Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование графических навыков как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (писать которые ребенок учиться в процессе деятельности), определяются не только составом элементов, которые к ним относятся, но и их
2
количеством, размером и пространственным расположением относительно рабочего строки. Итак, чтобы ребенок приобрел графические навыки, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, фигуры, определённого элемента, чётко представить, из каких частей состоит тот или иной образ и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены. Иногда наблюдается следующий момент, что дети младшего школьного возраста с общими нарушениями речи плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно систематически проводить упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентирования на листе бумаги и навыки движения по нему руки. Работают на листах большого формата и учитывают активную деятельность самих детей с игрушками и дидактическим материалом. Проблема исследования: каковы особенности взаимодействия школы и семьи в процессе развития воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР). I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
1.1. Роль семьи в развитии графомоторных навыков и воспитании ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР)
Графомоторные навыки – это определённое положение и движения пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простые узоры, соединять точки, правильно держать пишущий предмет. Графомоторные навыки включают в себя: мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и скорости их движений); зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела соответственно ориентирования в пространстве по отношению к предметам, выполнение задач с условиями по выбору необходимых направлений); рисование (штриховки, обведение по контуру, обводки; рисование (по образцу) геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); рисование графической символики (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов). Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до вступления в школу.
3
Как только ребенок произнёс нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу. Для детей младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Общие методические рекомендации - покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК); - систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание; - занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме; - соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий; - учите наблюдать, слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли; - постепенно усложняйте требования к речи ребенка; - не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; - не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его; - согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи; - работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.); - совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий; - родителям необходимо знать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;
1.2. Роль школы в воспитании ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР)
В специальной литературе освещены различные модели помощи семье ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР): социальная, медицинская, психолого-педагогическая. Чаще всего помощь семьям детей с общим недоразвитием речи (ОНР) предполагает комплекс мероприятий, в основе которых находится участие и поддержка специалистов различных направлений. При разработке АОП, ИПР в образовательно-воспитательном процессе необходимо учитывать как общие (равные со здоровыми сверстниками),
4
так и особые образовательные потребности, единые для всей группы детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и специфичные для каждого ребенка. Оказание педагогической помощи семье ребенка с речевыми нарушениями возможно с согласия или по запросу родителей. Чаще всего родители обращаются к логопеду со следующими запросами: 1. Ребенок не говорит или говорит плохо. 2. Не произносит звук «р», короткая уздечка языка, ее надо подрезать. 3. Ребенок медленно развивается. 4. Плохо учит стихи, не умеет пересказывать. 5. Ребенок заикается. 6. Не может произносить длинные слова. 7. Язык слишком большой, вываливается изо рта, его надо подшить. 8. Путает окончания, чаще всего у глаголов в форме мужского и женского рода. 9. Произносит только начало слов. 10. Его никто не понимает. 11. Не может запомнить буквы. 12. Научите ребенка читать. 13. С ним что-то не так. Факт обращения к логопеду свидетельствует об обеспокоенности состоянием речи ребенка, но не означает, что родители адекватно оценивают речь ребенка и согласны приложить усилия, затратить время на устранение нарушений речи. Чаще всего родители думают, что эту работу сделает специалист, а их участие не потребуется или будет минимальным. Некоторые из них считают, что существуют чудесные таблетки, принимая которые можно исправить речь («речь улучшится сама собой»). Отдельные родители полагают, что логопедические занятия должны начинаться в раннем возрасте и протекать длительное время, эта мысль их пугает, заставляет откладывать решение проблемы, приводит к унынию. Формулировка проблемы родителями отражает уровень их педагогической компетентности, осведомлённость о речевых нарушениях, понимание проблемы, объективное или неадекватное восприятие ситуации.
1.3. Эффективные способы взаимодействия начальной школы и семьи в воспитании ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР)
Таким образом, семья и начальная школа представляют собой два образовательных института, которые осуществляют образование ребёнка параллельно, не пересекаясь друг с другом. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
5
Только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов в воспитании и обучении детей, причём это взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнёрство, что подразумевает равноправное и равноответственное участие в воспитании ребёнка как школы, так и семьи. Ведь у семьи и школы общие цели, хотя и разные возможности. Образование станет более эффективным, если усилия семьи и школы будут распределены в соответствии со специфическими возможностями каждого образовательного института в едином образовательном пространстве.
1.4. Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
В общем познавательном развитии детей играет большую роль письменная речь. Благодаря письменной речи, дети «учатся» осознавать свои действия, овладевать навыками произвольного оперирования собственными действиями и умениями. Учась в школе, дети получают благодаря письменной речи системные знания об окружающем мире. Нарушения письма, согласно мнению многих исследователей, основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, чувства ритма. Работая с детьми, которые имеют трудности в овладении письменной речью, логопед не только должен ориентироваться в причинах речевых нарушений, но и учитывать факторы психологической готовности ребёнка к обучению письму, чтоб коррекционная работа была целенаправленной и результативной. По мнению, Л.С.Выготского грамматика и письмо позволяют ребёнку подняться на высшую ступень в развитии родной речи. Эти особенности письма дают основание предполагать, что оно будет нарушаться чаще и грубее, поскольку это более поздняя и сложная функция. И обучение ей в школе также будет непростым ещё и потому, что к началу обучения ребёнка письму все основные высшие психические функции, составляющие его основу, ещё не закончили, а некоторые из них даже ещё и не начали своего развития, то есть обучение письму опирается на незрелые психические процессы. Е.А.Логинова выделяет два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования навыка письма у детей. К первому уровню относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной
6
модальности в другую (например, перевод звука речи в зрительный образ – букву и перевод буквы в её двигательную формулу – кинему). Сформированность у ребёнка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слуховой, моторной координации есть нейрофизиологической основой овладения письмом. Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребёнка к обучению и произвольному овладению навыком письма. Под психологической готовностью подразумевается сформированность психических функций и процессов, что зависит от физиологического и социального развития ребёнка. Письмо – это вид психической деятельности, его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик
Основной формой работы в процессе экспериментального исследования по развитию графомоторных навыков с младшими школьниками с ОНР являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни. Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка. Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных – 15-20 минут. Ещё одна применяемая форма работы по развитию графомоторных навыков с младшими школьниками с ОНР – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом,
7
другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения. Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течении учебного года подгруппы детей меняются.. Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда. Продолжительность логопедической работы (от двух трёх месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в начальной школе. Цель экспериментального исследования – анализ графомоторных навыков, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи, их коррекция в процессе организации логопедической работы с использованием дидактических пособий Никитиных. Задачи коррекционного обучения: - воспитание активного произвольного понимания речи; - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); - подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты; - развитие навыков связной речи - воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.
2.2. Программа деятельности в процессе развития графомоторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий (рис.2, 3).
8
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
2.3. Особенности процесса развития графомоторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Никитины делали все, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за многие годы внимательных наблюдений за собственными детьми. Базовые принципы воспитания в семье Никитиных: - минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, «возвращение к природе», обязательно – грудное вскармливание с первых минут жизни. Ответственность с врачей переходит в первую очередь на родителей – на их вдумчивое, внимательное, сознательное отношение к отцовству. Медики должны участвовать только как помощники, обладающие специальными знаниями. - естественная физическая культура тела: минимум одежды и всего «неестественного» – мазей, лекарств и др. Максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста. В этом отношении дети Никитиных и их последователей действительно выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые. Культура физического тела входила в жизнь детей естественно, без принуждения: простые и доступные спортивные снаряды в доме, общие спортивные игры и занятия с отцом, его заинтересованность и поддержка в этом направлении. Сюда же можно отнести и так называемое «закаливание» – лёгкая одежда, обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.д . ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но он знает по своему прошлому опыту. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развёрнутого
9
мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планировочную функцию, в-третьих, к развитию умственных операций. Ребёнок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства определённо недолгий, но очень насыщенный познанием. Большой поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь, не может быть обработан им самостоятельно. На многие вопросы дошкольник находит ответ, идя путём проб и ошибок, но постичь закономерности, понять окружающий мир ребёнок дошкольного возраста может только с помощью взрослого. Поэтому современному педагогу очень важно самому хорошо ориентироваться в реалиях жизни, подбирать методы и приемы развития, обучения и воспитания, способствующие использованию полученных знаний и опыта для развития способностей, социализации в обществе и будущей адаптации ребёнка в начальной школе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших младших школьников-СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109 с. 3. Альманах психологических тестов / под ред. Р. Р. Римских, С. А Римских. – М. : КСП, 1996. – 400 с. 4. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ//Логопед. – 2006. – №4. – С. 50-60. 5. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тя¬жёлыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 с. 6. Болдина М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / М. А. Болдина // Психолого-педагогический Гаудеамус. – 2006. – № 2 (10). 7. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М. : Знание, 1983. – 96 с. 8. Быстров А. А. Мышление. Развивающие игровые упражнения / А. А. Быстров А.А., Е. С. Быстрова. – Х. : Торсинг, 2004. – 80 с.
10
9. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с. 10. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях // Психологическая наука и образование. – №3, 1997. – с. 15-19. 11. Журавель Н.И Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Лого-пед»-2) 12. Задумова Н. П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия: учебно-методическое пособие: в 3 ч., Ч. 1. Дислалия – СПб.: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015- 88 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=438776&razdel=257 (дата обращения: 24.01.2020). 13.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / А. И. Захаров. – М., 1993. 14. Знакомьтесь: игра Никитиных «Сложи узор» / [Режим доступа: http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/slozhi-uzor.html] (дата обращения: 24.01.2020). 15. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v37843/. 16. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие - М.: Парадигма, 2012. – 128с. 17. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.18 / Майрамян Р. Ф. ; Моск. мед. ин-т им. И.М. Сеченова. – М., 1976. – Режим доступа: www.search.rsl.ru. 18. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: Книга для родите- 38 лей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. 19. Мастюкова Е.М. Позиция родителей детей с нарушенным зрением [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина // Психология семьи и больной ребенок : хрестоматия / сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2007. 20. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития [Текст] / Г. А. Мишина // Дефектология. – 2001. – № 1.
11
21.Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. – СПб. : Изд-во «Речь», 2010. 22. Набойченко Е.С. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. С. Набойченко, С. И. Блохина. – Екатеринбург : Бонум, 2004. 23. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин, М. Гея // изд. 6-е исп. доп. с новым вступлением. − М.: Световид, 2009. 24. Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина // в 2 томах. − М.: Самокат, 2015. – 435 с. 25. Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней / Б. П. Никитин − Л., 1990. – 191 с. 26. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин − Кемерово: К., 1990. – 157 с. 27. Пастухова К.Е. Психокоррекционная работа по формированию личностной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 29.01.2020). 28. Пестрикова Е.Д. Роль семьи в развитии личности ребенка [Текст] / Е. Д. Пестрикова // Логопед. – 2015. – № 3. 29. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт. – сост. В.О. Йощенко.- М.:АРКТИ, 2008.- 248с. 30. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с. 31. Фадеева Ю. А., Жилина И. И., Пестерева Е. П. Особенности воспитательной работы с дошкольниками нарушениями речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 40-43. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12180/ (дата обращения: 24.01.2020). 32. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582 (дата обращения: 24.01.2020).