Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной.
Единоборства включены в школьную программу в Российской Федерации и действующие законы
дают право каждому активно защищаться от преступных посягательств. Поэтому каждому крайне
необходим минимум знаний приемов самозащиты и умение их применять, чтобы при
2
необходимости защитить себя и своих близких, а так же тех, кому эта помощь может
потребоваться.
Поиск форм и видов двигательной активности, обеспечивающих необходимый уровень
двигательной активности детей, происходит постоянно, вместе с тем следует отметить, что для
полноценного развития следует применять наиболее естественные движения, характерные для
жизнедеятельности человека в целом. Поэтому в перечне видов спорта и различных форм
физкультурно-спортивной деятельности необходимо особо выделить спортивные единоборства.
Спорт закаляет характер. Безусловно, ваш ребёнок, занимаясь спортом, всегда будет пытаться
добиться поставленных целей, он будет готов приложить максимум усилий. У него с детства
сложится понятие о том, что хорошо, а что плохо. Достигая успехов, ребенок поймет, что спорт
может помочь ему во всем. Он станет более внимательным, не будет излишне агрессивным.
Всегда будет иметь свою точку зрения.
Внедрение в занятия физической культуры восточных единоборств - процесс формирования
необходимого арсенала двигательных умений и навыков и связанных с ними способностей, от
которых зависит успешность физического воспитания детей школьного возраста. Основу такой
подготовки, на которой, собственно и строится решение данных задач, будет составлять
специально-двигательная подготовка, включающая в себя как основные компоненты, так и
специфические.
Объект исследования: восточные единоборства в системе физического воспитания детей
школьного возраста.
Предмет исследования: формирование навыка самообороны у младших школьников в учебнотренировочном процессе с помощью упражнений с элементами спортивных единоборств.
Цель исследования: изучение теоретических и методических основ использования восточных
единоборств в системе физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Разработать методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Разработать практические рекомендации.
В своей работе на основе различных источников и собственного практического опыта мы
раскрываем основные компоненты теоретических и методических основ использования
восточных единоборств в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения,
основной части, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных
источников.
.
3
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Многие ведущие отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях давно установили,
что существует определенная последовательность в построении тренировочных занятий в
возрасте 7-9 лет, обусловленная собственно ростом физиологических и психологических
параметров детей в этом периоде, что в свою очередь определяет выбор средств и методов
тренировочного процесса. Возраст 7-9 лет – это период, это временной отрезок
характеризующийся целым рядом особенностей, среди которых особо следует выделить:
- Психологический кризис 7 лет.
- Сенситивные периоды развития ловкости, быстроты, гибкости.
- Очередной этап физиологического роста [1,5].
Некоторые ученые утверждают, что в этом возрасте уже имеются различия между мальчиками и
девочками, по которым необходим дифференцированный подход в определении параметров
физической нагрузки на занятиях различными видами спорта. Так, окружность грудной клетки у
девочек на 1–2 см меньше, чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100– 200 см.
Психологом отмечается и тот факт, что развитие младших школьников резко отличается от
развития детей среднего и тем более старшего школьного возраста. И здесь важно брать во
внимание именно анатомо-физиологические и психологические особенности детей 7-10 лет.
Согласно некоторым показателям развития разницы между мальчиками и девочками младшего
школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у полов практически одинаковые. Важно
отметить, что происходит на анатомическом уровне: в рассматриваемом нами возрасте
продолжает формироваться структура тканей и рост таковых. Что касается темпа роста в длину, то
он, если сравнивать с предыдущими периодами, замедляется, однако вес тела возрастает.
Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. И это тоже необходимо учитывать.
Благодаря увеличению окружности грудной клетки в этом возрасте и изменению её формы
(становится конической) жизненная емкость легких (ЖЕЛ) становится больше. «Средние данные
жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл.
4
Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у
девочек этого возраста» [20].
У младших школьников дыхание относительно учащенное и поверхностное, а значит менее
производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается
меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Вследствие этой
особенности может возникнуть гипоксемия, такое понижение содержания кислорода в крови
вызвано затруднением дыхания у детей при мышечной активности. Именно поэтому обучение
детей физическим упражнениям нужно строить, строго согласовывая дыхание и движения тела.
«Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при
проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста».
У школьников младшего возраста кровяное давление ниже, чем у взрослых, просвет артерий
шире, и сердце гораздо лучше справляется с работой. Особенность выбранного возраста, которую
так же необходимо учитывать – это легкая возбудимость сердца, в его работе часто можно
наблюдать аритмию, так как внешний мир оказывает сильное влияние. Учитывая особенности
сердечно-сосудистой системы выбранного возраста, тренировки строятся систематически, что
приводит к совершенствованию системы кровообращения, а также поможет расширить
функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
От взрослого возраста младшее школьное звено отличают бОльшие энергетические затраты во
время тренировок и соревнований. Вместе с тем высок уровень основного обмена, который
связан с ростом организма. При этом необходимо учитывать такой обмен веществ: недостаток
отдыха и чрезмерно тяжелая работа могут ухудшить его, а также вызвать замедление роста и
развития. Оптимальные нагрузки же помогут положительному развитию. Систематические
занятия физупражнениями создают более успешное и полноценное протекание «пластических»
процессов, что обеспечивает лучшее физическое развитие детей [14].
Важно следить за осанкой, так как согласно возрасту мышцы спины слабые, они не могут долго
поддерживать тело в правильном положении, особенно это касается статических поз, где мышцы
туловища очень слабо фиксируют позвоночник. Кости скелета податливы по отношению к
внешним воздействиям, именно поэтому осанка является весьма неустойчивой, может легко
возникнуть асимметричное положение тела, искривление позвоночника. Отсюда может
возникнуть требование симметричного развития силы мышц туловища и конечностей на занятиях,
что поможет создать «мышечный корсет» и предотвратить болезненное боковое искривление
позвоночника. Также этот этап физического развития предполагает формирование основных
типов «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», именно они
являются основой индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и
эмоциональной деятельности детей. К 10 годам происходит почти полное завершение
морфологического развития нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация
нервных клеток [20].
1.2. Особенности подготовки единоборцев
В настоящее время популярным видом спорта являются единоборства.
Спортивные единоборства характеризуются постоянным усложнением динамических
ситуационных моментов, а их качество обуславливается сложными атакующими действиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин, Б.А., Физическое воспитание /Б.А. Ашмарин. – М., 2016. – 287с.
2. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф.
образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c.
3. Боген, М.М. Двигательные действия /М.М. Боген.- М.: Академия, 2015. - 137с.
4. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства /Л.С. Дворкин.– «Феникс», 2015. - 384 с.
5. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М.
Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
6. Железняк, Ю.Д. Обучение физической культуре /Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 017.- 256
с.
7. Железняк, Ю.Д. Профессиональная деятельность педагогов. -/Ю.Д. Железняк.- М.:
Академия, 2015.- 122 с.
8. Иванков, Ч.Т Прикладные виды спорта при сочетании физических нагрузок и технической
подготовки /Ч.Т. Иванков [и др.]. М. – 2015. – 231 с.
9. Игуменов, В.М. Спортивная борьба /В.М. Игуменов.- М.: Просвещение, 2016. 240 с.
10. Кадочников, А.А. Рукопашный бой / А.А. Кадочников.-Краснодар, 2012. - 139 с.
11. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического
воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский
спорт, 2013. - 171 c.
12. Матвеев, Л.П. Основа спортивной тренировки /Л.П. Матвеев.-М.: ФиС, 2016. -271 с.
13. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров)
/ П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
14. Менхин, Ю.В. Формирование двигательного навыка /Ю.В. Менхин.- М.: Физкультура и
спорт, 2017. - 213 с.
6
15. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А.
Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
16. Озолин, Н.Г. Методика воспитания в спорте. /Н.Г. Озолин.-М.:Академия, 2016. – 198 с.
17. Пикан, В.В. Научное руководство в школе. Народное образование /В.В. Пикан.-М.:
Академия, 2014. – 432 с.
18. Рояма, Х. Путь к постижению мастерства /Х. Рояма.-М.: Академия,2015. – 232 с.
19. Федорова, М.Ю., Шмакотин, А.Д. Особенности организации школьной спортивной секции
/М.Ю. Федорова, А.Д. Шмакотин //Научное и образовательное пространство: перспективы
развития.-2017.-С.225-230.
20. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Физическое воспитание и спорт.- М.: Академия, 2016. - 480 с