Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс обучения в школе включает не только усвоение трудной системы познаний, развитие
множества учебных и умственных способностей, но еще становление самих познавательных
процессов — интереса, памяти, мышления, речи, возможностей и личности ребенка.
Актуальность исследования состоит в том, что учитель начальной школы, прежде всего, должен
научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить
познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Педагогической наукой
доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её
практикой обучения.
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших
задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при
сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не
рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная
деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств. И
учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформированы ли у него в
дошкольный период.
Впрочем, в большинстве случаев как раз сами познания и способности рассматриваются как
последний результат удачного изучения. В итоге на каждом новом этапе изучения материала,
ученик испытывает большие затруднения в усвоении и применении нового учебного материала.
Ключевая первопричина этих затруднений связана с пробелами, которые были сделаны при
изучении предыдущего материала. Также это связано с неразвитостью познавательных
процессов, неподготовленностью к постановке и решению новых, более тяжелых задач,
осознанию нового учебного материала. Речь - это средство общения, важным для всего это
является вовлечение субъекта в социальную среду. Как раз благодаря речи складываются 1-ые
связи меж мамой и ребенком, уточняется общественное поведение в группе ребят, и, в конце
концов, как раз речь в значимой степени воздействует на наш тип рассуждений и поступков.
Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.
Высококачественный рывок в развитии процессов знания происходит, когда подключается речь.
Внедрение речевых способностей перестраивает восприятие, заменяет соответствие мышления и
поступков в знание. 3-х летний ребенок с помощью текстов укрепляет свои поступки в сознании и
памяти. Речь обретает планирующую функцию и используется ребенком в форме выражений,
обозначающих действие: «Буду возводить домик», «Я рисую солнышко».
3
Эту речь именуют в психологии эгоцентрической. Она может помочь ребенку сосредоточиться на
выполнении поступков. С помощью речи ребенок говорит о том, что он хочет получить.
Воспринимая находящийся вокруг мир, малыши докладывают то, собственно что они видят,
слышат и испытывают. Обозначение текстами тех симптомов, которые они отметили, разрешают
отвлекаться от определенного предмета и прийти к обобщению.
Отдельным достижением считается словесно-логическая память, овладение которой раскрывает
дошкольнику свежие способности: запоминание стихов и литературных произведений,
проигрывание текстов рассказов. Память плотно переплетается с мышлением. Механическое
запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, собственно, что
нужно уяснить. Речевые связи могут помочь выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от
наглядно эффективной формы мышления к образной, дошкольник учится проговаривать вслух
методы собственных поступков, а вслед за этим аналогичная цепочка переезжает на степень
раздумий. Складывается внутренняя речь – внутренний проект работы, база практического и
закономерного мышления.
Интеграция познавательных процессов с речевыми вероятностями гарантирует настоящее
умственное становление и создает произвольность интеллектуальной работы дошкольника.
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы влияния речи на развитие познавательных
процессов
1.1. Проблема речи в современной отечественной психологии
Речь людей в зависимости от всевозможных критериев имеет различные особенности. В
соответствии с этим выделяют различие виды речи. Выделяют наружную и внутреннюю речь.
Наружная речь делится на устную и письменную. В свою очередь устная речь делится на
монологическую и диалогическую.
4
Наружная речь помогает общению (хотя в отдельных случаях человек имеет возможность думать
вслух, не разговаривая ни с кем), в следствие этого ее ведущий признак-доступность восприятию
(слуху, зрению) иных людей. Устная и письменная речь владеет психологическими
особенностями. Недостаточность контакта меж пишущим и читающим создает конкретные
проблемы в построении письменной речи. Пишущий лишен способности применить
выразительные способы (интонацию, мимику, жесты) для наилучшего изложения собственных
дум (знаки препинания не замещают в абсолютной мере данные выразительных средств), как это
случается в устной речи. Например, письменная речь как правило, наименее выразительна, чем
устная. Не считая этого, письменная речь обязана быть более развернутой, связанной, понятной и
абсолютной, т. е. обработанной.[15]
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает
длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи
недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например,
с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно
тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в
истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и
формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней
закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения
культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической,
либо монологической речи.
Диалогическая речь — это беседа, разговор 2-ух или же нескольких лиц, которые беседуют
попеременно. В ежедневной и простой беседе диалогическая речь не намечается. Это речь
поддержанная. Направления такого разговора и ее итоги ориентируются выражениями ее
членов, их репликами, замечаниями, поощрением или же возражением. Но временами разговор
организуют нарочно, дабы узнать конкретный вопрос, за это время она приобретает
целеустремленный нрав (например, ответ учащегося на вопросы учителя).[14]
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше притязаний к построению связного и
развернутого выражения, чем речь монологическая или же письменная; ту не нужна особая
подготовка. Разъясняется это тем, собственно что собеседники присутствуют в схожей ситуации,
воспринимают одни и те же прецеденты и явления и в следствие этого относительно просто,
временами с полуслова, понимают друг друга. Им не потребуется излагать собственные думы в
развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи —
уметь привлечь внимания напарника до конца, воспринимать его возражения и отвечать как раз
на них, а не на личные думы.
Монологическая речь подразумевает, что говорит один человек, а остальные только слушают. К
монологическим формам речи относятся лекции, отчеты, выступления на собраниях. Общая и
свойственная индивидуальность всех форм монологической речи — ярко воплощенное
направление ее к слушателю. Задача данного направления – добиться важного влияния на
слушателей, передать им знания, убедить в чем-нибудь. Как правило, монологическая речь
проходит с знакомым напряжением. Она требует от говорящего умения логически, поочередно
излагать собственные думы, формулировать их в ясной форме, а еще умения устанавливать
5
контакт с аудиторией. Для чего говорящий обязан наблюдать не лишь только за содержанием
собственной речи и за ее наружным построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняя речь—это внутренний неслышный речевой процесс. Она недосягаема восприятию
иных людей и, значит, не имеет возможность быть средством общения. Внутренняя речь -
словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она довольно сокращена,
свернута. Разъясняется это тем, собственно, что личные мысли и думы человеку абсолютно ясны.
К поддержке развернутой внутренней речи прибегают, как прав
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брежнева О. Формирование познавательной активности у старших дошкольников,
Дошкольное воспитание, 1998, №2, 12 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие.
Гриф УМО по классическому университетскому образованию. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов
освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4. Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. - – М: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Веракса Н.Е., Булычева А.И., Варенцова Н.С., и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка
к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы. – 2-е издание,
исправленное. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 97 с.
6. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:
"Академия", 2008 - 240 с.
7. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного
возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, 211с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в
процессе обучения - М , Л , 1935 – 26с.).
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. — М., 1989.
25
13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.:
Просвещение, ОНР 1985. – 207с., ил.
6
14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- М.:
Просвещение,1991.
15. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1975.- 239с