Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты обучения информатике……………………………...5
1.1 Обоснованность предметной области «информатика» в средней шко-ле………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность информационных процессов………...…………………………...8
1.3 Анализ учебно-методических комплектов по «Информатике и ИКТ»…..13
2 Процесс проектирования системы задач практического содержания по теме «Информа-ционные процессы»………………………………………………….17
2.1. Организация урока по теме «Информационные процессы»……………..17
2.2. Структура занятия по теме «Информационные процессы»……………...18
2.3. Система задач по теме «Информационные процессы»…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложения……………………………………………………………………...36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Технологический процесс на сегодняшний день проникает во все аспекты деятельности социально-экономической формации. Не исключением становится и систе-ма образования. Развитие методологии педагогической науки через призму прогресса ставит ряд задач, решение которых обеспечивает кадровую эффективность будущих вы-пускников. Одним из направлений методологии педагогики и образования в целом вы-ступает применение информационных ресурсов.
К критериям качества получаемых учащимися знаний и умений относится способность учеников к решению задач. Сбалансированная система задач по дисциплине выступает необходимым условием качественного учебного процесса. Рассматриваемая система необходима как ученикам, так и педагогам.
В процессе формирования системы задач каждый педагог планирует определенные учеб-ные цели. Зачастую, не малая часть таких учебных целей они направляют на формирова-ние предметных компетенций. На наш взгляд к системе задач должны предъявляться бо-лее широкие требования, выполнение которых приводит к формированию не только предметных, но и метапредметных компетенций у школьников.
В рамках предмета «Информатика и ИКТ», система задач способствует успешному осво-ению курса информатики.
Так, к информационному сопровождению деятельности следует относить не только спе-циализированные программные комплексы, но информационные стенды, сайты, нетвор-кинг, электронные доски и т.д.
Гипотеза: систематическое и целенаправленное использование системы задач в процессе изучения темы «Информационные процессы» способствует повышению мотивации к изучению информатики в целом и достижению планируемых результатов освоения Ос-новной образовательной программы.
Объект исследования – система задач в школьном курсе «Информатика и ИКТ».
Предмет исследования – разработка системы задач практического содержания по теме «Информационные процессы».
Цель исследования – разработать систему задач практического содержания по теме «Ин-формационные процессы».
Задачи исследования:
- проанализировать школьные учебники в рамках предмета исследования;
- разработать критерии для определения системы задач по школьным темам;
- разработать систему задач практического содержания по теме «Информационные про-цессы».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, математические методы для обработки данных.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованной литературы, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Обоснованность предметной области «информатика» в средней школе
Общеобразовательная дисциплина «Информатика и ИКТ» включена в учебный процесс не случайно. Этому шагу предшествовала возрастающая объективная необходимость.
В рамках меняющейся реальности и внедрения принципиально новых прогрессивных обучающих средств, перед общим образованием поставлена задача по формированию и воплощению на практике новых целей, приданию учебному процессу нового содержа-ния, что в рамках действующих дисциплин осуществить затруднительно. Учебный про-цесс по информатике характеризуется несколькими важными моментами:
Во-первых, это требование к профессиональному уровню преподавателя предмета. Его специфическое содержание предполагает наличия у педагога философско-методологической культуры высокого уровня. Это не значит, что философия является су-тью предмета, однако преподаватель должен разбираться в законах философии, законо-мерностях развития познания, их значении и смысле. Это поможет ему в овладении поня-тиями информатики, передаче ученикам их сути и значения. Владение методикой форму-лирования понятий в рамках данного предмета не может быть без наличия представления о понятии как о динамично развивающемся объекте информации.
Преподаватель должен владеть и пользоваться в процессе преподавания принципами ме-тодологии преподавания учебного материала с целью способствовать развитию личности. В нынешней системе образования на первом месте стоит не столько передача информа-ции, как развитие мыслительной деятельности ученика.
Слова Л.Н.Толстого как нельзя лучше иллюстрируют сказанное: «…математика имеет за-дачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчисле-нии».
Вот этому и должен научить учеников преподаватель информатики - уметь работать с информацией, по-разному ею управлять.
Во-вторых, информатика включает в себя обширные знания, теории информационных технологий. При этом реализация теоретической составляющей на практике осуществля-ется посредством задействования информационных технологий. Обращаясь к практике школьного преподавания, зачастую приходится констатировать факт: суть предмета ин-форматики подменяется преподаванием программирования или информационных техно-логий. Содержание учебного материала по информатике постоянно эволюционирует пу-тем расширения. Развивающиеся информационные технологии вводят в жизнь новые по-нятия. Они включаются в процесс школьного изучения, потому что необходимы для по-нимания сути происходящих изменений. Это происходит естественно, спонтанно и по-всеместно.
Задача – это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.
Г. П. Щедровицкий [24] определяет задачу как систему, элементами которой являются объект, средства, процесс и продукт решения. В содержательном аспекте понятие «зада-ча», как правило, не вызывает заметных разночтений.
Понятие «задача» трактуется достаточно широко, и процесс обучения может быть рас-смотрен как процесс разрешения противоречий между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и ум-ственного развития школьников. Суть состоит в том, что новое знание приобретается учеником в процессе выполняемой совместно с учителем работы по разрешению про-блем, которые задаются системой специально подобранных учебных задач. В обучении информатике применение задачного подхода особенно продуктивно. При этом задача выполняет несколько функций:
1. Мотивационная: задача обосновывает необходимость нового знания.
2. Генерирующая: новое знание рождается в процессе решения задачи: обсуждения, экс-перимента, получения и анализа результата.
3. Организующая: задача или система задач служат стержнем, вокруг которого строится изучение нового, задача прокладывает путь, по которому ученик движется от незнания к знанию и далее к пониманию.
4. Коммуникационная: через задачу осуществляются межпредметные связи с дисципли-нами, материал которых может служить содержательным наполнением задач по информа-тике.
Под системой задач понимается структурированная совокупность заданий, выдаваемых обучаемым на каждое занятие (лекционное, практическое, лабораторное и пр.).
Различие задач в обучении зависит от их направленности. Так, в одних случаях задача порождает у школьника потребность в овладении специальными знаниями и умениями как “техническими” компонентами способа деятельности. С помощью таких задач учите-лем создается на уроке соответствующая ситуация обучения (усвоения), где целью вы-полняемого школьником действия является овладение техникой выполнения самого дей-ствия. В качестве примера к таким задачам можно отнести следующие:
1. Закодируйте с помощью таблицы ASCII следующие тексты:
WINDOWS
Norton Commander
2. Сложить два числа в системе счисления с основанием 8:
2058 + 13748
3.
4. Восстановить цифры, на месте которых стоят звездочки (числа записаны в системе счисления с основанием 2):
101*0012 + **0**12 = 1000100* 2
Постепенно первоначальная ситуация обучения (усвоения) усложняется путем введения дополнительных задач. Цель таких задач — мобилизовать школьника на припоминание и актуализацию знания фактов, применение правил или инструкций в новых ситуациях, комбинирование материала, определение его логической последовательности путем си-стематизации, упорядочения и обобщения.
Рассмотрим примеры таких задач.
Пример 1. Системы счисления
В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. В какой системе счисления по-считаны деревья?
В данной задаче деятельность учащегося активизирует такие операции, как привлечение из “блока памяти” правил или инструкций по использованию программного обеспечения и превращение их в средство выполняемых действий.
Сфера деятельности учителя информатики в организации деятельности ученика состоит в структурировании содержания задач самостоятельной работы в рамках того опыта дея-тельности школьника, который сформировался на предыдущих стадиях обучения.
1.2 Сущность информационных процессов
Информационный процесс – это взаимодействие между двумя объектами материального мира, в результате которого происходит обмен информацией.
Информационным называют процесс, связанный с определёнными операциями над ин-формацией, в ходе которых может измениться содержание информации или её форма.
Информационный процесс связан и взаимодействует со многими вещами: в взаимосвязи людей, естественных взаимодействиях и в технической среде.
Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее в головном мозгу и центральной нервной системе. Процесс обработки информации – сп
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224с.
2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 155с.
3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 9 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184с.
4. Гейн, А.Г. Информатика. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012. – 191с.
5. Гейн, А.Г. Информатика и информационные технологии. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А. И.Сенокосов, Н. А. Юнерман. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2009. – 175с.
6. Гейн, А.Г. Информатика и информационные технологии [Текст]: задачник-практикум: учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2008. – 127с.
7. Евич, Л.Н. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА_2015. [Текст]/ Под ред. Л.Н. Евич,С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 192с.
8. Евич, Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2015. [Текст]/ Под ред. Л. Н. Евич, С. Д. Кулабухова. – Ростов –на –Дону: Легион, 2014. – 272 с.
9. Информатика и ИКТ: учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
10. Крылов, С.С. ЕГЭ 2015. Информатика. Тематические тестовые задания [Текст]/ С.С. Крылов, Д.М. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 255 с.
11. Крылов, С.С. ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов [Текст]/ С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина – М.: Издательство «Национальное образо-вание», 2015. – 144 с.
12. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под. ред. М.П. Лапчика. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.
13. Лещинер, В.Р. ЕГЭ 2015. Информатика. Типовые тестовые задания [Текст]/ В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 151 с.
14. Лещинер, В.Р. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый госу-дарственный экзамен 2015. Информатика. Учебное пособие. [Текст]/ В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 176 с.
15. Международная научно-практическая конференция ИТОН-2014. [Текст]/ Материа-лы конференции и труды семинара. Под общей редакцией проф. Ю.Г. Игнатьева. – Ка-зань: Изд-во ООО «Фолиант», 2014. – 300с.
16. Пелагейченко, Н. Л. Информатика. 5 класс. Планы-конспекты уроков / Н.Л. Пела-гейченко. - М.: Феникс, 2016. - 112 c.
17. Рыжов, В.Н. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, педагогических колледжей и училищ/ В.Н. Рыжов. 3-е изд, перераб. и доп. – Саратов, 2008. - 375с.
18. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 341с.
19. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 402 с.
20. Трофимов В. В. Информатика. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х томах. Том 2. М.: Юрайт, 2019. 406 с.
21. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для 9 класса / Н.Д. Угино-вич. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 295с.
22. Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в профессио-нальной деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019. 216 с.
23. Хлебников А. А. Информатика. Учебник. М.: Феникс, 2017. 448 с.
24. Щедровицкий Г.П. К анализу процессов решения задач // Доклады АПН РСФСР. - 1960. - № 5