Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации является одной из ключевых
проблем педагогов в России. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее
от класса к классу. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность,
ослабевает воля, направленная на овладение школьными предметами, снижается в целом
успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В этой связи, повышение
мотивации, познавательного интереса у учеников является весьма важной проблемой.
Проблема исследования: каковы методы и приемы формирования учебной мотивации младших
школьников?
Степень изученности проблемы исследования. Исследованием учебной мотивации школьников
занимались различные отечественные и зарубежные ученые, в частности, Л. И. Божович [5], Х.
Хекхаузен [33], Е. П. Ильин [15], А. К. Маркова [21], В. С. Мухина [25] и др. Данные авторы в своих
трудах раскрывают понятие «учебная мотивации», различные подходы к повышению мотивации
к обучению в школе.
Объект исследования – учебная мотивация школьников.
Предмет исследования – формирование у учащихся положительной мотивации к учению.
Цель исследования – изучение формирования у учащихся положительной мотивации к учению.
Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1. Раскрыть понятие и сущность учебной мотивации, а также методы и приемы ее
формирования.
2. Провести констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.
3. Проанализировать результаты исследования формирования учебной мотивации
школьников.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию положительной
учебной мотивации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические – обобщение, сравнение, анализ, синтез; эмпирические – наблюдение, описание,
измерение, сравнение.
База исследования:
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы
исследования могут послужить основой для дальнейших разработок по данной тематике.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей.
3
Структура курсовой работы отвечает общей логике исследования и включает в себя введение,
основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников.
1.Теоретические аспекты формирования у учащихся положительной мотивации к учению
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
Мотивация учения выполняет особую роль в жизнедеятельности школьников, без нее
невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей.
Мотивация определяется как процесс движения к поставленной цели. С точки зрения Д. Б.
Эльконина, мотивация является «динамическим процессом психофизиологического управления
поведением человека, определяющей его ориентированность, организованность, активность»
[34, с. 10].
По мнению К. Обуховского, мотивация представляет собой не более чем ускользающую
теоретическую конструкцию [28, с. 44]. В то же время, многие ученые схожи в своих взглядах на
формирование учебной мотивации и рассматривают ее как источник активности. Ученый С.Т.
4
григорян мотивацию рассматривает как комплекс определенных типов побуждений: мотивы,
потребности, интересы, стремления, мотивационные установки, идеалы и пр. [9, с. 48].
Исследование мотивации является достаточно сложным и такая сложность обуславливается тем,
что ученик побуждается к учению совокупностью мотивов, которые, в свою очередь, как
обогащают взаимно, так и друг другу противостоят.
С точки зрения М. В. Матюхина, мотив представляет собой «побуждение человека к деятельности,
связанное с удовлетворением потребности человека» [22, с. 17].
По определению К. Обуховского, мотив − «вербализация цели и программы, которая способна
настроить конкретного индивида на начало определенной деятельности, что исключает
побудительный фактор из сферы мотивов» [28, с. 46].
По мнению А. А. Крымова, «мотив − реальный, а также обобщенный элемент, обуславливающий
целенаправленное поведение человека» [16, с. 26].
Проработал определение «мотив» А. Н. Леонтьев. Согласно его подходу, то, что побуждает
деятельность, направляет на удовлетворение потребности, именуется мотивом этой деятельности
[17, с. 128]. Мотив – это объект, отвечающий потребности и который ведет его к деятельности [26,
с. 128].
Как отмечает А. Н. Леонтьев, термин «мотив» менее универсален и вызывает больше споров, чем
термин «мотивация» [17, с. 134].
Учебная мотивация находит свое отражение в целях, преследуемых учащимся в учебной
деятельности. Цели учебной деятельности более отчетливо находят свое отражение в доведении
работы до конца или же в откладывании ее, в возращении к выполнению прерванных учебных
действий, в преодолении трудностей [17, с. 39].
В ходе деятельности ученика мотивация формируется, изменяется и перестраивается. В этой
связи, перед педагогами начальной школы стоит важная задача понимания учебных мотивов
младших школьников.
Если нет учебных мотивов, то это, ведет к снижению успеваемости, деградации личности, что
может привести к правонарушениям в подростковом возрасте.
С. Г. Литке считает, что мотивация учения – это «достаточно сложное мотивационное
образование, а уровень определяется эмоциональным выражением мотивов, которые
доминируют в данной системе» [20, с. 48].
С. Л. Рубинштейн большую роль придавал учению, считал, что в его основе лежит учебная
мотивация [30, с. 48].
Д. Б. Эльконин [34], В. В. Давыдов [11] внесли ценный вклад в понимание учебной мотивации как
ведущей учебной деятельности. Учебная деятельность - общественная по своему содержанию, в
ней усваиваются все достижения культуры и науки, накопленные человеком.
Таким образом, отечественные ученые представляют различные подходы к пониманию сущности
мотивов, что такое «мотив учебной деятельности», их осознанности, и их месту в структуре
личности.
5
Познавательная мотивация характеризуется отсутствием глубокого интереса к изучению какоголибо учебного предмета, но хорошо успевающих детей привлекают различные учебные
предметы. Если ребенок в ходе обучения радуется тому, что он что-то узнал, это все
свидетельствует о развитии мотивации учения у школьника, которая соответствует структуре
учебной деятельности.
По мнению ряда исследователей, у школьников преобладает к учебной деятельности
эмоциональный, а не познавательный интерес [33, с. 54]. Школьники постепенно осознают
результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа
поступка. Ребенок планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность.
Как отмечает Е. П. Ильин, к концу начальной школы многие учащиеся могут вносить коррективы в
учебную цель, если изменяется общий смысл деятельности [15, с. 21]. Наибольшее значение для
младших школьников имеет игровой мотив, проявляемый в традиционных детских играх, а также
в компьютерных.
Мотивацию достижения успеха можно охарактеризовать следующим: у детей с высокой
успеваемостью ярко выражается мотивация достижения успеха, то есть желание хорошо, верно
выполнить задание, достигать необходимый результат. В начальной школе такая мотивация часто
доминирует.
Немецкий ученый Х. Хекхаузен выявил мотивацию достижения успехов, определил, что «человек
руководствуется двумя типами мотивов, которые имеют связь с деятельностью, ориентированной
на достижение успеха: достижение успеха и избегание неудач» [33, с. 51]. При мотивации успеха
достижения связаны с положительными эмоциями.
А. К. Маркова полагает, что «мотивация достижения успехов является частным видом мотивации,
который содержится в деятельности учения, побуждает, вызывает активность школьника,
направляет его деятельность» [21, с. 96]. С точки зрения В. С. Мухиной, «в первом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авгусманова, Т. В. Управление деятельностью образовательной организации с учетом
перспективных тенденций образования в интересах устойчивого развития / Т. В. Авгусманова //
Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56. – С. 3-14.
6
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер,
2018. – 121 с.
3. Бакурадзе, А. Мотивация школьников: актуальные потребности и принципы их
удовлетворения или компенсации / А. Бакурадзе // Директор школы. – 2015. – № 10. – С.11-15.
4. Бирюкова, Е. Л. Роль структурного подхода в управлении образовательными
организациями / Е. В. Бирюкова // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 3. – С. 11-12.
5. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / под ред. Л. И.
Божович, Л. В. Благонадежиной; Моск. психол-социал. ин-т. – Москва : Моск. психол-социал. ин-т;
Воронеж: МОДЭК, 1972. – 365 с.
6. Вилюнас, В. К. Мотивация трудовой деятельности / В. К. Виханский//Киберленинка. – 2018.
– № 6. – С. 25-29.
7. Вокуева, А. С. Инновационное управление в образовательной организации /А. С. Вокуева
// Актуальные проблемы современной психологии и педагогики. – 2017. – № 6. – С. 27-32.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский; Моск. психолсоциал. ин-т. – Москва : Моск. психол-социал. ин-т, 2012. – 168 с.
9. Григорян, С. Т. Педагогика: учебник /С. Т. Григорян. – Москва : ЛИГА, 2017. – 218 с.
10. Дресвянникова, Т. Ю. Проблемы использования информационно-коммуникационных
технологий в управлении образовательной организацией / Т. Ю. Дресвянникова //
Информатизация образования: теория и практика. – 2015. – № 4. – С.82-85.
11. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Т. В. Драгунова, Л. Б.
Ительсон, А. В. Петровский; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Просвещение, 2015. – 288 с.
12. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / А.
П. Егоршин. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 378 c.
13. Ермолаева, О. Ю. Развитие младших школьников / О. Ю. Ермолаева // Педагогика. – 2017.
– № 3. – С. 12-16.
14. Жагарина, М. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / М. А.
Жагарина // Издательский дом «Первое сентября». – 2016. – № 4. – С. 10-13.
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Владос, 2016. – 210 с.
16. Крымов, А. А. Как действуют факторы мотивации /А. А. Крымов // Кадровик. Кадровый
менеджмент. – 2015. – № 7. – С. 26-29.
17. Леонтьев, А. Н. Педагогика / под ред. А.Н. Леонтьева. – Москва : Просвещение, 2014. – 318
с.
18. Лепешова, Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е.
Лепешова // Вестник образования. – 2016. – № 8. – С. 15-19.
7
19. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / под ред. А. И. Липкина,
Л. А. Рыбак. – Москва: Юрайт, 2016. – 189 с.
20. Литке, С. Г. Общая психология: учебное пособие / под ред. С. Г. Литке. – Челябинск, 2017. –
188 с.
21. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – Москва
: Педагогика,1983. – 64 с.
22. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / А.В. Матюхина. – Москва :
Просвещение, 1984. – 137 с.
23. Мескон, М. Мотивация в образовательном учреждении / М. Мескон // Молодой ученый. –
2016. – № 12. – С. 1355-1359.
24. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред.В. А. Сластенина.
– Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 184 с.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для вузов / В.С. Мухина. – Москва :
Академия 2015. – 518 с.
26. Наумов, В. Л. Мотивация/ В. Л. Наумов. – Москва : Высшая школа, 1995. – 207 с.
27. Немов, Р. С. Психология. Учебник / Р. С. Немов. – Москва: Просвещение, Владос, 1994. –
576 с.
28. Обуховский, К. Психология влечений человека: учеб. пособие /под ред. К. Обуховского. –
Москва, 1972. – 335 с.
29. Патрахина, Т. Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие / Т. Н. Патрахина. –
Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013. –123 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург :
Питер, 2016. – 45 с.
31. Сухомлинский, В. А. Педагогика: учебник / под ред. В. А. Сухомлинского. – Москва : Наука,
2015. – 210 с.
32. Фетискин, Н. П. Диагностика учебной мотивации школьников/Н. П. Фетискин //
Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 18-24.
33. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / под ред. Х.Хекхаузен. – СанктПетербург: Речь, 2001. – 240 с.
34. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте /
Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 6-20.