Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из приоритетных вопросов современного российского образования является реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в основу которого положен системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на планируемые результаты обучения и воспитания [1]. Это в свою очередь нацеливает на проектирование универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Информатика на сегодняшний день – одна из самых востребованных областей жизни современного человечества, в связи с чем очень важно выработать необходимые навыки и умения в области информатики уже с начального этапа изучения этой науки.
У учеников проблемы с информатикой возникают чаще всего по причине непонимания прикладной ценности изученных теоретических данных. Если в целом многие знакомы с компьютером по крайней мере с точки зрения использования его в игровой деятельности, то вопросы кодирования, хранения информации, системы счисления, языки программирования, то есть моделирования и формализации, остаются не до конца понятыми прежде всего с точки зрения практики.
Со временем, повторяющиеся неэффективные занятия по информатике могут привести к тому, что у учащегося исчезнет мотивация заниматься предметом.
Более того, поскольку информатика является кумулятивной, отставание может означать, что учащийся упускает большую часть того, чему его учат до конца школьного семестра. Наличие базовых навыков по информатике важно, независимо от того, какую профессию выберет в будущем человек. При этом информатика помогает и в формировании общих умений, которые формируются у учащихся в школе, так как информатизация охватила почти каждый школьный предмет.
Кроме того, в соответствии с новыми требованиями компетентностного подхода, меняются и рекомендации относительно методики изучения данного предмета.
Вопросам, посвященным преподаванию информатики в общеобразовательных школах посвящено немало исследований, однако научно-технический прогресс движется вперед, оснащенность школ и информатизация диктуют новые требования и к программе предмета, и к методике преподавания.
В частности, как отмечается в последней редакции ФГОС, к предметной области информатики относятся средства и методы компьютерного моделирования. При этом компьютерная модель может быть создана только на основе хорошо формализованной информационной модели, в связи с чем данное исследование, целью которого является исследование методики изучения «моделирования и формализации в базовом курсе информатике в соответствии с ФГОС ООО является актуальным.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать сущность стандарта ФГОС ООО применительно к предмету «информатика» с целью определения места моделирования и формализации в курсе данного предмета;
- провести обзор и сравнение учебников по информатике 5-9 классов для определения динамики изучения моделирования и формализации;
- предложить рекомендации по методике изучения моделирования и формализации в базовом курсе информатике в соответствии с ФГОС ООО
- предложить технологические карты уроков по информатике с учетом предложенных рекомендаций
Объектом исследования в данной работе является методика изучения моделирования и формализации, а предметом – базовый курс информатики.
При этом теоретическая значимость полученных в теоретической части результатов может быть применена в дальнейшей разработке методической базы преподавания предмета «информатика».
Практическая значимость данного исследования будет заключаться в том, что предложенные в практической части рекомендации могут быть использованы в практическом курсе предмета «информатика» в общеобразовательных школах.
Материалом, исследования послужили как учебники по информатике для 5, 7 и 8 класса общеобразовательных школ Басовой Л. Л., Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестакова Л. и Угринович Н.Д. [2-4], а также труды Смородиновой М. В., Вербицкой А. А., Ларионовой О. Г. [5, 6] относительно компетентностного подхода в методике изучения, а кроме того, работы Газейкиной А. И. и Газмана О. С. по формированию универсальных учебных действий [7, 8].
Методикой исследования в данной работе послужил анализ научной литературы, наблюдение и опытное обучение.
Структура данной работы состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы моделирования и формализации в базовом курсе информатики в соответствии с ФГОС
1.1. Сущность Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Основного общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
-требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
-требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
-требования к результатам освоения основных образовательных программ.
При этом существуют следующие виды ФГОС (рис.1).
Рисунок 1. Виды ФГОС
Так как интересующий нас в данном исследовании пр
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения 24.03.2020).
2. Басова Л. Л. Информатика Учебник 5 класс [Электронный ресурс] https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/informatika/informatika_uchebnik_5_klass_bosova/index.html (дата обращения 24.03.2020).
3. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестаков Л. Информатика Базовый курс 8 класс [Электронный ресурс] https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/informatika/informatika_bazovyy_kurs_uchebnik_8_klass_ugrinovich/index.html (дата обращения 24.03.2020).
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса [Электронный ресурс] https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/informatika/informatika_uchebnik_7_klass_ugrinovich/index.html#prettyPhoto[gallery3]/0/ (дата обращения 24.03.2020).
5. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
6. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
7. Газейкина, А.И. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы А.И. Газейкина, С.Г. Пронин // Педагогическое образование в России. 2015. – № 7. – С. 42 – 49. 213 с.
8. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогике к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 295 с.
9. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – С.87.
10. Крабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Крабанова // Управление начальной школой. – 2014. – №2. – С.10.
11. Беликов, В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследований / В.А. Беликов // Проблемы образования и развития личности: сборник научных трудов. Магнитогорск: МаГУ, 2001. – С.69.