Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что изучение уровня социально-психологического климата является
важным фактором в обеспечении эффективности работы коллектива, что в свою очередь имеет
непосредственное влияние на достижение поставленных перед организацией целей.
3
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является
одним из важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемой продукции.
Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального
развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Степень научной разработанности проблемы. Тема социально-психологического климата в
коллективе довольно широко освещена в работах отечественных психологов и социологов.
Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли Б.Д. Парыгин, А.С. Макаренко, В.М.
Шепель, А.П. Панфилова, которые в своих работах и трудах рассматривали методологические
подходы, методы диагностики и конкретные пути регуляции социально-психологического климата.
Объект исследования – деятельность ООО «СДЭК». Предметом исследования выступает социальнопсихологический климат ООО «СДЭК».
Цель написания данной работы – разработать пути улучшения социально-психологического климата
в трудовом коллективе
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру социально-психологического климата;
охарактеризовать влияние особенностей управления на социально-психологический климат
коллектива;
проанализировать методы управления социально – психологическим климатом коллектива;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести анализ системы управления и персонала ООО «СДЭК»;
выполнить диагностику проблем социально-психологического климата ООО «СДЭК»;
описать направления улучшения социально-психологического климата в ООО «СДЭК»;
дать рекомендации руководителю по улучшению социально – психологического климата в
трудовом коллективе;
выполнить расчет социально-экономической эффективности проекта.
Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных учёных,
работавших над проблемой социально-психологического климата в организации в рамках
классического и институционального подходов. Так же в работе в качестве основной литературы
использовались учебные пособия, научные статьи из периодической печати по анализируемой теме.
В рамках работы для решения поставленной цели были использованы общенаучные методы: анализ,
синтез, дедукция и индукция, сравнение, системный подход.
Данная работа состоит из введения, трех глав, в которых последовательно раскрывается суть понятия
«социально-психологический климат», заключения и списка литературы.
4
1. Теоретические основы изучения социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие и структура социально-психологического климата
Проблема формирования социально-психологического климата в трудовом коллективе имеет
большое практическое значение для управления им, для оптимизации профессиональной
деятельности каждого отдельного работника и трудового коллектива в целом. Между членами
коллектива отношения обусловливаются двумя факторами, такими как: производственная
деятельность (формальные отношения) и межличностные отношения (неформальные отношения).
Неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе иногда даже отождествляют с
социально- психологическим климатом, так как под этим словом подразумевается прочность
внутренних связей между членами коллектива. Исходя из этого, под социально- психологическим
климатом можно понимать, как результат межличностного взаимодействия людей и их совместной
деятельности .
Как показывает анализ литературы по проблеме, в 1970-е годы под влиянием исследований в
области общей психологии и философии, социальной психологии, началось изучение этого
социального феномена. Социальный психолог В.М. Шепель одним из первых раскрыл содержание
психологического климата. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска
психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения
характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации
состоит из трех составляющих:
первая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач
организации;
вторая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями
организации;
третья – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые
складываются между работниками.
На социально-психологический климат в коллективе влияет общее состояние окружающих людей и
специфическая для совместной деятельности людей атмосфера эмоционального и психического
состояния каждого из членов коллектива. Под атмосферой понимается характер психической
настроенности людей (например, деятельная или созерцательная, жизнерадостная или
пессимистичная, будничная или праздничная). Понятия «климат» и «атмосфера» появились в
соответствии с географическим климатом. Это дало возможность для осмысления практического
значения группового эффекта как особого условия жизнедеятельности человека в коллективе .
В целом этот феномен принято называть социально-психологический климат в коллективе
организации. Правда, в последнее время этот термин все чаще заменяю термином
«организационный климат», однако до сих пор все еще не сложилось общего единого
представления о том, что подразумевает под собой социально-психологический (или
организационный) климат в коллективе. Под ним можно понимать межличностные отношения,
5
которые образуют социально-психологический климат в коллективе; групповые моральные нормы и
групповое сознание, которые приняты в данном коллективе; организацию пространственной среды,
наличие конфликтов, стрессы и организационное поведение.
Исходя из сказанного, можно отметить, что в общем виде социально- психологический климат
представляет собой преобладающие и относительно устойчивые духовную атмосферу и настрой
коллектива, которые находят многообразные формы проявления в его жизнедеятельности, в
отношениях людей друг к другу, в их отношении к общему делу. Отечественные социальные
психологи (Б.Д. Парыгин, В.В. Бойко, В.М. Шепель, и другие) в своих работах и трудах говорят о том,
что в социально-психологический климат включается понятие состояния психологии организации как
единого целого, которое интегрирует групповые и частные состояния и включает целый комплекс
различных ее характеристик .
Исследование особенностей поведения человека в организации идет на основе выявления
влияющих на него факторов, одним из которых является социально-психологический климат.
Качество эмоциональной атмосферы влияет на результативность работы сотрудника и коллектива в
целом.
В литературе встречается много определений понятия «социально- психологический климат»,
имеется множество методик для его изучения, которые объединяет изучение первичного
производственного коллектива. Именно в первичном производственном коллективе формируется
личность работника и его материальные ценности.
Любая организация имеет такие элементы как внешняя и внутренняя среда, процесс деятельности,
социальная характеристика коллектива, производственно-экономический и социальный результат.
На предприятии происходят процессы, которые выходят на первый план, они направлены и
напрямую зависят от социально-психологического климата в конкретном коллективе какой-либо
организации. Это – качественное новообразование. Социально-психологический климат существует
как система жизнедеятельности организации. На социально-психологический климат оказывает
влияние каждый из факторов внутренней среды и воздействует на него в целом. Это воздействие
часто осуществляется не прямо, а опосредованно через восприятия людей. От демографических
характеристик, таких как
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное
пособие / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2019. – 224 с.
2. Афанасьев, В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для академического
бакалавриата / В.Я. Афанасьев. – М.: Юрайт, 2018. – 665 с.
3. Балашов, А.П. Теория менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. – М: Инфра-М, 2018. –
352 с.
4. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций / М.И. Басаков. – М.: Феникс, 2019. –
129 с.
5. Беляева, А.В. Основы социально-экономического управления в производстве: учебное
пособие / А.В. Беляева, В.К. Федоров, М.Н. Черкасов. – М.: Инфра-М, 2018. – 60 с.
6. Блинов, А.О. Теория менеджмента: учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – М.: Дашков и К,
2019. – 304 с.
7. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.:
Проспект, 2019. – 688 с.
8. Голов, Р.С. Теория менеджмента: учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. – М.: Альфа-М, 2018. –
272 с.
9. Грибов, В.Д. Теория менеджмента: учебное пособие / В.Д. Грибов, ВР. Веснин. – М.: Инфра-М,
2018. – 357 с.
10. Гусаров, Ю.В. Теория менеджмента: учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: Инфра-М,
2017. – 264 с.
11. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.:
Инфра-М, 2018. – 320 с.
12. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – М.: Логос, 2019. – 1100 с.
13. Кафидов, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2019. –
240 с.
14. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие / Г.Ф. Красноженова,
П.В. Симонин. – М.: Инфра-М, 2017. – 159 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Ю.Н. Лапыгин. – М.: КноРус,
2019. – 336 с.
16. Ларина, А.А. Особенности стиля руководителя как фактор удовлетворенности работой
коллектива / А.А. Ларина // Территория науки. – 2017. - № 6. – С. 39-42.
7
17. Латфуллин, Г.Р. Теория менеджмента: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин. – СПб.: Питер, 2018.
– 464 с.
18. Леонтьева, Л.С. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Л.С. Леонтьева. – М.: Юрайт,
2018. – 287 с.
19. Лобанова, Т.Н. «Взаимосвязь трудовых и организационное поведение работников» / Т.Н.
Лобанова // Психологический журнал. - 2018. - №2. - С. 48-54.
20. Максимцев, И.А. Управление персоналом: учебник и практикум / И.А. Максимцев, Н.А.
Горелов. – М.: Инфра-М, 2019. – 526 с.
21. Мамонов, Е.А. Учимся управлять психологическим климатом организации / Е.А. Мамонов //
Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2018. - № 12. – С. 56-64.
22. Михненко, П.А. Теория менеджмента: учебник / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2019. – 640 с.
23. Набоков, В.И. Теория менеджмента: учебник / В.И. Набоков, А.К. Семенов. – М.: Дашков и К,
2017. – 492 с.
24. Понукалин, А.А. Социально-психологические качества инновационного потенциала личности
руководителя / А.А. Понукалин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия
Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 85-89.
25. Потемкин, В. К. Управление персоналом: учебник для вузов / В. К. Потемкин. – СПб.: Питер,
2019. – 432 с.
26. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. –
М.: Юрайт, 2019. – 513 с.
27. Понукалин, А.А. Социально-психологические качества инновационного потенциала личности
руководителя / А.А. Понукалин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия
Философия. Психология. Педагогика. – 2017. - № 4. – С. 85-89.
28. Сергеев, А.М. Теория менеджмента: учебник / А.М. Сергеев. – М.: Академия, 2019. – 320 с.
29. Сидоренков, А.В. «Взаимосвязь групповых феноменов и социально-психологической
адаптации работников» / А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль // Психологический журнал. - 2018. - №5. - С.
55-63.
30. Сосков, В.И. Управление персоналом организации / В.И. Сосков. – М.: КноРус, 2018. – 512 c.
31. Сотников, С.А. Управление персоналом организации / С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2018. - 512
c.
32. Тебекин, А.В. Менеджмент организации. Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус,
2017. – 424 с.
33. Тодошева, С.Т. Теория менеджмента: учебное пособие / С.Т. Тодошева. – М: КноРус, 2019. –
216 с.
8
34. Утешев, Р.С. Планирование карьеры как инструмент профессионального развития менеджера
/ Р.С. Утешев, В.Н. Черепанова, Н.В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. –
2018. – № 2. – С. 658 с.
35. Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации,
организационное поведение: учебное пособие / А.Г. Фаррахов. – М.: Инфра-М, 2019. – 272 с.
36. Федорова, Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.:
КноРус, 2018. – 432 c.
37. Федорова, Н. В. Управление персоналом: учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю.
Минченкова. – М.: КноРус, 2019. – 240 с.
38. Хофстеде, Г. Организационная культура: управление человеческими ресурсами / под ред. М.
Пула, М. Уоррена. - СПб.: Питер, 2019. – 487 с.
39. Чурбанова, О. Современные системы управления персоналом / О. Чурбанова // Финансовая
газета. Региональный выпуск. – 2019. - № 7.
40. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э.Шейн. – СПб.: Питер, 2019. – 336 с.