Фрагмент для ознакомления
2
всего творческого процесса танцора, как исполнительская культура. Танец – искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше исполнитель будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык, который является основой исполнительского мастерства. Говоря об исполнительской культуре, мы подразумеваем под этим понятием, прежде всего, само исполнительское мастерство, которое включает в себя сочетание выразительности исполнения и танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста. Большое, глубокое значение имеет само понятие «танцевальная техника» – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и поз. И, поскольку движения есть своеобразный словарный запас танца, то естественно, что танцовщик должен: - во-первых, иметь богатый «словарный» запас; - во-вторых, уметь свободно, четко и ясно «произносить» слова, «словосочетания», «фразы», «предложения», вести «диалоги» и так далее. В каждом направлении танцевального искусства техника исполнения и художественное выражение имеют большое значение. Соответствующие этим аспектам профессиональные качества артиста могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы адекватно соответствовать требованиям времени, исполнение танца должно быть, прежде всего, грамотным, правильным, свободным, непринужденным и высокохудожественным. Лишь в процессе систематического обучения и воспитания, исполнитель приобретает техническую грамотность и выразительность, становится более крепким и гибким в освоении материала, а его движения приобретают гармоничность и законченность.
Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением исполнителей и великих педагогов. Исполнительская культура, опираясь на традиции, создавалась в соответствии с требованиями своего времени. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления и техники ни появлялись на сцене, классический экзерсис и по сей день, является главным стержнем профессиональной исполнительской подготовки, на основе которого развиваются другие танцевальные методики. Если разложить исполнительское мастерство танцовщика на составные части, то в основе будут лежать, прежде всего, индивидуальные способности, далее следуют знания и умения, то есть та информация и сумма навыков, которые были получены в процессе обучения. Все это вместе складывается в некую профессиональную оснащенность. Если рассмотреть все составные части, то обнаружим, что эта оснащенность состоит из владения техническими приемами, умения подчинить их задаче создания пластического художественного образа (иногда это называют выразительностью, актерским мастерством) и способность к самостоятельной индивидуальной трактовке роли, того, что можно назвать творческим самовыражением танцовщика. Именно этой суммой профессиональных требований исполнитель должен владеть, встречаясь с материалом художественного произведения – танцем, уже существующим, ранее созданным хореографом, или с процессом создания нового сценического произведения.
В результате этого творческого процесса рождается сценический образ. Известный педагог – хореограф Есаулов И.Г. в своем труде «Устойчивость и координация в хореографии», в контексте вышесказанного указывает на тот факт, что: «Исполнитель, с одной стороны, выступает как носитель традиций, технических приемов и стиля школы, с другой – как активный участник создания нового, как индивидуальный интерпретатор авторской задумки хореографа».
Исполнительское мастерство характеризуется целым рядом параметров: музыкальностью, техничностью, выразительностью и индивидуальностью исполнения танца, но в основе каждого из них находится техника исполнения движений. Характеризуя личность исполнителя в контексте этих взаимозависимых понятий, можно проанализировать и выявить взаимообогащение этих категорий. Эмоциональное восприятие музыки вызывает желание исполнителя действовать не только музыкально, но и выразительно, что ведёт к развитию артистизма. Творческая индивидуальность исполнителя начинает проявляться с первых шагов обучения танцу, где ее рост идет вместе с развитием техники движения. Эмоциональная выразительность предполагает наличие темперамента, определенных качеств характера артистичность исполнения, а двигательная выразительность складывается из техничности исполнения и культуры хореографического движения. С помощью этих движений, дополняемых жестами и мимикой, танцовщики передают зрителю не только мысли, чувства, переживания героев, но и само содержание танцевального произведения. Как бы ни отличались друг от друга движения танцев различных стилей, они только в том случае будут воздействовать на зрителя, если будут исполнены технично, то есть грамотно и точно. Точность позволяет танцору обрести пластическую стройность, уверенность в своих силах, творческую активность. Понятие «около» и «приблизительно» не приемлемы в технике классического танца. Самая незначительная ритмическая или пластическая неточность свидетельствует о том, что исполнитель не владеет мастерством. Вот почему, развивая исполнительские качества, необходимо с самого начала формировать умение точно и правильно исполнять все танцевальные движения, которые, в дальнейшем, будут влиять и на другие выразительные средства исполнителя.
Систематически повторяющиеся нагрузки и приобретение необходимых для хореографии двигательных навыков способствует развитию устойчивости и равновесия, так как любое движение требует удержания тела в пространстве и развитие его координации; воспитывает организм человека и физически укрепляет и совершенствует его тело, придаёт ему особую гибкость и пластичность; даёт необходимую энергию для выразительного исполнения и развития духовного потенциала личности. Методика классического танца позволяет развить и усовершенствовать координацию движений, а по мере роста обучающегося в программу исполнения вводятся сложные комбинации, позволяющие усложнять пластику, разнообразить манеру и характер движений. Формирование и развитие хореографической координации ученика в процессе освоения экзерсиса классического танца основано на взаимосвязи основных его компонентов, среди которых можно выделить следующие:
•механика – развитие двигательных навыков и качеств опорно-двигательного аппарата (двигательный анализатор): первичное освоение движения; контроль точности и правильности в исполнении движения как основного средства в развитии координации; координационно-дифференцируемая работа мышц при механическом показе движения (контроль за физической нагрузкой); ориентировка во времени и пространстве двигательной задачи координационных способностей;
•музыкальность и развитие музыкальных навыков образного восприятия (слуховой анализатор): музыкально-ритмический слух; чувство ритма в статике и в динамике; музыкальная память; музыкальное мышление и воображение;
•пластическая выразительность – развитие художественно-образного восприятия и воспроизведения движения (слуховой, зрительный, вестибулярный, двигательный анализаторы): пластическое воплощение движения; эмоционально- художественное восприятие движения; артистизм; соответствие исполнительской задачи педагогическим целям; художественно-пластическое воплощение комбинации.
Каждое танцевальное движение требует координированного управления движениями различных частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, необходимо научить ощущать свои движения в пространстве и времени, перераспределять силы в ходе исполнения движений, правильно поставить технику дыхания. Это придаёт силу и эластичность мышцам, а также анатомически воспитывает тело, ведь грамотное правильно поставленное дыхание позволяет снять скованность и определенный зажим в выполнении движений, дает свободу и «широту» при его выполнении.
Мышечная система танцовщика должна обладать достаточной выносливостью и подвижностью, только тогда она будет выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности, придавая исполнению легкость и артистичность. В наработке «силы ног», от занятия к занятию, используется увеличение количества повторов изучаемых движений, что приводит к развитию различных групп мышц тела в исполнении одного движения.
При этом сохранение высокого тонуса мышц всего тела, и в особенности нижних конечностей, позволяет предотвратить случайные ненужные движения, а также повысить реактивность мышечного аппарата на различные изменения ситуации равновесия, т.е. увеличить управляемость организмом, и развить способность экономично распределять силовую нагрузку. Чем сильнее развиты двигательные способности мышц, тем свободнее и профессиональнее исполнитель может действовать на сцене.
Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения здесь последовательны, каждое из них имеет свое предназначение и преследует определенную цель; они не только тренируют и воспитывают тело, но и обогащают его запасом хореографических движений, которые становятся основным выразительным средством танца, составляют его техническую основу, и способствуют творческому самовыражению исполнителя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. «Планета музыки», 2010.
2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. «Искусство», 1987.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2001. - 158 с.
4. Гусев П. Гордость художника. Советская музыка, 1965.
5. Иванова С. Марина Семенова. — М.: Искусство, 1965.
6. Иванова С.А. Творческие контакты с педагогами и учащимися балетных школ Италии / С.А Иванова, Л.А Коленченко // ACADEMIA.- 2012 .- № 2. - С. 95 - 99.
7. Костровицкая В.С. Классический танец / В.С. Костровицкая. - СПб.: Лань, 2009. - 116 с.
8. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. — Л.: Искусство, 1986.
9. Кремшевская Г. Агриппина Ваганова. — Л.: Искусство, 1981.
10. Мессерер А.М. Уроки классического танца / А.М. Мессерер. - СПб.: Лань, 2004 - 376 с.
11. Мочалов Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д.В.Мочалов // Вестник Каз. гос. унив-та культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 104-108. (0,68 п.л).
12. Никитин В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: Учебно- методическое пособие. М.: МГУКИ, 2014. 312 стр.: с илл.
13. Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю». Удмуртия, 1981
14. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе: Учеб. пос. для студ. вузов культуры. – М.: МГУКИ, 2011. – 165 c.
15. Тарасов Н. Классический танец. — М.: Искусство, 1981.
16. Чеккетти Грациозо Manuale completo Di Danza classica: пер. с итал. Е. Лысовой / Грациозо Чеккетти. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 504 с.
17. Фомкин А.В., Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности танцевальной Ея императорского величества школы – Академии русского балета имени А.Я. Вагановой), автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Фомкин Алексей Викторович. - СПб., 2008.