Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития нашей страны происходят широкомасштабные социально-экономические, политические, культурные изменения, что приводит к обострению общественных противоречий, переосмыслению ценностей, норм и законов морали. Следствием являются различные деформации в становлении личности и увеличение количества отклонений в поведении, в том числе в различных формах проявления агрессии. В связи с этим актуальной является потребность в поиске ответа на вопрос, почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы взять под контроль деструктивное поведение или предотвратить ее. Рост агрессивных тенденций в современной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
В последнее время изучение феномена агрессии – одно из наиболее популярных направлений в психологии. Причиной этому является резкое повышение уровня агрессии в обществе. Агрессия, насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, которые стоят перед человечеством на пороге нового тысячелетия. На вопрос о причинах и мотивах агрессивного поведения людей лучшие давно пытались ответить такие науки как философия, поэзия, религия, но только в нашем столетии данная проблема является объектом научного исследования.
Природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать во взаимодействии людей. Несомненно, существуют и другие факторы, оказывающие существенное влияние на агрессивное поведение. Но по определению агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия.
В связи с вышеизложенным, изучение и осмысление психологических особенностей развития и динамики агрессивного поведения в направлении методов дифференцированного воздействия на поведение личности.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается.
Подросток, который испытывает агрессивность, становится, замкнутым, тревожным, испытывает чувство апатии и ненужности в обществе. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения беспокойства, одним из ключевых параметров индивидуальных различий. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии и тревожности у подростков делают проблему исследования одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Следовательно, необходимость определения психологических причин агрессивности, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.
Объект исследования: личная тревожность и агрессия.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков.
Цель исследования: анализ взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ проблем агрессии и тревожности в современной психологии.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи личной тревожности и агрессивности у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ, психологическое тестирование.
Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов: принципы детерминации поведения и психики, социальной обусловленности личности, системности, целостности и иерархической организации психических процессов, их пластичности, а также единства личности и деятельности.
1. Теоретический анализ проблем агрессии и тревожности в современной психологии
1.1. Понятие агрессии и агрессивности
Термины «агрессивность» и «агрессия» не тождественны, они по-разному трактуются учеными. Так, «агрессия» рассматривается как врожденная реакция человека для «защиты территории, которую она занимает» как стремление к господству; реакцию человека вражескую ее окружающую действительность и др. 30, с. 7.
Под агрессивностью понимается свойство человека, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций.
Анализ различных подходов к трактовке понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» позволил прийти к выводу, что в научной психологической литературе не существует их общепринятого понимания.
Систематизируя научной литературе можно выделить следующие подходы к рассмотрению природы агрессии: биологические (К. Лоренц), физиологические (Ф. Ервин, П. Карли), психологические (А. Адлер, Л. Берковиц), социальные (А. Бандура), ситуационные (Д. Креч, А.О. Реан) и др.
Важную роль в определении путей коррекции агрессивного поведения играет выяснение факторов, способствующих возникновению агрессивных реакций 1, с. 54.
К факторам, которые способствуют возникновению агрессии можно отнести:
- социально-экономическую и политическую организацию общества;
- нормы поведения, задаваемых социальными условиями;
- наличие соматических и психических заболеваний,
- физические условия окружающей среды,
- характер и система воспитания в семье,
- условия микросреды,
- влияние средств информации и компьютерных игр,
- возрастные и индивидуально-психологические особенности человека и тому подобное 24, с. 35.
По мнению А. Басса и А. Дарки необходимо разделять понятия «агрессии» и «враждебности»: как реакцию, которая развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Поэтому исследователи выделили следующие виды реакций:
- физическую агрессию - использование физической силы против другого человека;
- косвенную - агрессия косвенным путем направлена на другого человека;
- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, несдержанность);
- негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и мнимые действия;
- подозрительность - диапазон от недоверия и осторожности в отношениях к людям убеждениям в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств в форме крика, а также через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
- чувство вины - возможное мнение субъекта о том, что он плохой человек, действует неправильно и испытывает в связи с этим муки совести 3, с. 62.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любое качество, она имеет разную степень проявления: высокую, среднюю и низкую. Каждой личности присущ определенный уровень агрессивности, отсутствие ее как качества приводит к пассивности, конформности, а, например, чрезмерная агрессивность ведет к конфликтности. Сама по себе агрессивность не является для человека социально опасной, она лишь порождает внутренние проблемы самой личности 8, с. 57.
Исходя из этого агрессивные проявления можно разделить на два типа:
- мотивационную агрессию, как самоценность;
- инструментальную как средство.
Стоит отметить, что и первая и вторая агрессии контролируются сознанием, а вне ее проявляются в форме гнева, враждебности и тому подобное.
Таким образом, агрессия в качестве внутренней побудительной тенденции представляет собой неотъемлемую часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность же, являясь индивидуальной особенностью, представляет собой склонность конкретного человека к проявлению данной тенденции в конкретных внутренних и внешних действиях. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивных тенденций является оценка поведенческих проявлений 2, с. 115.
Агрессивное поведение может быть проявлением психологической защиты, кроме того удостоверять необходимость интенсификации этой защиты. Е. Фромм считает, что существуют два вида агрессии - «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер 27, с. 91.
Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия характеризуется деструктивностью, жестокостью; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В связи с этим многие авторы разделяют понятия «агрессии» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» 7, с. 95.
Понятие «психологическая защита» впервые появилось в 1894 г. В работе Фрейда «Защитные нейропсихозы». Согласно Фрейду, защита провоцируется тревогой. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: во-первых, они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана, и, во-вторых, они искривляют, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Также известно, что люди редко пользуются одним определенным механизмом защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.
В отечественных научных кругах существуют следующие наиболее распространенные определение «психологической защиты»:
психическая деятельность, направленная на спонтанное уничтожение последствий психологической травмы;
случаи отношения личности больного к травмирующей ситуации или впечатляющей его болезни;
способы переработки информации в головном мозге, блокирующие опасную информацию;
механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не в состоянии адекватно оценить ощущение тревоги, вызванное внутренним или внешним конфликтом и не может бороться со стрессом;
механизмы компенсации психологической недостаточности;
пассивно-охраняющие формы реагирования в патогенной жизненной ситуации;
динамика системы установок личности в случае конфликта установок;
специальная регуляторная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с пониманием конфликта 12, с. 76.
Можно заметить, что в приведенных примерах «психологическая защита» всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и т.д. Причем спецификация этой части идет не по объему, а через задания целей и функций
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверьянов, В.В. Психологическая травма как патогенный фактор развития личности /В.В. Аверьянов // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого международного форума (СПб., 5-7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш, С. А. Чернышевой. – СПб.: Книжный Дом, 2006. – С. 52-57.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.
3. Басс, А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. – 1967. – № 3. – С. 60–67.
4. Березин, Ф. Б. Мир вокруг ребенка /Ф.Б. Березин.– М: Просвещение, 2015. – 260 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Спб. Прайм – Еврознак, 2002. – 512 с.
6. Бочаров, В.В. Антропология возраста: учебное пособие /В.В. Бочаров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 196 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ридардсон. – Спб. : Изд – во Питер, 1999. – 352 с.
8. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М: ЧеРо, 2006. − 336 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005 – 512 с.
10. Головей, Л.А. Развитие субъекта деятельности, профессиональное самоопределение и саморазвитие /Л.А. Головей // Проблемы общей акмеологии / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – С. 36-84.
11. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология: Курс лекций /Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 2005. – 296 с.
12. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. Прихожан. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012 – 421 с.
13. Зинченко, В. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) / В. Зинченко // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 56–64.
14. Ильин, Е. Эмоции и чувства: монография / Е. Ильин. – Спб. : Питер, 2002. – 752 с.
15. Карпинская, Т. Основные методы и приемы предупреждения и контроля агрессивного поведения / Т. Карпинская // Психология и общество. - 2010. - № 4 (42). - С. 104-110.
16. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2015. – 335 с.
17. Левитов, Н. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Левитов // Вопросы психологии. –2007. – № 6. – С. 38-58.
18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 511 с.
19. Налчаджян, А. Агрессивность человека: монография/ А. Налчаджян. – СПб: Питер, 2012. – 736 с.
20. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд /Р.С. Немов. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. – 608 с.
21. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер , 2016. − 583 с.
22. Психология личности: функционирование самосознания и поиск смысла жизни: учебно−методическое пособие: в 2 ч. / Е. Г. Богдан ; рец.: Е. Л. Малиновский, С.Л. Ящук; УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2017 − 232 с.
23. Рогов, Е.И. Психология человека /Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.
24. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 35-40.
25. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги /Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М: Наука. 2014. – С. 12-24.
26. Степанова, Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная Акмеология / Е.И. Степанова. – СПб.: Изд-во С.-Пстерб. ун-та «Алетейя», 2011. – 228 с.
27. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности: монография/ Э. Фромм. – М. : Республика, 1994. – 385 с.
28. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраст: монография / И. А. Фурманов. – М.: НИО, 1997. – 198 с.
29. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте/Ю.Л. Ханин. – М., ФиС, 2010. – 520 с.
30. Шебанова, С.Г. Профилактика и коррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения: дисс. ... канд. псих. наук : 19.00.07. / С.Г. Шебанова. – Херсон, 2000. – 212 с.