Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия происходит стремительная информатизация всех сторон жизни общества и всех сфер производственной деятельности. Состояние перехода к информационному обществу, отраженное в законе «Об образовании в Российской Федерации», и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения ставят перед системой обучения информатике новые цели, среди которых:
- социальный заказ на формирование личности с высоким уровнем операционного, алгоритмического, системного мышления; пониманием внутреннего устройства сложных информационных процессов и систем и навыками их декомпозиции; способностью творческого преобразования реальности;
- получение навыков продуктивного и эффективного использования компьютерной техники;
- получение опыта созидательной деятельности как условия самореализации в жизни.
При таком целеполагании информатика выступает одной из фундаментальных областей научного знания, которая занята изучением информационных процессов, методов и средств обработки информации. Информатика – это быстро развивающаяся дисциплина с расширяющейся день ото дня областью применения в жизни. В связи с этим раннее обращение к изучению информатики становится обязательным средством для стимулирования познавательного развития учащихся. Еще одной важной целью обучения информатике в школе уменьшение непродуктивного самостоятельного использования компьютера, перенаправление внимания учащихся от задач, не связанных с обучением и развитием, на продуктивное и эффективное использование компьютера, мобильных устройств, информационных и телекоммуникационных технологий.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы «Развитие познавательных способностей младшего школьника на уроках информатики».
Цель данной работы состоит в изучении психолого-педагогических оснований и методики раннего изучения информатики и влиянии этого процесса на развитие познавательных способностей младших школьников.
Объектом изучения является учебный процесс по информатике.
Предмет изучения – особенности раннего изучения информатики и его влияние на познавательные способности детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть раннее изучение информатики как средство развития познавательных способностей младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных способностей младшего школьника на уроках информатики.
Методологической основой работы являются исследования ученых (психологов и педагогов): Г.С. Абрамовой, П.П. Блонского, А.Л. Венгера, Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, М.В. Гамезо, Н.В. Макаровой, И.Ю. Кулагиной, М.П. Лапчика, А.В. Могилева, В.С. Мухиной, О.О. Петровой, Е.Е. Сапоговой, Н.В. Софроновой, И.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконина и пр.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ данных.
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении новых подходов в раннем обучении с использованием игровых форм занятий.
Практическая значимость состоит в применении рассмотренных способов обучения в школьном курсе информатики.
ГЛАВА 1.
Теоретические основы изучения развития познавательных способностей младшего школьника на уроках информатики
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Основываясь на концепции Л.С. Выготского, отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и социального опыта [3].
Д.Б. Эльконин указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются: социальная ситуация развития; ведущий вид деятельности; новообразования возраста [15].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться готовность (психологическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет [3; 15].
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
- утрата дошкольником непосредственности, что свойственна этому периоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производимых им действий;
- для дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость либо чрезмерная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрослых» либо наоборот их коверкание;
- формирование феномена «горькой конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие [15].
Согласно точке зрения А.Л. Венгера [1], развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системного новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Л.С. Выготский высказывал точку зрения, что кризис 7 лет содержит в себе следующие основные фазы:
- докризисная фаза, в рамках которой дошкольник в процессе ведущей деятельности ограничивается игрой, а также позицией ребенка в общественных отношениях, игра еще не исчерпала своего потенциала и дает ребенку возможность для развития. Наряду с этим, становясь младшим школьником, дети испытывают реальной готовности к процессу обучения в школе (однако, они могут испытывать желание ходить в школу, т.к. их интересует соответствующая школе атрибутика, а также новая «игра» - приобретение школьных принадлежностей и манипулирование ими). Одновременно с этим старт обучения в школе, который неизбежно приносит с собой и первые трудности (адаптацию к правилам школы, ее условиям и новому окружению, школьные неуспехи) вызывают понижение интереса к школе, а также желание возвратиться обратно в дошкольное образовательное учреждение. Таким образом, ребенок переживает несогласованность занимаемой позиции школьника и его реальных возможностей и желаний;
- посткритическая фаза, в рамках которой ребенок поэтапно овладевает компонентами учебной деятельности, у него развивается понимание того факта, что возможности расширились и начинают отвечать требованиям школы, формируется учебный интерес, а также познавательная мотивация. Данные изменения приводят к снижению негативных поведенческих симптомов, вплоть до их исчезновения [3].
В возрасте младшего школьника ситуацию социального развития отличается тем, что дети по-прежнему сохраняют такие детские качества, как наивность, легкомыслие и отношение к взрослому снизу вверх. Однако, младшие школьники лишаются в своем поведении детской непосредственности, у них возникает иная логика мышления. Дети в этом возрасте входят за границы семьи, у них увеличивается круг знакомств, они становятся субъектами общества, у них появляются значимые для общества обязанности, выполнение которых вызывает ту или иную общественную оценку. У ребенка в этом возрасте трансформируются ценности, интересы и весь жизненный уклад. У младшего школьника изменение образа жизни: к нему предъявляются новые требования, у него формируются «роль ученика», т.е. новая социальная роль, развивается совершенно новый вид деятельности, которая контролируется обществом, так как значима для него, и обязательно, - учебная. Дети в младшем школьном возрасте становится обладателем не только умений и знаний, но конкретного статуса в социуме. У них трансформируется восприятие своего места в системе общественных отношений. В этом возрасте особу роль играет тип отношений с взрослыми: происходит разделение социальной системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель», последняя для младшего школьника становится отношением «ребенок – общество», обуславливающей отношения с другими детьми и родителями. Для младшего школьника, учитель – это тот взрослый, чья социальная роль взаимосвязана с предъявлением каждому ребенку требований, который обязательны, равны и важны для всех, а также с определением оценки качества проделанной учебной работы. Учитель, для ребенка, – это носитель социальных образов [5].
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью выступает учебная – деятельность, которая напрямую ориентирована на овладение умениями и знаниями, которые были выработаны человечеством.
На этапе поступления в школу у детей еще не сформирована учебная деятельность, ее еще необходимо развить в виде учебных умений, наиболее значимо умение учится самостоятельно. Наибольшую сложность вызывает тот факт, что мотив, с которым дети приходят в первый класс, как правило, не имеет связи с содержанием осуществляемой в школе деятельности (познавательная мотивация).
Смысловая нагрузка учения – это получение умений, развитие их в навыки и присвоение знаний. В образовательном учреждении для младшего школьника создаются условия для полноценной реализации учебной деятельности, в рамках которой он, руководимый педагогом, обучается оперированию научными понятиями. При этом особенностью учебной деятельности является усвоение ребенком знаний, а не их произведение либо трансформация. В связи с этим в рамках учебной деятельности сам ученик является предметом изменений. Поэтому учебная деятельность является тем видом деятельности, который в состоянии сориентировать детского внимания на самом себе, базируясь при этом на рефлексии и самооценки полученных им умений и знаний [8].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. – М. : Владос-Пресс, 2015. – 296 с.
2. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2003. – 1136 с.
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Сфера, 2014. – 192 с.
5. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.
6. Линькова, В.П. Методика преподавания информатики / В.П. Линькова, А.В. Болотский ; ПГПИ им. В.Г. Белинского, Кафедра информатики и ВТ. – Пенза : Изд-во ПГПИ им. В.Г. Белинского, 2014. – 76 с.
7. Лысенко, Е.М. Возрастная психология / Е.М. Лысенко. – М. : Владос-Пресс, 2016. – 172 с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2017. – 656 с.
9. Новикова, А.Я. Повышение эффективности урока информатики / А.Я. Новикова // Методист. – 2018. – № 5. – С. 38–39.
10. Носова, Л.С. Проектирование учебных ситуаций на уроке информатики в свете ФГОС / Л.С. Носова // Информатика и образование. – 2015. – № 3. – С. 60–63.
11. Ракитина, Е.А. Обучение программированию : моделирование и формализация / Е.А. Ракитина // Информатика и образование. – 2018. – № 1. – С. 17–27.
12. Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике / Н.В. Софронова. – М. : Высшая школа, 2014. – 222 с.
13. Сулейманов, Р.Р. Задачи и особенности классно-урочных занятий по информатике в школе / Р.Р. Сулейманов // Наука и Школа. – 2018. – № 4. – С. 52–54.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образов. и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с.
15. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.