Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Знания – важная экономическая компонента общественного развития. Сегодня именно производство знаний служит основным источником долгосрочного роста экономики в развитых странах. Доля интеллектуального труда в Германии и Великобритании составляет 95%, в Японии – 90%, в США – 85%. Экономика, основанная на знаниях, стала характерной чертой экономически развитых стран.
В современных условиях развитие экономики, основанной на знании, сильнее, чем прежде, зависит от процессов производства, распределения и использования знаний. Знания уже не являются внешним фактором производства, а включены в состав производственной функции наравне с трудом и капиталом.
Человечество сегодня вступило в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Важной частью современного общества стала его образовательная система. Концепция непрерывного образования как бы завершает прорыв во временных рамках обучения человека, обрекая его на образование в течение всей жизни в условиях быстрых перемен.
Сегодня, когда возрастает роль экономических знаний как отрасли, связанной с реализацией профессиональных интересов, каждый современный человек должен располагать минимальным (базовым) объемом экономических знаний. Однако это требование пока остается нереализованным в силу неразрешенности ряда проблем:
1. переход к экономике нового типа, основанной на знании, предполагает приоритетное развитие отраслей, производящих и распространяющих разные виды знаний, однако в нашем обществе процесс осознания ценности знаний вообще и экономических в частности не имеет пока положительной динамики;
2. недостаточность внешних стимулов, побуждающих развитие системы экономических знаний для всего населения страны, а именно:
• до сих пор отсутствует государственная программа развития экономической грамотности населения;
• в ФГОС не сделан акцент на важность экономического образования как средства решения жизненного важных проблем. В результате мы наблюдаем крайне низкий уровень экономической культуры школьников.
3. Процесс использования экономических знаний в обществе носит стихийный характер, что приводит к преобладанию обыденного, ненаучного знания и как результат – неверно принятые экономические решения;
4. неэффективность инфраструктуры создания и распространения экономических знаний в системе образования, за исключением профессиональной подготовки экономистов. Изучение экономики на базовом уровне пока еще не рассматривается школьниками как вклад в будущий профессионализм;
5. отсутствие концепции и системы экономического образования "для всех" (своеобразный экономический ликбез, учитывающий возможности и интересы разных слоев населения), поскольку знания в повседневной жизни не рассматриваются как средство ее улучшения;
6. источники финансирования процесса создания и развития системы непрерывного экономического образования на протяжении всей жизни пока не рассматриваются на государственном уровне.
Отмеченные проблемы создают в обществе дефицит экономических знаний, что в свою очередь приводит к негативным последствиям:
• снижение функциональной грамотности населения в целом;
• недостаточный профессионализм и нереализованные возможности людей;
• ослабленная самооценка;
• несформированность экономического интереса;
• создание и распространение искаженной информации для других участников экономического процесса при принятии ошибочных решений;
• упущенные возможности создания дополнительных экономических благ. Эти проблемы не могут не отразиться на подготовке и проведении уроков экономики в основной школе. На некоторых сложностях нам бы хотелось остановиться.
Цель работы- исследовать систему самоопределения обучающихся при изучения экономики.
1. Теоретические основы профессионального самоопределения учеников
1.1 Теоретические основания профессионального самоопределения учеников
Открытая образовательная среда является важным компонентом образовательного процесса в современной школе. Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся. Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно (или в сопровождении взрослого) войти в образовательную среду, действовать в ней и оценивать свой образовательный результат. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы не только дать ученику опыт ценностного самоопределения, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться, но и передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть свои потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Работа над инновационным проектом «Открытая образовательная среда как средство личностной самореализации участников образовательного процесса» предопределила направления методического сопровождения самоопределения участников образовательного процесса с позиции понимания ценностных ориентиров открытой образовательной среды.
Такими ценностными ориентирами являются:
1) заказ государства – то есть установление четких приоритетов в содержании образования в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;
2) частный (внутренний) заказ – то есть осмысленный ответ самого человека (ученика, педагога, родителя) на вопросы: «Чему и зачем ученик намерен учиться?», «Как осуществлять педагогическую поддержку ученика и родителей?», «Как интегрировать семейное воспитание в успешность ученика?». Образовательное пространство для ребенка задается не только школой и жестко заданной образовательной программой, но и осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией.
В целях реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся и их родителей создает возможности выбора содержания, методов и средств обучения, используя образовательные возможности школы и сетевых партнеров.
Многообразие выбора дополнительных образовательных программ для школьников 1-11-х классов представлено на сайте «Дополнительные образовательные программы» http://karsakova.ucoz.ru. Всего представлено на выбор учащимся 59 дополнительных образовательных программ. Важно, что количество возможностей выбора увеличивается от класса к классу, а одним из условий увеличения является сетевое партнерство, которое обеспечивает 27 дополнительных образовательных программ (45 %) от общего выбора. При этом особо учитываются индивидуальные запросы старшеклассников; условием реализации является разработка учащимися 9-11-х классов индивидуальных образовательных программ, которые создают 90-92% обучающихся. Но представленное многообразие различных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не означает для ребенка реализацию открытости как качественной характеристики современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью. Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого ученика, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программуИспользование учащимися 9-11-х классов всего возможного ресурса открытого образования и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы требует в современной школе педагога, обладающего для этого специальными знаниями, педагога-тьютора, способного организовать педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы ученика.
С этой целью в 2011 году в школе реализован инновационный проект «Открытая образовательная среда как средство личностной самореализации участников образовательного процесса». Задача методической службы школы была – скоординировать деятельность коллектива по реализации проекта, подготовить инновационный продукт. Формами методического сопровождения педагогов были педсоветы, курсовая подготовка, работа проектных групп, временных творческих объединений педагогов, экспертных групп педагогов, а также индивидуальное консультирование. Работа над проектом потребовала структурирования и обобщения материалов, которые содержат технологическую составляющую работы педагогического коллектива над осмыслением новой идеи и созданием инновационного продукта.
В процессе работы над проектом были созданы 5 проектных групп под руководством педагогов, имеющих опыт инновационной деятельности, М.А. Соболевой, Л.Г. Новоселовой, Н.В. Воробьевой, Е.В. Иконниковой, И.М. Дашко.
Первый сборник «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы школьника: дидактические материалы для учащихся» (авт.-сост. Г.Н. Карсакова; Киров, КИПК и ПРО, 2011) адресован учащимся 7-11-х классов, заинтересованным в моделировании собственной образовательной траектории с целью наиболее полной реализации своих
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурмакина Н. В. Специальное психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в системе дистанционного образования // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2014. С. 69 – 72.
2. Загузина Н. Н. Проблемы использования сетевых ресурсов в профориентации детей с ОВЗ и инвалидов // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2014. № 5. С. 100 – 105.
3. Загузина Н. Н., Боков А. В. Разработка экспериментальной модели дистанционного дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности для обучающихся с ОВЗ и других категорий //Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов III-й Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2016. С. 36 – 40.
4. Загузина Н. Н., Герлингер Е. В. Проблемы здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения учащихся в Кемеровской области, в том числе с ОВЗ, с применением дистанционных технологий // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2014. С. 30 – 37.
5. Загузина Н. Н., Невзоров Б. П. Проблемы развития дистанционной педагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. Т. 3. С. 64 – 66.
6. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис. СПб.: Изд-во РГППУ им. Герцена, 2004.
7. О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования. Письмо Минобрнауки РФ от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968.
8. Об образовании в Российской Федерации. № 273-ФЗ (в редакции от 11.01.2015 г.) // Российская газета. № 303. 31 декабря 2012.
9. Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.
10. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.
11. Применение дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / сост. Н. Н. Загузина, Н. В. Бурмакина. Кемерово, 2013.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.