Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изобразительная деятельность детей является одним из необходимых условий активного познания окружающей действительности. Воспроизведение красоты окружающего мира, выражение личного отношения к этой красоте художественно-выразительными средствами достигается благодаря овладению определенной суммой изобразительных знаний, умений и навыков, благодаря художественным способностям, сформированному интересу к изобразительному искусству, эстетической потребности и творческой деятельности.
Цвет в развитии ребенка является одним из активных факторов не только психологического, но и физиологического воздействия. В связи с этим перед педагогом изобразительного искусства стоит важная задача - развить потенциальные творческие способности через активизацию их продуктивной познавательной деятельности.
Развитие навыков художественного восприятия, умение пользоваться цветом как средством художественного выражения - важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением. Изучение цвета способствует формированию личных чувств в отношении к природе, людям, обществу.
Таким образом, приобщение детей к культуре цвета является важной педагогической проблемой.
Цель исследования - разработать и реализовать систему методов и приёмов в обучении учащихся основам цветоведения.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников основам цветоведения.
Предмет исследования - методы и приёмы организации обучения основам цветоведения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительно-художественного творчества в начальной школе;
- рассмотреть практические аспекты формирования практических умений и навыков по теме «Основы цветоведения».
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительно-художественного творчества в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе
Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый биохимический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.
Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.
Рассмотрим видимый спектр хроматических цветов. Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо "цветных" цветов мы также распознаём и "не цветные", "чёрно-белые" цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне "белый - чёрный" называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным - чёрный.
Рассмотрим ахроматические цвета.
Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях "тон" и "оттенок". Так вот, цветовой тон - характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет - это тон, красный цвет - это тоже тон. А оттенок - это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой - оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) - по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
Что такое яркость цвета? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету, отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.
Интенсивность - преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).
Такая "подмена" понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.
Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.
Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну, во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.
И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.
Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.
Что нам позволяет понять хроматический круг?
1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:
Красный
Жёлтый
Синий
2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:
Зелёный
Оранжевый
Фиолетовый
Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).
3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:
Жёлто-оранжевый
Красно-оранжевый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зелёный
Жёлто-зелёный
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.
Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.
Яркость цвета — характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного тона на фоне других. Это относительная характеристика, ее можно познать только в сравнении. Сложные оттенки, с примесью серого или коричневого создают необходимый контраст, чтобы наш глаз выделял наиболее подходящие под это определение тона.
Яркими тонами называются оттенки, приближенные к чистому спектру. Если поверхность материала отражает ту или иную волну (с) с наименьшим ее искажением, то мы считаем, что данный тон — яркий.
Примесь белого или черного незначительно влияют на яркость цвета. Так бордовый может быть достаточно ярким, как и светло-желтый. Желто-зеленый — тоже броский тон, как промежуточная длинна волны между зеленым и желтым. Каждый спектр имеет свою светлоту: яркий желтый — самый светлый; самый темный — синий и фиолетовый.
Промежуточными являются: голубой, зеленый, розовый, красный.
Это утверждение верно в том случае, если рассматривать линейку оттенков одного цвета. Если же выделять наиболее яркий оттенок среди других тонов, то более яркими будут цвет как можно больше разнящийся по светлоте с остальными.
Яркие оттенки задают контраст с более тусклыми, темными или светлыми, за счет чего мы считаем сочетание насыщены, выразительным
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.
М.В. Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.
Занятия по обучению цветоведению диктуют учителю целый ряд задач, углублящие и обогащающие представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми. Эти вопросы и будут рассмотрены в следующем пункте данной курсовой работы.
Некоторые художники считают, что знания теории живописи вредит им, становиться обузой, в свободном творчестве. Стоит задумываться, не вредят ли научные знания во вред художнику? Не вредят ли они ощущению и прелести живописи? На наш взгляд, думается, что нет. В истории искусства, искусствоведения, теоретических исследованиях ученных в том числе философов, чья практика связана, с реалиям и категориями эстетики художников, накопивших практический опыт в непосредственно творческой работе понятия « колорит» и воззрениях о прекрасном, чувственном но не осязаемом. Русский физик Ф.Ф. Петрушевский считал, что колорит предпочтительно считается живописным термином. Однако мы даем вольную характеристику ощущениям, возникающим при созерцании явлений природы, ковра, архитектурного ансамбля и прочее. Охотно используют этот термин, определяя музыкальный колорит. Часто говорят национальном колорите. А как в отношении колоритной личности?
Что означает понятие «колорит»?
Краткий словарь терминов изобразительного искусства» определяет понятие «колорит» следующей трактовкой: «Колорит в живописи - это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».
Большой энциклопедический словарь трактует колорит как систему цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Он является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, который может быть теплым, холодным, спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и использовании тональных отношений, рефлекса и валёра.
На протяжении многих столетий художники-педагоги уделяли данной проблеме большое внимание. Например, Джошуа Рейнолдс считал, что «Колорит решает первое впечатление, которое производит картина: в зависимости от него зритель, идущий по галерее, остановится или пройдет мимо Н.Н Волков, рассуждая на тему понятия о колорите в своей книге «Цвет в живописи», пишет о том, что колорит – цветовая целостность картины, все пятна цвета которого влияют друг на друга, дополняя образ, каждое пятно взаимодействует друг с другом. Алексеев рассматривал колорит вкупе с цветом. Понимание колорита и цвета различия их: картин большое количеств, но колористически они все несхожи. Колорит по его мнению система, которая обладает единством, целостностью, поэтому важно понять, чем обусловлено цветовое единство системы, в силу каких признаков она воспринимается едино-целостно. Этот вопрос и составляет одну из основных задач работы. Таким образом колорит зависит от цвета, его качества и физических характеристик, сочетания отдельно взятых колористических групп и их комбинаций. Дополняя и раскрывая, суть колорита необходимо не забывать, что колорит будет видоизменятся при условиях различного освещения.
В соответствии между цветом и светом. По у
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2014.
3. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
4. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.
5. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.
6. Костерин Н.П. Учебное рисование: - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.
8. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.
9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 - М.: Дрофа, 1997.
10. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 - М.: Дрофа, 1997.
11. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. - М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.
12. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. - Книга для учителя: Просвещение, 1991.
13. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. - Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
14. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука, Флинта, 1999.
15. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2020.
16. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. - М.: Просвещение, 2014
17. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980.
18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998.
19. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000
20. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.
22. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.