Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована), по-прежнему, неверно произносят звуки родного языка (Т. Б. Филичева) [16]. Причем число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. По данным М. А. Александровской для детей в возрасте от 5 до 9 лет неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1 %, й — 1,5% . Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания.
Возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Волкова Л.С. считает [1], что необходимо учитывать:
1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании;
2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера. [1]
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении проф. Ф. A. Pay, проф. М. Е. Хватцевым и др.
Фонетическое недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это такая речевая патология, при которой происходит нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произнесения звуков обычно являются недостаточная сформированность или нарушения артикуляторной моторики.
Проблема исправления ламбдацизма – неправильного произношения звуков [л] и [л'] у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи всегда была актуальной, она остается такой и сейчас, несмотря на большое количество теоретических и практических работ, посвященных исправлению у детей этого нарушения (Коноваленко В.В., Жукова Н.С., Левина Е.В., Фомичева М.Ф., Пожиленко Е.А. и др.).
Цель исследования – изучить и проанализировать содержание этапов коррекционной работы по устранению недостатков произношения звука Л.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы коррекционной работы по устранению различных видов ламбдацизма при фонетическом недоразвитии речи;
2) проанализировать содержание этапов работы по устранению недостатков произношения буквы л.
Объект исследования – устранение недостатков произношения буквы л.
Предмет исследования – содержание этапов коррекционной работы.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЛАМБДАЦИЗМА ПРИ ФОНЕТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи
Сформированное в дошкольном возрасте фонематическое восприятие создает базу для качественного звукопроизношения, овладения навыками слогового анализа и синтеза и грамматикой родного языка, что, несомненно, обусловливает успешность дальнейшего обучения ребенка – овладения им чтением и письмом. Вместе с тем, данные современных исследований демонстрируют значительное увеличение числа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поиску путей преодоления этой негативной ситуации посвящена значительная часть современной литературы по проблемам логопедии (Ж.В. Антипова, Н.С. Варенцова, Н.В. Горина, Н.С. Жукова, Е.В. Колесникова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, О. В. Преснова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы коррекции фонетикофонематического недоразвития речи посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Согласно данным исследований Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, О.В. Пресновой, Т.Б. Филичевой, Е.В. Чиркиной и др., в качестве основной характеристики фонетико-фонематического недоразвития выступает незаконченность формирования процессов произношения и дифференциации на слух фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам.
Формирование грамотной речи как основного средства коммуникации крайне важно в раннем и дошкольном периоде развития ребенка. К семилетнему возрасту ребенок должен понимать обращенную речь, оперировать полными, развернутыми фразами, правильно использовать лексические и грамматические средства языка. Фундаментом должны стать правильно сформированные, полные фонематические представления [3]. Первые навыки фонематических анализа и синтеза ребенок получает именно в дошкольном возрасте. Современный мир диктует свои условия, и в сфере образования возникают ситуации, требующие рассмотрения как с теоретической, так и с практической точек зрения. Очень часто воспитание и обучение ребенка проходит в двуязычной речевой среде, что накладывает отпечаток на формирующиеся умения и навыки [2]. Если у ребенка к тому же есть речевые нарушения, онтогенез речи приобретает уникальный и неповторимый характер, требующий определенного подхода [4].
Таким образом, необходимо тщательно и аккуратно проводить работу по формированию фонематических процессов у все возрастающей категории детей:
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных органов при сохранном слухе.
Проблемы с речью часто обусловлены анатомическими и физическими особенностями.
Причины фонетического недоразвития речи:
- незрелость артикуляционного аппарата;
- нарушения иннервации органов речи (парез лицевого, тройничного или подъязычного нерва);
- патологии нервной системы (плохое разделение процессов возбуждения или торможения в коре больших полушарий, незрелость связей между анализаторами).
Но не всегда причины фонетического нарушения речи кроются в серьёзных физиологических патологиях. Иногда ребёнок просто копирует произношение родителя, у которого имеются проблемы. Слыша с рождения такую речь, дети привыкают к ней и считают правильным. Эти случаи корректируются быстрее и проще остальных. Но занятия стоит начинать сразу же, как становятся заметны проблемы.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных по артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из следующих вариантах:
- отсутствие звука лапа – апа;
- замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
- смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т. е. смешиваться с другими) япа, маляко;
- искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
Динамика речевого развития таких детей не соответствует темпам развития их психики. При отставании в развитии разговорных навыков малыши с ФНР не сильно отличаются от сверстников в общем развитии: проявляют активный интерес к окружающему миру, эмоционально реагируют на ситуации, с удовольствием играют, понимают обиходную речь [13].
Типичные проявления
В речи:
- неразборчивый, малопонятный разговор;
- грамматически неправильное построение фраз;
- низкая активность речевого взаимодействия, отставание понимания слов от их самостоятельного использования;
- поздний возраст произнесения первых слов и простых фраз (от 3 до 5 лет, вместо 1,5-2) [2].
В общем психологическом развитии:
- неразвитая память, плохое запоминание новых слов, их произношения;
- неспособность выполнить простые инструкции, нарушение последовательности действий;
- рассеянное внимание, неумение сосредоточиться;
- затруднения в освоении логического словесного обобщения, сравнения, анализа предметов по свойствам и признакам [27].
В развитии крупной и мелкой моторики:
- неточность выполнения мелких движений;
- замедленность действий, склонность к застыванию в одном положении;
- нарушенная координация движений;
- неразвитая ритмика;
- дезориентация в пространстве и времени при выполнении заданий на движение.
Одной из основных проблем детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ФНР) является недостаточность сформированности социальнокоммуникативных умений и навыков. Это создает значительные трудности в установлении ими взаимоотношений с детьми и взрослыми, поскольку социальные коммуникации осуществляются в большей степени на уровне вербального общения [18].
Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.
В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.
Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития . Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с
2. Архипова С.В. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / С.В. Архипова, О.С. Сергеева // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 3. – С. 77-81.
3. Архипова С.В. Информационная компетентность педагога-дефектолога / С.В. Архипова, А.С. Чаприна // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4 (36). – С. 48-52
4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Русская Речь, 2014. – 95 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
6. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Н.М. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ. – 2014. – 256 с.
7. Викжанович С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей / С.Н. Викжанови
8. Викжанович С.Н. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения / С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография. Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. С. 4–35.
9. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
10. Громова О.Е. Диагностика и развитие речи детей 2 – 4 лет. Методическое пособие. 2-е изд., перераб. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016.
12. Зеленкова Т.В. Гендерные различия в использовании активного словаря при выполнении творческого задания детьми дошкольного и младшего школьного возраста // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Т. 5. Отв. ред. Богоявленская Д.Б. - М.: Когито-Центр, 2015.- С. 76-78.
13. Золоткова Е.В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Золоткова, С.Е. Иневаткина // Гуманитарные науки и образование. – 2014. − № 4. − С. 31- 35.
14. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018 – С.185-187
15. Инновационные педагогические технологии 08. Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.) — Казань : Молодой ученый, 2018. — iv, 126 с.
16. Коваленко, Ю.Ю. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни / Ю.Ю. Коваленко, Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С.45-55
17. Кусова М. Л., Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения : сб. мат-лов ІІ междунар. науч.-практ. конф. / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ; Уральский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 660-662
18. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016.
19. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. – 200 с
20. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ – Сухум, 2015. – 239 с.
21. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. – М.: ЭКСМО, 2017. – 608 с.
22. Фомичева М. Ф., Оганесян Е. В., Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 88 с.
23. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2/Под ред.
Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
24. Хисамова Г. Р. Задержка речевого развития в логопедической практике. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С.307-311
25. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2 – С. 46
26. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе / Н.А. Черлина, Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 22-29.
27. Чиркина Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
28. Кобликова К. Н., Лаптева Н. В. Коррекция ламбдацизма и ротацизма у младших школьников с дислалией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 273–276. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770859.htm