Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Несмотря на широкое применение в лингвистике термина «интонация» и значительный опыт в области изучения особенностей интонации, вопрос о ее специфике в русском языке требует детального изучения и исследования.
Теоретическая литература предоставляет много определений этого понятия, поэтому обобщение является важной базой для трактовки изучаемого фонетического явления.
Современная лингвистика рассматривает интонацию как неотъемлемую характеристику текста, оформленность которого, во-первых, состоит из интонационных свойств фраз и, во-вторых, находит такие свойства целого, как общий тон, сила произношения, обусловленные смысловым и эмоциональным наполнением текста.
Изучением интонации занималось много ученых, но и среди них существовали и существуют споры. В лингвистической литературе распространены взгляды на интонацию как на элемент структуры предложения.
Известно, что в каждом предложении заложена тесная непосредственная связь интонации с синтаксисом. Основными компонентами интонации являются: высота голоса, темп, ритм и тембр голоса. Но и в этом вопросе есть разногласия.
Изучение интонации речи как речевого процесса – актуальная и многоплановая задачи современного языкознания. Интонация – объективная реальность речи. Она характеризует все разновидности мысли, отражает и передаёт ее особенности.
Проблема коррекции произносительной стороны речи у дошкольников старшего дошкольного возраста приобретает в современном мире всё большую актуальность. В результате анализа педагогической литературы было обнаружено значительное число исследований, посвящённых изучению данной темы. В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии.
В настоящее время в литературе имеется немало исследований, посвящённых проблеме коррекции интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Это объясняется частотой появления данного расстройства у детей, разнообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления произношения у дошкольников.
Эта проблема рассмотрена в работах Гвоздева А.Н., Хватцева М.Е., Левиной Р.Е., Соломатина Г.Н., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Визель Т. Г., Винарская Е. Н., Маркова А. К., Мелехова Л. В. и других.
Цель исследования – Логопедическая работа по коррекции интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования – теоретические основы формирования интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – логопедическая работа по коррекции интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
- изучить и описать определение понятия «интонация» ;
- рассмотреть основные аспекты онтогенеза интонационной стороны речи;
- описать психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией;
- описать методика исследования интонационной стороны речи на материале небольших текстов и анализ результатов;
- описать методику исследования интонационной стороны речи на материале в начале предложений и анализ результатов;
- проанализировать теоретические основы коррекции интонационной стороны речи у детей с лёгкой псевдобульбарной дизартрией;
- охарактеризовать содержание логопедической работы по коррекции интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Методы исследования – изучение научной литературы по теме, анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Определение понятия «интонация»
Понятие интонации как лингвистического феномена было предметом исследования известных ученых разных эпох и стран (Г. П. Торсуева, А. И. Багмут, И. К. Белодед, М. С. Трубецкой и др.).
Их работы способствовали осознанию понятия «интонация» как главного языкового компонента устной речи.
Исторические этапы исследования интонационной стороны речи свидетельствуют о том, что первые попытки объяснений природы интонации, сделанные в риторике, которая в XVII-XVIII вв. была составной частью грамматики. Языковеды того времени были заинтересованы вопросами звуковой речи, тесно связывали язык с речью, видели начало речи в речи.
Для известного российского учёного М. В. Ломоносова интонация была в полной мере составляющей языка и слова. Выдающийся учёный описал типичные виды интонации, а в голосе различал тесную связь с высотой, силой, продолжительностью и тембровой окраской. При этом учёный подчёркивал, что просодическими особенностями речи являются ее ритм и темп [1].
Фонетические традиции М. В. Ломоносова продолжал А. К. Востоков, который интонацию считал такой стороной речи, которая доводила речь (периоды и образующие их предложения) к полной логической завершенности.
В.А. Богородицкий – представитель экспериментальной методики. По его мнению, ударение выполняет важную семантическую функцию интонации.
Г. Торсуев, который экспериментально исследовал и сравнивал английскую и русскую интонации, пришёл к выводу, что в отличие от английского, в русском языке есть два разных типа нисходящего тона и два типа восходящего тона интонации [11].
Интонация тесно связана с эмоциональной речью, в которой своеобразным интонационным оформлением передаются различные эмоциональные оттенки. Однако, кроме эмоционально насыщенной речи, она присуща и эмоционально нейтральной речи, в которой степень эмоциональности есть незначительной.
Интонация эмоционально нейтральной речи и дает возможность установить определённые критерии интонационного строя речи вообще, определить функции речевой интонации.
Многие спорные вопросы в области интонации находят свое решение, когда интонация рассматривается не как изолированный феномен и не как дополнительный раздел к фонетике или синтаксису, а как равноправное языковое средство, которое участвует в передачи содержательной стороны высказывания как основной единицы речевого общения.
Известный современный лингвист британской школы интологии Д. Кристал выделяет следующие функции интонации:
- эмоциональная – для выражения широкого спектра эмоциональных и модальных отношений говорящего – удивления, сдержанности, волнения и т.д.;
- грамматическая – для маркировки грамматических контрастов (вопрос – утверждение);
- информативного структурирования для маркировки новой и известной информации в высказывании (тема-рема);
- текстуальная – для создания больших фрагментов дискурса (просодическая связность дискурса);
- психологическая – для организации вещания, лучше воспринимаются и запоминаются [14].
1.2. Онтогенез интонационной стороны речи
Ребенок формирует свою речь, опираясь на речь взрослых, и немало важным фактором является, его речевое окружение, достаточная речевая практика, воспитание и обучение, начинающиеся с первых дней жизни ребенка.
Ребенок, появившись на свет, не умеет разговаривать, речь – это не врождённая способность, она развивается на протяжении жизни, проходя все стадии онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Все дети проходят строгие закономерности и определённые характеристики черт, общие для всех детей, в процессе усвоения родного языка. Для того чтобы понять есть ли патология речи у ребенка, нужно иметь представления о последовательности и закономерности развития речи у в норме, понимать в каких условиях должен формироваться данный процесс, ведь от них зависит его успешное протекание [29].
Изучая вопрос звуковой и интонационной выразительности устной речи, исследователи устанавливают неразрывную связь между работой по развитию устной речи и формированием навыков выразительного чтения, которые основанные на выработке у учащихся языкового слуха:
- находят свое выражение в умении различать ударные и безударные слоги;
- интонировать предложения различных структур;
- повышать и понижать голос;
- ускорять и замедлять темп речи;
- делать логическое ударение в предложении.
Выразительное чтение – важное звено в формировании выразительности устной речи школьников; а звуковая выразительность устной речи – необходимое условие выразительности чтения.
Говорение как продуктивный вид речевой деятельности – чрезвычайно многогранное явление. Говорение предусматривает и реализацию функции средства общения; является одним из видов человеческой деятельности; результатом деятельности говорения высказывания.
Большое значение понятию «интонация» уделяют зарубежные исследователи. Существует два различных подхода к изучению интонации. Первый известный, как контурный анализ и представлен большим количеством фонетистов: Х. Свит, Д. Джонс, Г. Палмер, Л. Армстронг, И. Уорд, Р. Кингтон, Дж. О'Коннор, А. Гимсон и другие.
Согласно этому подходу наименьшей единицей, к которой может быть прикреплено лингвистическое значение является тоновая группа (Sense – group) (смысловая). Основой этой теории по мнению лингвистов является то, что эта единица состоит из функциональных «блоков».
Некоторые ученые уделяют значительное внимание этим блокам, но не тому, как они могут между собой сочетаться. Интонация за их видением — это слой, который накладывается на лексико-грамматическую структуру. На самом деле цель коммуникации определяет интонационную структуру, а не наоборот. Второй подход – грамматический.
Грамматическим подходом к изучению интонации занимался М. Холидей. Основной единицей интонации является предложение.
Интонация представляет собой комплекс трёх системных переменных: тональность, мелодичность и тон, которые связанные с грамматическими категориями. Тональность обозначает начало и окончание тоновой группы.
Мелодичность обозначает центральный пункт в каждой тональной группе. Тон является третьей единицей в системе М. Холлидея. Тон может быть главным и второстепенным. Они выражают отношение человека, который говорит.
Основой теории Холидея является синтаксическая функция интонации, о чем говорит известный российский лингвист С. Ф. Леонтьева [6].
Интонация составляет отдельный уровень в иерархической системе языка, однако связана с синтаксическими и лексико-семантическими средствами.
Интонация выражает:
- структурную целостность высказывания (предложения), его завершенность или незавершенность;
- коммуникативный тип высказывания и его разновидности – рассказ, вопрос, объяснения, возглас, побуждения, ответ, просьба в форме вопроса;
- характер эмоциональной окраски языкового текста.
Современные литературные языки, функционируя в двух основных формах – письменной и устной, выступают соответственно в графической и звуковой реализациях.
И устная, и письменная формы служат коммуникативной целью, они наиболее полно удовлетворяют потребность членов общества в средстве общения, передачи мыслей и чувств.
В современной общественной жизни роль устной речи особенно важна. Развитие современных информационных и технических средств массовой коммуникации позволяют фиксировать и передавать устную речь со всеми ее свойствами, без какого-либо разрыва во времени между автором речи и актом восприятия, облегчает понимание и взаимодействие при передаче и получении информации.
Важность этой задачи непосредственно связана с тем, что роль устной речи возрастает в связи с техническими открытиями, которые расширили ее возможности.
Интонация представляет собой тот элемент языка, который больше присущ устной форме. Стоит сказать, что нельзя отрицать и существование ее в письменной форме. Для процесса речевой коммуникации интонация является важным выразительным средством.
Таким образом, можно сделать вывод, что интонация была предметом научного анализа как зарубежных, так и отечественных ученых.
Существуют определённые общие особенности, которые прослеживаются во всех работах лингвистов, которые занимались этим вопросом, а именно – выделение отдельными компонентами составляющих интонацию, рассмотрение ее как комплексного явления. Следует отметить, что существуют и разногласия, которые надо изучать и экспериментально исследовать.
Несмотря на индивидуальный характер, существуют общепринятые требования к интонационному оформлению предложений и текстов. Достаточно сравнить в пределах повествовательного предложения интонацию информирования, объяснения, аргументации, упрека, увлечения, осуждения, сострадание, согласия, благодарности, возмущения и т.д.
Каждая из этих интонаций сочетает индивидуальные черты говорящего с характерными, для данного языка, универсальными особенностями. Некоторые из универсальных особенностей присущи всем языкам мира. Эти особенности позволяют почувствовать завершенность и незавершенность высказывания, различить повествовательные, вопросительные или побудительные предложения, передать общечеловеческие эмоциональные состояния и т.д.
Кроме того, что интонация сочетает индивидуальное и универсальное, в ней оказываются еще и черты, присущие каждому национальному языку. Они связаны с особенностями грамматической структуры языка, в частности синтаксиса, а также другими национальными специфическими речевыми закономерностями.
Существуют определенные общепринятые и общеизвестные суждения о том или ином языке.
Интонация связана также со стилем речи. Можно выделить и воспроизвести интонацию разговорной речи и интонацию, с которой читается научный доклад, интонацию агитационно-пропагандистской речи и интонацию статистического отчета. Использование одной интонации вместо другой может исказить смысл или создать комический эффект.
Таким образом, интонация представляет собой своеобразный сплав индивидуальных, универсальных, национальных и стилевых признаков. Полная реализация этих признаков обеспечивает точность, выразительность, эмоциональность речи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – С. 180-181.
2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учеб.-метод. Пособие. – М., 2015.
4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. М., 2017.
5. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. / Е.А.Брызгунова. – М.: МГУ, 1963. – 306 с.
6. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина; под. ред. Н.С.Валгиной. Изд. 6-е. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
7. Виноградов В. В. Избранные труды. Исследование по русской грамматике / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1975. – 560 с.
8. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1989.
9. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография / В. С. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. – 288 с.
10. Гримова Т.П. Обучение иностранному языку в системе логопедических групп дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoburg.com (дата обращения: 10.12.2019).
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
12. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха / Под ред. Л.А. Головчиц. – М, 2013.
13. Дошкольное образование аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2017.
14. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М., 2013.
15. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 2019.
16. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1990.
17. Забрамная С. Д. Изучаем обучая. – М., 2012.
18. Касицына М.А., Бородина И.Г. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М, 2007.
19. Катаева Е.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2011.
20. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Пузанова Б. П. – М., 1999.
21. Кузьмичева В.К. Интонация обращений в современном русском литературном языке: дис. . канд. филол. Наук / В.К.Кузьмичева. – Киев, 1964. –263 с.
22. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2011.
23. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. мет. рекомендаций. СПб., 2006.
24. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2012.
25. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2012.
26. Маловичко Л.М. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 497-499.
27. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
28. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
29. Обучение английскому языку детей дошкольного и школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoped-irina.ru (дата обращения: 10.12.2019).
30. Основы специальной психологии /Под ред. Кузнецовой Л. В. – М., 2002.
31. Особый ребенок / проблемы и решения / под ред. Лильина Е. Т. – М., 2002.
32. Падучева Е.В. Коммуникативная структура предложения и понятие коммуникативной парадигмы. / Е.В.Падучева // Научно-техническая информация. – М., 1984. – Сер. 2. – № 10. – С. 25-31.
33. Панов М.В. О теории русской интонации Е.А.Брызгуновой / М.В.Панов. // Вопросы русского языкознания. – Вып. XI. Аспекты звучащей речи. – М.: Изд. Московского университета, 2004. – С. 7-12.
34. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. / А.М.Пешковский. – М.: Учпедгиз, 1956. – Изд. 7-е. – 511 с.
35. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. Беличевой С. А. – М., 1998.
36. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. – М., 2014.
37. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. / Н.Д.Светозарова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 175-с.
38. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
39. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. – М., 2013.
40. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. / И.Г.Торсуева. – М.: Наука, 1979.
41. Ульенкова У. В., Лебедева О. В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2012.
42. Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учеб. пособие. – М. : ФЛИНТА ; Наука, 2013.
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1 и 2. – М., 1993.
44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. – М., 2013.
45. Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей. – М., 2011.
46. Цеплитис JI.K. Анализ русской речевой интонации / Л.К.Цеплитис Рига, 1974. – 272 с.
47. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. – СПб, 2002.
48. Янко Т.Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте. / Т.Е.Янко. – М.: Языки славянских культур, 2018. – 312 с.
49. Янко Т.Е. Интонация связного текста / Т.Е.Янко. // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды международной конференции «Диалог-2006». – М., 20106. – С. 591-596.
50. Янко Т.Е. Русская интонация в задачах и примерах. / Т.Е.Янко. // Русский язык в научном освещении. М., 2004. – №2 (8).