Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Реформирование и совершенствование преподавания классического танца основывается на новых идеях и технологиях, формах и методах его преподавания, с целью не только творческого и профессионального развития личности, но и передачи через танец достояний новой эпохи, новых, присущих ей внутренних мотивов и ценностей.[5]
Законы хореографического искусства, заложенные в классическом танце, представляют собой универсальную основу для других танцевальных направлений, несут в себе отпечаток всех эпох, от средневековой философии и елигии до современности, поэтому классический танец, и сегодня и в прошлом, остается одновременно одним из самых спорных и самых востребованных явлений в искусстве. По мнению Антонио Арена, танец есть утеха превеликая. [3]
В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.
Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания.
В хореографии под методом понимается совокупность способов привития умения выражать чувства инструментом танца и приемов познавательной деятельности. Относительно классического танца - это методика достижения точности исполнения движений. Школа классического танца является системой воспитания человеческого тела на профессиональном уровне. Современные методики классического танца базируются на опыте предыдущих поколений, на той теоретической и практической базе, которая досталась из прошлого опыта. Однако, наряду с этим, в процессе эволюции и смены поколений классический танец обогащался новыми приемами его преподавания, разнообразием теоретических знаний и практического опыта известных педагогов-балетмейстеров. [2]
Методологической базой исследования являются исторически известные методики преподавания классического танца: методы К.Блазиса, Ф.Тальони, А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой, А.М.Мессерера и других известных педагогов-хореорафов. [1]
Новизна исследования заключается в самой постановке темы исследования, изучения теоретических аспектов классического танца в целом. На русской сцене и в русской школе абстрагированная система пластической выразительности, за которой прочно укрепилось наименование классического танца, нашла и наиболее полное эстетическое выражение.
Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.
Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, могут послужит базой для дальнейшего исследования классического танца.
Объект исследования – классический танец; предмет – становление системы классического танца.
Цель работы – исследовать становление системы преподавания классического танца.
Задачи: изучить историю становления танцевального образования;
рассмотреть систему и методы преподавания в 20 в.;
проанализировать методологию обучения танца;
выявить становление личности обучающегося танцу.
Структура работа. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Танцевальное образование в России: истоки и основы
1.1 История становления танцевального образования
Методы преподавания прыжковых движений в русской школе классического танца сформировались гораздо позже, чем в западноевропейской, только к началу XX в. Поэтому, чтобы стали понятными методические особенности петербургской школы, обратимся к возникновению систематического танцевального образования. Большинство балетмейстеров, танцовщиков и преподавателей Императорской театральной школы были французами или получили профессиональное балетное образование по французской системе. Хотя появление итальянских и немецких профессионалов было не исключением, все же исторически сложилось так, что преподавание классического танца основывалось на французской методике обучения, на требованиях изящества и благородства, чистоты и мягкости исполнения.
За время существования Императорская школа танцев знала периоды упадка, когда обучению и ученикам не уделялось должного внимания, и периоды расцвета, которые приходили с появлением деятельных и фанатично преданных искусству танца людей. Так было в начале организации школы (1738), когда Ж. Ланде прилагал все усилия, чтобы выпустить на сцену придворного театра хорошо обученных русских танцовщиков и танцовщиц. После смерти Ланде в 1746 г. преподаватели танцев не всегда проявляли должного усердия в обучении воспитанников, и, хотя школа продолжала регулярно выпускать артистов на придворную сцену, качество подготовки постепенно снижалось. В 1784 г. в Императорскую театральную школу пригласили из-за границы нового преподавателя – итальянца Дж. Канциани. Воспитанник венецианской школы, выдающийся пантомимный актер и талантливый балетмейстер чрезвычайно активно и деятельно приступил к своим обязанностям. Его появление внесло заметное оживление в учебный процесс. У воспитанников увеличилось количество часов ежедневных занятий танцами и продолжительность всего обучения будущих артистов с трех лет пребывания в школе до шести. Следовательно, повышался профессиональный уровень выпускников. Благотворное влияние Канциани отмечали уже через год на выпускном показе воспитанников. Благодаря его бурной и самоотверженной деятельности к концу XVIII в. «русская балетная школа стала равноценной лучшим школам Запада» [1].
В течение XIX в. в Театральной школе регулярно преподавали профессиональные и требовательные мастера танца, такие как К. Дидло, П. Фредерик, Д. Ришар, В. Волкова, Е. Гюге. О некоторых из них сохранились воспоминания учеников школы тех лет. Отметим, что записи фиксировали лишь общие впечатления об особенностях преподавания педагогов. Наверняка, в арсенале таких учителей классического танца существовали приемы и методы овладения тем или иным движением, но это передавалось исключительно на практике от учителя к ученикам. Ни один из мемуаристов не ставил себе цели описать методы преподавания и обучения воспитанников искусству классического танца. Интересен такой эпизод из жизни
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. «Планета музыки», 2010.
2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. «Искусство», 1987.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2001. - 158 с.
4. Гусев П. Гордость художника. Советская музыка, 1965.
5. Иванова С. Марина Семенова. — М.: Искусство, 1965.
6. Иванова С.А. Творческие контакты с педагогами и учащимися балетных школ Италии / С.А Иванова, Л.А Коленченко // ACADEMIA.- 2012 .- № 2. - С. 95 - 99.
7. Костровицкая В.С. Классический танец / В.С. Костровицкая. - СПб.: Лань, 2009. - 116 с.
8. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. — Л.: Искусство, 1986.
9. Кремшевская Г. Агриппина Ваганова. — Л.: Искусство, 1981.
10. Мессерер А.М. Уроки классического танца / А.М. Мессерер. - СПб.: Лань, 2004 - 376 с.
11. Мочалов Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д.В.Мочалов // Вестник Каз. гос. унив-та культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 104-108. (0,68 п.л).
12. Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю». Удмуртия, 1981
13. Тарасов Н. Классический танец. — М.: Искусство, 1981.
14. Чеккетти Грациозо Manuale completo Di Danza classica: пер. с итал. Е. Лысовой / Грациозо Чеккетти. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 504 с.