Фрагмент для ознакомления
2
Введение Одной из основных задач сегодняшней школы является формирование у младших школьников способности воспринимать красоту человека, природы предметного мира созданного и, развитие потребности в нравственно - эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира. В настоящее время художественно-эстетическое воспитание также рассматривается как целенаправленный процесс формирования активной творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценки прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам
3
красоты». Актуальность проблемы художественно-эстетического развития на социальнопедагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса. Выделение проблемы становления художественно - эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности школьника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2), создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественно-эстетического развития школьников средствами хореографии 1.1. Художественно- эстетическое развитие школьников как актуальная проблема Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно та жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были эстетические впечатления и переживания, которые способствовали оформлению у человека целостного восприятия, как мира, так и себя самого. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши - красотой и физическим развитием, рост молодежи - красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия. Художественно-эстетическое воспитание формирования определенного художественно-эстетического отношения к действительности. Это обобщенное, краткое определение по словарю. Но, когда начинаешь глубже интересоваться проблемами художественно-эстетического воспитания, то сразу возникают множество вопросов: «Откуда же оно берет начало?», «Что за это наука эстетика и что она изучает?», «Какую роль играет художественно-эстетическое воспитание в формировании личности?» и т.д. [32,14].
4
1.2. Теоретико-методическая основы формирования художественно-эстетической культуры в процессе слушания музыки В.А. Сухомлинский писал: «Нет, и не может быть какого-то единственного всесильного метода, которое мог бы обеспечить успех воспитания и в то же время компенсировать недостатки, слабые места в других сферах воспитательного воздействия. Художественно-эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательные (воздействия на духовный мир), влияния красоты ослабляется и может быть сведено на нет. Каждое воспитательное воздействие на духовный мир ребенка приобретают воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия» [23,54]. Художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни порождает проблему взаимодействия методов художественного воспитания с общими методами педагогического воздействия. Художественно-эстетическое воздействие воспитания на ребенка, как показывают исследования ученых, психологов начинается практически с его рождения. Решающее воспитательное влияние оказывает на него наиболее сильное впечатление. В период раннего детства этот процесс протекает стихийно. В семье, где интересуются искусством, у детей формируется художественный вкус, развивается художественно-эстетическое восприятие. В семьях, в которых искусство не пользуется большой популярностью, формирование художественного вкуса часто зависит от вещей случайных. Невысокий уровень художественно-эстетического развития художественного вкуса у некоторых детей объясняется тем, что более или менее организованное, целенаправленное художественное педагогическое воспитание начинается лишь с детского сада. Если нет целенаправленного воспитания, иногда случается то, что в определенные возрастные периоды в эстетическом воспитании ребенка образуется брешь, который нередко заполняются впечатлениями малохудожественными, формирующими низкий художественный вкус, задерживающее не только общее и художественно-эстетическое развитие детей, но и ослабляющий нравственное развитие детей. В едином процессе формирования нового человека художественное и художественно-эстетическое воспитание неразрывно связаны. Первое является средством второго, цель последнего - всестороннее художественно-эстетическое развитие личности. Поэтому решающую роль в эстетическом становлении личности играет методы собственно- художественного
5
воспитания. Рассмотрим вопрос о взаимодействии методов художественного воспитания и педагогического воздействия. К методам собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести критическое обучение детей тому или иному виду искусства. Известно, что большинство педагогов рассматривали обучение вообще в. качестве главного метода воспитания (ЯЛ. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др. Приобретая знания, ребенок, так или иначе, использует их в своем поведении, в своей деятельности. Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию художественно-эстетической культуры младших школьников в процессе слушания музыки 2.1. Диагностический этап опытно-поисковой работы Для того чтобы управлять процессом формирования художественно-эстетической культуры , надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности нравственно-эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа. Опытно-экспериментальная работа проводилась в вокальной студии. Обследованная группа составила 30 детей млдашего школьного возраста. В контрольную группу вошли 15 детей учащиеся 2 «А» класса , в экспериментальную так же 15 человек учащиеся 2« В» класса. Избирательность при подборе детей отсутствовала, брались дети, которые хотели принять участие в данном исследовании. Все применяемые методики были подобранными специально с учетом возраста детей. Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку»[67]. Цель – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах. В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений: 1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»; 2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;
6
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других? Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались: высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла); средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла); низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл). Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны на диаграмме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы 1. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 030700 - Музыкальное образование / Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. ; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. - М. : Музыка, 2006. - 336 с. 2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 030700 - Музыкальное образование / Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. - М. : Академия, 2004. - 336 с. 3. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. - М., 2016. 4. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 030700 - Музыкальное образование / Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. - М. : Академия, 2002. - 416 с. 5. Беляев А.В. Эстетика: Словарь. - М., 2019. 6. Беляева Л. С. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе : Учебно-метод. пособие / Беляева Л. С., Трудков А.
7
М. ; М-во образования РФ,МГПИ. - Мурманск, 2000. - 83 с. 7. Брожик В.А. Эстетика на каждый день. - М., 2015. 8. Булатова (Задорина) О. С. Искусство современного урока: учеб-1. ное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2008. 3-е изд. 254 с. 9. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действитеьности. - М., 2015. 10. Гурин Ю. В. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 11. Дивненко О.В. Эстетика. -М., 2015. 12. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 256 с. 13. Задорина О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. 245 с. 14. Зубатюк В.М. Воспитание эстетической восприимчивости у детей // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С.21. 15. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 2015. 16. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М., 2015. 17. Коган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 2016. 18. Кожара Е. В. Педагогическая режиссура как практическая психология. Развитие. Обучение. Уклад школы. Речь. Мышление. М., 2010. 19. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с. 20. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 21. Методологическая культура педагога-музыканта : учеб. пособие для студ.вузов, обуч. по спец. 030700-"Муз.образование" / Э. Б. Абдуллин [и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. - М. : Академия, 2002. - 272 с. 22. Модели уроков современной дидактики в образовательных учреждениях / под ред. д.п.н., проф. Л. П. Ильенко. М., 2007. 23. Музыкальная эстетика: Краткий курс лекций / Авт. – сост. Г. И. Шевченко. –
8
Мурманск: МГПИ, 2009. – 81 с. 24. Обухова Л.Ф. Возрастня психология. - М., 2016. 25. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999. 26. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. 27. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991. 28. Поташник М. М. Требования к современному уроку. М., 2007. 29. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.,2017. 30. Сердюк Л. В. Методы театральной педагогики: от практической деятельности — к учебному исследованию // Среднее профессиональное образование. 2006. No 3. С. 25- 28. 31. Симонова П. С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 142-146. — URL https://moluch.ru/archive/188/47684/ 32. Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестник высшей школы. 1987. No 6. С. 34-38. 33. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991. 34. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1. 35. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.,2016. 36. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976. 37. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c. 38. Шпагин М.В. Досуг в кругу семьи: интеллектуальные игры и задачи, занимательные истории, самоделки. - М.: Профиздат 2017- 304с. 39. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 2016.