой. Доступность образования характеризуется предоставлением возможностей для поступления в различные учебные заведения и успешного завершения
обучения.
Образование должно быть доступным представителям разных социальных слоёв: классов, возрастов, уровней развития и образования, мест проживания, гендерных различий, вероисповеданий и
т.д. Априори граждане разных социальных групп имеют неодинаковые возможности получения
образования.
Согласно П. Сорокину, стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – дифференциация,
выражаемая в самом существовании различных слоёв. Сущность дифференциации заключается в
естественном неравномерном распределении власти, привилегий, обязанностей, ответственности
и прав.
В современном информационном обществе существует потребность в новых знаниях и компетенциях, новой информации и в формировании своего видения мира. Происходит стремительное обновление информации на профессиональном и бытовых уровнях. В то же время продолжается
рост социального расслоения населения по уровню доходов и характеру потребления, следовательно, происходит изменение структуры общества. Вышеуказанное неравенство можно рассматривать как причину социальной активности, поддержания потенциала выживания, перспективу
социально-профессиональной мобильности.
Впервые систематическое исследование проблемы доступности образования каждому члену общества было начато А.М. Новиковым, рассматривающего доступность образования как возможность получить качественное образование под запросы любого гражданина, т.е. возможность поступления в учебные заведения и успешное завершение обучения. В трудах по проблемам демократизации отечественного образования А.М. Новиковым определены условия реализации принципа равных возможностей.
Но не только социальная стратификация влияет на доступность получения образования. Существуют категории людей, которые нуждаются в получении образования, но в силу различных причин, таких как экономические, территориальные, возрастные, социально-психологические и другие, но не могут их получить в рамках существующей образовательной системы. Поэтому реализация равных возможностей в получении образования особенно актуальна на территории страны с
неравномерно развитой инфраструктурой, различным уровнем территориальных возможностей.
Следует отметить, что А.М. Новиковым предложено развивать такие формы образования, как дистантное, открытое и другие, которые позволяют доставлять образовательные услуги «на дом».
Вновь возвращаются термины «домашнее обучение», «экстернат», «корреспондентское обучение», но с акцентом на современные реалии. По сути, это различные вариации заочной формы
обучения с упором на педагогические инновации.
Введение в учебный процесс инновационных образовательных технологий обладает следующими
преимуществами:
4
-увеличение круга лиц, которым станет доступным качественное образование;
-новый уровень социально-профессиональной мобильности;
-обеспечение эффективных инструментов управления обучением;
-освоение обучаемыми современных средств организации работы и коммуникаций;
-социализация и адаптация в современных условиях.
Поэтому целесообразно обратить особое внимание на следующие основные направления применения инновационных образовательных технологий:
-формирование и размещение в открытом доступе образовательных ресурсов коллективного
пользования;
-построение системы опережающей профессиональной переподготовки граждан;
-создание единого образовательного пространства страны;
-эффективное использование научно-педагогического потенциала;
-обеспечение компьютерной техникой и доступа к глобальной сети.
С
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Третьяк C.В., Чумаков В.И., Велинов В.В., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в
развитии ситуационной готовности специалиста // The Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1–2. С. 48–50.
2. Бондаренко Ю.А. Использование технологии «перевернутый класс» на уроках английского
языка // Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя» [Электрон.
ресурс] 10.11.13–30.01.14 гг. Режим доступа: http://nauka
it.ru/attachments/article/1331/bondarenko_jua_novosibirsk_konf13.pdf (дата обращения:
01.03.2020).
3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // XI международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе» [Электрон. ресурс] 18.02.2014-20.02.2014. Режим доступа:
http://hdl.handle.net/10995/24760 (дата обращения: 01.03.2020).
4. Выступление Андреевой Н.В. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blendedlearning.
pro/ (дата обращения: 01.03.2020).
5. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних
учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения. URL://
http://www.openclass.ru/node/430807/(дата обращения 01.03.2020).
5
6. Коптева Л.С. Обучение с помощью технологии «Перевернутого класса» на уроке английского языка. [Электрон. ресурс]. 2016. Режим
доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/srednjaja-shkola/matematika/217233-
obuchenie-s-pomoschju-tehnologii-perevernutog.html (дата обращения: 01.03.2020)
7. Конференция «Смешанное обучение»
2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://
conference2017.blendedlearning.pro/ (дата обращения: 01.03.2020).
8. Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной
среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве.
2015. № 47(3). С. 49–66
9. Модель смешанного обучения "Перевернутый класс": форум [Электронный ресурс] /Сетевое
сообщество учителей «Открытый класс». URL:http://www.openclass.ru/node/431028 (дата обращения 01.03.2020).
10. Материалы Всероссийского фестиваля передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения». Наукоград. [Электрон. ресурс]. 2014. № 1. Режим доступа: http://
nauka-it.ru/ (дата обращения: 01.03.2020).
11. Образовательный сайт учителя МОБУ СОШ №6 г. Таганрога РО. URL://
http://lerndeutsch.jimdo.com/(дата обращения 01.03.2020).
12. Перевернутый класс: форум [Электронный ресурс] /Сетевое образовательное сообщество
Педсовет.org, URL:
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479 (дата обращения 01.03.2020).
13. «Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было
скучно?» Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) / Дети в информационном обществе: информационный журнал
- №11, апрель – сентябрь 2012
14. Рыбалко Т.Т. Инновационная модель «Перевернутый класс» при изучении иностранного
языка в средней школе // Материалы десятой международной научно-практической конференции
«Профессиональное лингвообразование». Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородский институт
управления – филиал ФГБОУВО “Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации”». 2016. С. 278–284.
15. Сухорукова Е.Г. Перевернутый урок. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://
www.academy.edu.by/files/12_13%20konf%20 2016/SUKHORUKOVA.pdf (дата обращения:
01.03.2020).
16. Смешанное обучение в гимназии 1576. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://
blendedlearning.pro/2015/02/27/смешанное-обучение-в-1576/ (дата обращения: 01.03.2020).
17. Творческая мастерская участника областного инновационного проекта Ищенко А.М.
URL://http://deutschallesklar.blogspot.ru/p/blogpage_26.html
(дата обращения 01.03.2020).
6
18. Харитонова М.В. Как перевернуть урок? //Царегородцева С . // В России начали использовать технологию смешанного обучения.- Учительская газета-01.03.2020
19. «Экосистема современного образования» [Электронный ресурс]/ Портал международной
конференции URL: http://blended.internet-school.ru/ (дата обращения 01.03.2020).
20. Шаг школы в смешанное образование.
[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// openschool.ru/ru/content/lesson/18852 (дата обращения: 01.03.2020).