Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С введением во всех образовательных учреждениях Российской Федерации нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, изменились требования оценке достижений учащегося.
Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценивания результатов, также, как и система обучения, требует от педагогов новых нестандартных подходов к оцениванию. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых механизмов и процедур оценивания. Одним из оптимальных средств оценивания учебных достижений называют портфолио. Идея портфолио зародилась в зарубежной педагогике и связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. На западе о портфолио говорят как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённой портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Отечественные авторы говорят о портфолио как о собрании работ учащихся, как об альтернативном способе оценки. Теоретическое описание портфолио как средства накопительной оценки в начальной школе представлено в работах Иванова А.В., Коваленко Г.А., Новиковой Т.Г. [4]
В настоящее время идея портфолио как средства оценки учебных достижений не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, – это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном опыте. В литературе мало разработан вопрос о механизмах оценивания учебных достижений с помощью портфолио, о влиянии портфолио на формирование предметных умений. В связи с этим в нашем исследовании будут рассмотрены вопросы применения портфолио как средства формирования и оценивания предметных результатов по дисциплине «Рисунок». Итак, выявлено противоречие: система оценивания учебных достижений по дисциплине «Рисунок» должна включать такое средство, как портфолио, с другой стороны, отсутствуют рекомендации, описывающие механизмы и способы оценки материалов портфолио. Не разработана структура портфолио по дисциплине «Рисунок», не определено содержание портфолио, инструменты и критерии оценки результатов, нет методических рекомендаций по использованию полученные результатов в процессе обучения. Таким образом, проблему исследования можно представить в виде круга вопросов: о структуре и содержании портфолио, о механизмах оценки предметных результатов, о влиянии портфолио на формирование предметных умений по дисциплине «Рисунок». Актуальность проблемы исследования определила его тему: Учебное портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений в дисциплине "Рисунок".
Объект исследования: портфолио как средство оценки достижений.
Предмет исследования: портфолио как средство формирования и оценки предметных умений по дисциплине «Рисунок».
Цель исследования: разработать структуру, содержание портфолио, инструменты оценивания работ обучающихся, обеспечивающих формирование предметных умений по дисциплине «Рисунок».
Гипотеза исследования: портфолио обеспечивает формирование предметных умений по дисциплине «Рисунок», если: материалы портфолио включают работы учащихся и инструменты их оценивания (спецификации, критерии и шкалы оценивания). На основе цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность основных понятий исследования;
2. Рассмотреть портфолио в дисциплине «Рисунок».
Глава I. Портфолио как таковое
1.1. Когда и как впервые применялся данный метод. Особые положения, критерии
Портфолио – подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.
Технология портфолио появилась в зарубежном образовании, и в настоящее время активно развивается и внедряется в отечественных вузах. Исследованию сущности понятия портфолио, его функций и значению для результативности формирования профессиональных компетенций посвятили свои работы ряд отечественных авторов, среди которых: Д.В. Шестакова, А.А. Шехонин [15], В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, А.Ш. Багаутдинова, О.А. Васильева, И.Л. Васюков, А.Н. Волков, В.А. Девисилов, Т.А. Смолина и др.
Оценка достижений обучающихся считается весьма значительным элементом образовательного процесса, который должен соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям образования. Система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки навыков по конкретной дисциплине. Она ставит более важную социальную задачу: сформировать у общающихся способность контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки и находить пути для их устранения. Новые тенденции, присущие для современного профессионального образования, в большой степени затрагивают не только сам процесс образования, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повешенные требования к ее эффективности. Из числа ведущих направлений совершенствования процедур оценивания учебно-профессиональных достижений обучающихся, исследователи И.В. Игонина и Н.Е. Эрганова [16] называют следующие:
- усиление стимулирующей роли оценки;
- самооценивание образовательного процесса и актуализация результатов своей деятельности;
- понятие того, что образовательный результат формируется и за его пределами в течение длительного времени;
- снижение зависимости результатов оценивания от ряда внешних и внутренних (место и время оценивания, качество оценочных материалов, состояние обучающегося, профессионализм педагога-оценщика и т. д.) факторов, существенно снижающих надежность этих результатов, их достоверность и объективность и др. Таким образом, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые разработаны на компетентностной основе, профессиональный и личностный рост обучающегося должны отслеживаться «более всесторонним, всеобъемлющим способом, чем позволяют это сделать традиционные методы».
По этой причине, обоснование портфолио современным способом оценивания, в большей части исследовательских работ осуществляется по единому алгоритму, в них также акцентируется внимание на предоставляемых портфолио возможностях в преодолении недостатков традиционных оценочных средств. Одним из основных преимуществ портфолио нам всеми традиционными способами контроля и оценивания считается то, что он необходим, в первую очередь, самим обучающимся. Разработка такого способа оценивания, как правило, происходит посредством воспроизведения «портфеля достижений», в котором представлены критерии и процедуры оценивания отдельных разделов, материалов и рубрик.
В рамках данного подхода, предметом оценочной процедуры становится сам процесс (процессуальные характеристики) деятельности обучающегося, в котором главной целью остается обязательное достижение запланированного результата (результативные характеристики деятельности). Под понятием «результативные характеристики» учебно профессиональной деятельности обучающегося подразумеваются результаты данной деятельности, которые могут отражаться в портфолио в двух формах, а именно в виде «документов» и «работ». «Документ» есть зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Портфолио может содержать документы, как из внутренних источников образовательной организации, так и из внешних. К ним можно отнести:
1. Выписки из журналов успеваемости.
2. Зачетные книжки.
3. Свидетельства получения грантов, почетных наград и знаков отличия, повышенных стипендий и премий, титулов, званий и другое.
4. Копии документов об образовании, в том числе об освоении дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
5. Свидетельства участия в выставках, семинарах, научных и научнопрактических конференциях, круглых столах, благотворительных акциях и иных мероприятиях.
6. Дипломы профессиональных конкурсов, почетные грамоты и благодарственные письма.
7. Сертификаты окончания курсов повышения квалификации, свидетельства прохождения стажировок, участия в программах по обмену опытом и международному обмену и многое другое.
Понятие «работа» это промежуточный или конечный продукт деятельности человека, в том числе готовая продукция, произведение и другое. Такими продуктами учебно-профессиональной деятельности обучающегося, могут являться следующие:
1. Описания лабораторных экспериментов, листы наблюдения.
2. Письменные материалы выступлений на конференциях, семинарах и круглых столах, конкурсах, олимпиадах и другом.
3. Итоговые аттестационные работы по результатам освоения учебных модулей, дисциплинарных и междисциплинарных курсов.
4. Продукты проектных, творческих и научно-исследовательских работ (в т.ч. в виде фото-, видео- или аудиоотчетов).
5. Тексты домашних, практических, самостоятельных, контрольных работ, докладов, рефератов, сочинения (в т.ч. в электронном виде) и многое другое. Под «процессуальной характеристикой» учебно-профессиональной деятельности обучающегося подразумеваются особенности процесса достижения зафиксированных результатов, которые могут выделяться с помощью 2-х процедур: «экспертного оценивания» и «рефлексии». «Экспертного оценивания» предполагает процедуру получение оценки на основе мнений некоторых лиц (одногруппников, преподавателей, кураторов, руководителей практики, членами жюри на различных конкурсах и др.) с целью последующего принятия решений. Итогом экспертного оценивания могут являться:
1. Характеристики и рекомендации с места учебы или работы.
2. Рецензии на творческие работы или опубликованные материалы.
3. Заключения экспертиз результатов научно-исследовательской и производственной деятельностей обучающихся.
4. Отзывы педагогов, научных руководителей работ и кураторов исследовательских проектов.
5. Заключения по результатам участия в конференциях, семинарах, олимпиадах и другое.
6. Описания результатов выполнения домашних, самостоятельных и контрольных, лабораторных и практических работ, прохождения тестирований, зачетных и экзаменационных процедур и многое другое. Процедура «рефлексии» основывается на описании процессуальных особенностей учебно-профессиональной деятельности самим обучающимся.
Результатом проведенного им рефлексивного анализа могут выступать:
1. Пояснительные записки к опубликованным материалам.