Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Складской логистикой называют комплекс мероприятий по управлению размещением товаров, их хранению, восстановлению запасов и отгрузке для дальнейшей реализации. Этот раздел логистики находится в постоянном развитии, поскольку одним из ключевых его принципов является анализ действующих логистических решений и разработка мер, способных повысить их эффективность.
Помимо аналитической, к ключевым задачам организации эффективной работы складов относят:
- определение физических параметров и расположения складских помещений, позволяющих максимально эффективно использовать доступную площадь и коммуникации;
- оптимизацию логистических процессов внутри склада, разработку мер по рационализации трафика используемой для подвоза грузов техники;
- подбор или разработку оптимального метода и условий хранения для каждой группы товаров, представленной на складе.
Складские логисты предприятий работают над оптимизацией следующих процессов:
- Общая организация работы площадок складирования и действенного учета материальных средств.
- Создание ассортимента товаров на основании спроса, изучение изменений тенденций отгрузки или поставки грузов.
- Снижение простоев в работе склада. Преимущественно относится к организации работы персонала, занятого в погрузке/разгрузке товаров.
- Оптимизация транспортных расходов.
Цель исследования - расчет показателей эффективности складской логистики на примере ООО «Сделай своими руками Северо-Запад».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты показателей эффективности складской логистики;
2) совершить расчет показателей эффективности складской логистики на примере ООО «Сделай своими руками Северо-Запад»
Объект исследования – ООО «Сделай своими руками Северо-Запад»
Предмет исследования – расчет показателей эффективности складской логистики на предприятии.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты показателей эффективности складской логистики
1.1 Эффективность складской логистики
Склад – важная часть любого бизнеса. От того, как будет организована логистика складской деятельности, зависит многое: скорость доставки товара клиенту, точность выполнения заказа, сохранение продукта в надлежащем виде. Поэтому грамотное управление всеми процессами и организация четкой структуры складской логистики является ключевым компонентом хорошей работы склада.
Основная задача склада – хранение товара, продукции или сырья, из которого она производится. Чтобы товар не залеживался и не портился, как можно быстрее поступал к потребителю, а нужный ассортимент был всегда в наличии, запасами нужно грамотно управлять. Для этого и потребуется организация эффективной системы складской логистики. К её функциям относится:
- выбор, организация и поддержание необходимых условий в складских помещениях;
- формирование ассортимента. Запасы должны состоять из востребованной продукции, которая скоро отправится к заказчику. Нельзя допускать недостатка или переизбытка при хранении каких-либо товаров;
- приемка товаров на склад и их отпуск. Если процесс организации складирования налажен плохо, то в работе возникают простои, а время доставки – увеличивается, что сказывается на эффективности логистики;
- унитизация – это услуга по объединению мелких партий товаров в крупные, которые поставляются оптовым клиентам или крупным заказчикам;
- оптимизация складской логистики – внедрение решений, электронных и автоматизированных систем, которые снижают расходы на хранение запаса продукции и обслуживание склада;
- оценка эффективности всей системы работы склада и рациональное использование помещений.
Поэтому понятию «складская логистика» можно дать такое определение – эффективное управление работой склада и её оптимизация. На первый взгляд, в этой отрасли нет ничего сложного. Но даже в небольшом помещении непросто правильно организовать пространство для хранения и работу, не говоря о складах, площадь которых достигает нескольких тысяч метров.
Складские помещения можно классифицировать по следующим признакам:
- целевое назначение – заводские или цеховые склады для хранения сырья, для краткосрочного и долгосрочного хранения, для перераспределения и комплектации груза, для создания запасов продукции на случай непредвиденных ситуаций;
- вид продуктов хранения – сырьё для производства, комплектующие для сборки изделий, готовая продукция или отходы и остатки производства;
- тип постройки – одноэтажные и многоэтажные склады, закрытые, открытые и склады под навесом;
- размеры и высота потолков складских помещений – от 3 до 24 метров и более;
- тип условий хранения – общие и специализированные, емкости и резервуары для жидкостей, помещения для хранения опасных продуктов и веществ;
- степень оснащенности автоматикой для управления складской логистикой – неавтоматизированные, частично автоматизированные, системы с полной автоматизацией;
- принадлежность и количество пользователей – арендуемый или собственный склад, склад для различных компаний и организаций: посредников, производителей, торговых точек, коллективного и индивидуального пользования;
- возможность перевозки грузов – железнодорожные и портовые, которые оснащены системой специальных механизмов, позволяющих осуществить загрузку на ж/д состав и корабль, автомобильные.
Классификацию по любому из этих параметров можно встретить часто, но единой унификации складов на законодательном уровне в России фактически не существует.
Иногда применяется западная система, которую предложили в консалтинговой компании Knight Frank. Она учитывает множество факторов – от материалов, из которых построен склад, до наличия системы безопасности, автономной котельной и электрического генератора. Включает в себя четыре класса:
А+ и А – самые современные и функциональные;
B+ и B – своеобразный класс «люкс»;
С – это простое производственное помещение или утепленный ангар;
D – к этому классу можно отнести гаражи, подвалы, холодные ангары и другие виды складов.
Для того чтобы любая система функционировала слаженно, необходимо продумать все нюансы. Это же правило работает с организацией работы склада. Все процессы складского учета, начиная от заказа, хранения и заканчивая отгрузкой и доставкой товара, должны быть прозрачными, чтобы управление складской логистикой осуществлялось максимально оперативно и эффективно.
Организацию логистики складской деятельности можно разбить на семь этапов:
- Выбор подходящих складов.
- Аренда или строительство складских помещений.
- Подбор системы складирования.
- Оборудование и планировка.
- Персонал.
- Начало работы.
- Контроль и оптимизация функционирования всей системы логистики.
Складская логистика - это самостоятельная область знаний, которая имеет свой предмет и объект исследования и относится к основным логистическим действиям. Ведущей областью применения его усилий является сфера сбыта продукции, поскольку вся логистика дистрибуции продукции начинается со склада. Складская логистика наделена рядом особенностей. Чтобы их определить, необходимо выявить определенные цели и задачи, принципы и функции. Основным назначением складской логистики инновационно-сервисного типа является стремление снизить затраты потоке товаров на основе минимизации риска возможных потерь при реализации инновационного и сервисного потенциала логистической системы. Максимальное влияние на возникновение риска оказывают соответствующие обстоятельства: неопределенность ситуации на рынке, низкая степень организации международных взаимоотношений, политические решения (санкции) и частота разногласий.
Реализовывать систему управления необходимо с учетом постепенного перехода от вертикальной к горизонтальной интеграции. Для обеспечения рентабельного функционирования и достижения высоких результатов складская логистика должна рассматриваться как неотъемлемая часть всей логистической системы. В свою очередь, логистическая цепочка связана с каждым компонентом связи с общими целями, проблемами и перспективами развития. Результатом использования горизонтальных и интегрированных коммуникаций является рациональное и качественное управление складской логистикой. Складская логистика - это область, где все внутренние резервы и резервы сосредоточены вместе, что в конечном итоге приводит к положительному результату, то есть снижению неценовых затрат и консолидации всех требований к хранению. Важную роль играет «реструктуризация» от стандартного подхода в складской логистике до инновационных методов решения логистических задач. Основными инновационными подходами в «реструктуризации» могут быть модели рационального распределения и потребления ресурсов, высокотехнологичные модели управления резервами, аналитические методы распределения поставщиков, электронная коммерция и т. д.
Очень важно понимать характеристики, которые являются частью системы логистических информационных потоков. Особый акцент делается на способность развивать ситуацию в цепочке поставок на основе полученной информации, понимать «природу» тенденций рынка снабжения и финансовую составляющую поставщиков. Информационные потоки, как правило, влияют на обеспечение выполнения заказа точно в срок в соответствии с ожиданиями клиента, а также на точность, достоверность и своевременность выполнения поставок. Рассмотрение вышеперечисленных подходов можно рассматривать как «почву» складской логистики инновационного и сервисного типов, которая даст ясность ранее разработанным и утвержденным методологическим принципам логистики.
Первым из них является применение принципа системного подхода, который возникает, когда осуществляется ссылка на взаимодействующие и взаимосвязанные компоненты логистической системы для достижения общей цели. Особенностью системного подхода является стремление оптимизировать функционирование логистической системы в целом, а не отдельных ее элементов. Еще один принцип суммарных затрат - это принцип учета при проектировании систем в логистике в совокупности затрат на материальные, информационные, экономические и сервисные потоки. Критерий минимума общих логистических затрат выбирается, как правило, при оптимизации логистических систем и цепочек поставок.
Говоря о функциях складской логистики типов инноваций и услуг, мы можем рассмотреть их с точки зрения распределения потоков оборота, выявления координации, оптимизации, интеграции и сотрудничества с ними. Проблема складского хранения отражает то, как та или иная функция адаптируется к складской операции типа услуги. Изучая предыдущее утверждение, стоит обратить внимание, что функционирование складской логистики инновационных и сервисных видов формирует финансовые и сервисные выгоды.
Обеспечение снижения общих логистических затрат при реализации инновационных схем управления экономическими потоками в системе распределения обусловлено экономическими выгодами в отрасли. Реализация сервисных преимуществ складского хранения обусловлена формированием рыночного ассортимента из спроса покупателей, приближением запасов к рынку и приобретением различных видов грузовых перевозок. Но, несмотря на это, сервисное преимущество складской логистики инновационного типа обслуживания не всегда сопровождается снижением затрат на сырье. В настоящее время любой квалифицированный менеджер компании думает о перспективах развития бизнеса, методах и вероятностях увеличения продаж, но каждая достигнутая цель добавляет новый вопрос в области логистики, который нельзя не беспокоить [8].
Это неудивительно, потому что вопросы логистики на фабриках и предприятиях всегда устранялись и становились второстепенными, поскольку затраты на логистику компенсировались увеличением маржи. Но с развитием инфраструктуры усиливается конкуренция на рынке товаров и услуг, Россия вступает в ВТО, и руководители компаний начинают интересоваться уровнем затрат на отдел логистики. Директора и начальники начали осознавать важность логистических операций и ставить их на более высокий уровень, поскольку оптимальность и эффективность складирования на уровне склада играет далеко не второстепенную роль. Поставка, производство, распределение вспомогательных материалов, производство готовой продукции и ее распределение в определенных центрах и складах занимает первое место. В дальнейшем, в течение 2-3 лет, будет структурирована конкуренция с российскими цепочками поставок и хорошо отлажены логистические сети иностранных холдингов, подняв стандарты логистических услуг на новый уровень после прибытия в Россию и обеспечив захват до 25 % доли рынка.
Прежде всего, они думают о продажах предприятия и складских запасов, когда планируют расширяться в 2-3 раза. В то же время проблемы склада считаются надуманными, и все происходящее структурное расстройство - это не только «посредственное» отношение, компетенция менеджера склада и его неспособность правильно управлять складом. Нерешенные организационные проблемы, проблемы с ротацией персонала, внутренние складские проблемы и т. Д. Остаются на любом складе. Но значительную роль в складской ситуации играют связанные логистические процессы: закупка, дистрибуция, хранение, продажа, транспорт. Вот почему для того, чтобы начать радикально менять систему хранения, необходимо рассчитывать каждый шаг, каждое действие и последствия всех шагов оптимизации, иначе - последствия и тоги могут быть плачевными и разрушительными не только для производства, но и для продажи компании [11].
Существует 5 последовательных шагов по оптимизации склада:
1) провести логистический аудит склада;
2) спроектировать существующий склад;
3) автоматизировать складские бизнес-процессы;
4) разработать систему регулирования, мотивации и отчетности склада;
5) тиражировать систему управления складом, перевести складскую логистику на аутсорсинг.
Профессиональный дизайн складского комплекса стоит больших денег, поэтому сегодня не многие компании готовы нести такие расходы, однако потери от ошибок в работе на этапе эксплуатации обходятся компаниям еще дороже. Самостоятельное проведение такого мероприятия, как проектирование складских комплексов, требует профессиональных знаний и навыков, поскольку именно практические знания позволят достаточно точно описать требуемые параметры и рассчитать решение многих задач склада. Таким образом, процесс проектирования хранилищ носит циклический характер: до 5 интеграций в зависимости от сложности объекта, а общее количество вариантов достигает 20. Только 2-3 наиболее удачных и альтернативных варианта. Отвечая на максимальное количество вопросов, представляющих интерес для будущего хранения, мы экономим не только на этапе строительства, но и позволяем значительно сократить эксплуатационные расходы при обслуживании склада.
В свою очередь, склад обслуживается за счет предоставления ряда категорий, таких как возможность обслуживания крупногабаритного оборудования, быстрое получение складских документов, меньший пробег склада, вместимость склада, скорость разгрузки и отгрузки, обслуживание клиентов различных категории (оптовые и мелкие оптовики) и др.. Проектирование складской логистики конструктивно позволяет учесть все особенности деталей и параметров внешней инфраструктуры склада, требования бизнес-стратегии, в результате строится вариант построения склада, где этапы внедрения будут приносить значительную дополнительную прибыль. Непрерывная оптимизация и анализ запаса ежемесячных событий способствуют в среднем пятипроцентной оптимизации пространства. Без точных методов расчета оптимальных запасов в магазине и на складе невозможно добиться высокого рейтинга, поскольку это приводит к совместной работе поставщика и клиента. Финансовая мотивация работников на дополнительную работу является одним из первых средств повышения эффективности работы склада [7].
Для удобства сотрудников и начальника склада целесообразно оборудовать конечные точки, которые позволят сотрудникам отслеживать работу каждого изменения в режиме онлайн в течение отработанного периода. Именно в такой системе работник заинтересован в повышении показателей, от которых зависит его заработная плата. В заключении отметим, что в настоящее время сфера бизнеса переживает благоприятные времена. Благодаря внедрению современных и эффективных технологических решений в сферу логистики, которые способствует приобретению повышенных показателей и роста влияния на рынке.
1.2 Расчет показателей эффективности складской логистики
Совершенствование логистических бизнес-процессов или складской логистики заключается в проведении анализа системы логистики предприятия «как есть»: описание складских процессов, разработке регламентов и разработке модели складских процессов «как