Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают знаково-символические действия.
К знаково-символическим действиям относят такие умения, как кодирование и декодирование информации, умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы, и другое. Для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в качестве метода обучения может быть использован метод моделирования.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции:
- кодирование – передача и прием информации;
- схематизация – использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала;
- моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами.
По мнению психолога Л.С. Выготского, овладение новыми средствами (то есть знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития, но достигнуто это может быть при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех пред¬метов.
Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде.
Применение схематизации (моделирования) в процессе решения текстовых задач как способа подачи информации позволяет активно и целенаправленно формировать умение оперировать знаково-символическими средствами, развивать образный компонент мыслительной деятельности учащихся.
Цель – исследовать особенности развития знаковых символических умений у младших школьников.
Объект – теоретические основы развития знаковых символических умений у младших школьников.
Предмет – практические аспекты развития знаковых символических умений у младших школьников в процессе изучения русского языка.
Задачи исследования:
- изучить и описать сущность понятия «знаковых символических умений у младших школьников» в контексте познавательных универсальных учебных действий;
- определить современный урок русского языка как основу развития знаковых символических умений у младших школьников;
- рассмотреть особенности использования опорных схем как элементов наглядных средств обучения в процессе развития знаковых символических умений;
- проанализировать основные условия развития знаковых символических умений у младших школьников;
- охарактеризовать опорные схемы как средство развития знаковых символических умений у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию знаковых символических умений у младших школьников: опорные схемы как элементы уроков по изучению состава слова в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗНАКОВЫХ СИМВОЛИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «знаковых символических умений у младших школьников» в контексте познавательных универсальных учебных действий
На современном этапе перед школой остро встала и остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учениками новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют как предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В условиях модернизации Российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя, в том числе, преподавателя литературы.
Одним из ключевых условий, поставленным перед начальной школой Федеральным Государственным Стандартом Начального Образования (далее – ФГОС НОО) является формирование у детей интереса к учебе. Проблема формирования и развития универсальных учебных действий обусловлена концептуальными положениями и требованиями ФГОС ООО. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. обусловлено произошедшими в последние два десятилетия изменениями в нашей стране. Изменения социально-экономических отношений, повышение требований к выпускникам различных образовательных учреждений, рост числа образовательных учреждений, появление ряда авторских образовательных методик – все это требовало более четкой законодательной базы. В настоящее время нет однозначного ответа, насколько эффективным является новый закон об образовании.
Проблема формирования и развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях, изучением данной проблемы занимались многие ученые, исследователи, в том числе, Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, А.М. Леонтьев и многие другие ученые. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Следовательно, ведущим аспектом организации учебного процесса является формирование универсальных учебных действий учащихся.
Если анализировать термин «универсальные учебные действия», то, в широком значении, данный термин, согласно исследованиям Г.Б. Голуб обозначает умение учиться, иными словами, наличие у субъекта способности к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному присвоению нового социального опыта.
Данный термин, по мнению Р.С. Немова, обладает более узким значением – совокупность способов действий учащихся, а также тех навыков учебной работы, что связаны с данными действиями, посредством которых возможно обеспечить самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе, и организацию данного процесса.
Под достижением «умения учиться», под формированием УУД многие ученые, педагоги подразумевают полноценное овладение учащимися всеми компонентами учебной деятельности, а именно: познавательными и учебными мотивами; учебной целью; учебной задачей; учебными действиями, и операциями (ориентировкой, преобразованием материала, контролем и оценкой).
Основными функциями, которые выполняют универсальные учебные действия в процессе обучения, являются такие функции, как:
1) функция обеспечения возможностей учащихся самостоятельной реализации деятельности учения, постановке учебных целей, поиска и применения необходимых средств, и способов их достижения, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
2) функция создания условий, что необходимы для гармоничного развития личности, и ее самореализации, основываясь на готовности к постоянному образованию, а важность образования, в свою очередь, обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) функция обеспечения успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [14, с. 56].
В контексте усвоения разных предметных дисциплин осуществляется формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе. Требования к формированию универсальных учебных действий отражены в планируемых результатах освоения программ учебных предметов, таких, как «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология», «Иностранный язык» – в отношении такого развития учащихся, как ценностно-смысловое, личностное, познавательное и коммуникативное развитие.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обладают надпредметным, метапредметным характером; благодаря им обеспечивается целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; УУД находятся в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся – независимо от ее специально-предметного содержания. Посредством универсальных учебных действий обеспечиваются все этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
Обладание универсальными учебными действиями позволяет ученикам успешно осваивать информацию на всех этапах обучения – как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения [8, c. 41].
Следовательно, овладение универсальными учебными действиями может привести к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Одним из наиболее эффективных методов формирования УУД принято считать групповое и парное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Данный метод считается эффективным, поскольку может быть реализован в рамках проектной деятельности, при этом, работу в группах следует начинать с выработки основных правил. При этом должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
В современной отечественной психологии накоплен опыт теоретико-экспериментальных исследований знаково-символической деятельности, позволивший выделить уровневую структуру знаково-символической деятельности на основании функции, т.е. места и роли знаково-символических средств в деятельности. Это вытекает из самой природы знака: быть знаком – функциональное, а не природное свойство предмета.
1.2. Современный урок русского языка как основа развития знаковых символических умений у младших школьников
В журнале «Начальная школа» №4, 2014 года кандидат педагогических наук Н.Л.Фаустова в своей статье «Формирование универсального учебного действия моделирования» поясняет, что для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать схематические изображения орфограмм. Моделирование схем орфограмм относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Схемы, по утверждению психолога Л.А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Схематическое изображение орфограммы наглядно демонстрирует «орфографическое поле», выделяет общие и частные опознавательные признаки орфограммы, а также подсказывает возможные способы и варианты её проверки.
Дети моделируют, т.е. преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки. Например, для безударной гласной в корне слова минимальное «орфографическое поле» – это корень слова. Опознавательные признаки этой орфограммы – звуки, дающие наибольшее количество несовпадений. Так называемые «опасные звуки» – безударные гласные [а], [и]. Для парной согласной в слове минимальное «орфографическое поле» – это тоже корень, а его опознавательные признаки – глухие парные согласные звуки на конце корня. Все существенные признаки дети выражают символами, которые становятся элементами смоделированной схемы орфограммы. Элементы схемы используются в цветовом изображении, неся определённую смысловую нагрузку – цвет разделяет элементы каждой структуры на группы, способствует выделению из общего числа тех из них, которые наиболее важны для решения именно данной орфографической задачи.
Способность мыслить символами приходит не сама по себе. Все учителя в той или иной мере с первого класса используют в обучении и цвет, и графические знаки, и рисунки. С возрастом детей эта способность подобного рода восприятия учебной информации будет развиваться в процессе целенаправленного обучения. Особенно она полезна в затруднительных ситуациях, когда дети возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, что помогает им при затруднении решить поставленную задачу вне практических действий с предметами. Поэтому на уроках она предпочитает деятельностный подход в открытии нового.
Формируя познавательные УУД, начиная с 1 класса, использую на уроках технологию перспективного опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. «Звуковку» изучаемой буквы дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу, которое подразумевает под собой хара
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Владос. – 2017. – 248 с.
2. Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д.Н.Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 1959.
3. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
4. Волкова, Е. Н. Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Е. Н. Волкова // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 15-19.
5. Давыдова И.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Нар. образование. – 2012. – № 1. – С. 172.
6. Даутова О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография / О.Б.Даутова. – СПб.: ЛЕМО, 2010. – 300 с.
7. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника: учеб. пособие для вузов / О.Ю.Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А.Мешкова; [под общ. ред. О. Ю. Ермолаева]. – М.: Академия, 2002. – 236 с.
8. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. – 311 с.
9. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г.Мережко // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 45.
10. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г.Мережко // Начальная школа. – 1996. – № 6.
11. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
12. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.
13. Младший школьник: развитие познавательных способностей/И.В. Дубровина, А.В. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. – 2013. – 269 с.
14. Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. – М.: Высшая школа, 1990.
15. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2014. – 110 с.
16. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2012. – c.22-27.
17. Рахимова М. А. Изучение морфемного состава слова в начальных классах / М.А.Рахимова // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 736-738.
18. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – В 2-х частях. – Ч.2. – М., 1989.
19. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – с.368.
20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 576.
21. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народ. образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
22. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 3 – с.42.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.