Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время активно развивается направление обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или ОВЗ. Современная педагогика разрабатывает и предлагает различные программы по обучению и развитию таких детей.
Дело в том, что дети с ОВЗ длительное время оставались серьезной проблемой для современной педагогики. Особые дети не укладываются в действующие стандарты и нормативы. Дети с ОВЗ просто не имеют возможностей подстроиться или соответствовать требованиям к здоровым детям.
Проблема здесь состоит в том, что особые дети страдают тем или иным заболеванием которое могло возникнуть по достаточно большому количеству причин. В частности можно выделить проблему, как генетической предрасположенности, так и сугубо медицинские причины, возникшие из-за получения тяжелой травмы.
Государство не имеет возможности разрабатывать отдельные программы обучения и развития для каждого ребенка с ОВЗ в отдельности. Для решения этой задачи педагоги начинают использовать универсальные учебные программы. Смысл в том, что такие программы предполагают обучение детей с ОВЗ тому или иному предмету на прнин6ципах использования механизмов ассоциации или сравнения.
Одной из таких методик является программа Нумикон. Эта программа была разработана в Англии и предназначена для обучения детей с ОВЗ математике. В аннотации к программе указано, что эта программа может быть использована для индивидуального обучения детей имеющих проблемы в изучении математики.
В случае детей с ОВЗ эта программа, построенная на узнавании или запоминании детьми цифр за счет яркого цвета или определенной формы этих цифр. Кроме этого дети с ОВЗ, таким образом, имеют возможность ознакомиться с основными математическими операциями, а так же освоить устный счет за числа больше десяти.
Однако основная проблема с этой методикой состоит в том, что она не применяется всеми детскими садами без исключения. Государство только может ее рекомендовать к использованию в специальном образовательном учреждении для детей с ОВЗ.
Цель исследования выявить особенности использования методики Нумикон в работе с детьми с ОВЗ.
Объект исследования – методика Нумикон.
Предмет исследования – использование методики Нумикон в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи исследования
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Дать характеристику методики Нумикон;
3. Выявить практические аспекты применения методики Нумикон;
4. Проанализировать особенности использования меотдики Нумикон в обучении детей с ОВЗ;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты применения пособия Нумикон
1.1. Применение мультисенсорного пособия Нумикон в работе с детьми с ОВЗ
Мультисенсорное пособие Нумикон является игровой системой по формированию первичных математических представлений и действий у детей дошкольного возраста. Это пособие успешно применяется мной в практике работы с детьми с ОВЗ. Нумикон – это система сенсорных упражнений и развивающих игр. Нумикон выстроен из игровых элементов, а игра – первый и надежный помощник в деле обеспечения учебной успешности ребенка [21].
Для обеспечения математического развития детей, а также решения задач их умственного воспитания, в первую очередь необходимо сформировать предпосылки для математического мышления, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности.
На успешность усвоения математического материала влияет не только содержание, но и форма его подачи, которая должна вызывать заинтересованность детей и побуждать их познавательную активность.
Практическая ценность развивающих игр, заключается в том, что в них удаётся «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей».
По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей ребенка [10]:
• развивающие игры дают «пищу» для развития способностей с самого раннего возраста;
• задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, но как любые игры, они не терпят принуждения.
Нумикон — это пособие и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей [2]:
• способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения;
• способность обучаться в практической деятельности;
• способность распознавать формы, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
В комплект Нумикона входят [8]:
• пластмассовые формы-шаблоны разного цвета, представляющие собой числа от 1 до 10;
• разноцветные штырьки;
• белые доски с «пупырышками»;
• схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например, кораблик, машинку, козлика;
• «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму;
• числовая прямая и некоторые другие материалы.
Данное пособие позволяет наглядно продемонстрировать детям основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции – сложение, вычитание. А при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируя на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным. При работе с этим пособием у детей стимулируются зрительные, тактильные и обонятельные ощущения.
Важно подчеркнуть положительные моменты работы с данным материалом [24]:
• во-первых, педагогам, детям, родителям нравится сам материал и различные игры с ним;
• во-вторых, мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, помогает поддерживать вовлеченность детей в обучающий процесс;
• в-третьих, знакомство с ним можно начинать с возраста трех лет. Задания-ступеньки облегчают детям усвоение материала на начальных этапах обучения и помогают поддерживать требуемый темп усвоения материала.
Начальной ступенькой, как правило, является этап знакомства – сенсорные игры.
Данный этап предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают из воды, ищут в коробке с песком. Можно также собирать бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок, можно строить дорожки, выкладывать геометрические фигуры, сортировать штырьки по цветам, строить сериационные ряды, знакомиться с оттенками цветов (темно-зеленый, светло-зеленый) [19].
Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь. Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Формы можно описывать такими словами, как «желтая», «красная», «большая», «маленькая», «самая маленькая», «длинная», «короткая». Но пока что рано называть их именами-числами.
Освоив сенсорные игры, дети готовы к конструированию, данный этап также можно условно назвать «лесенка». Основная его цель – продемонстрировать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» – «одну дырочку», т.е. единицу.
Задания по конструированию основаны на умении действовать по образцу и находить одинаковые формы. Конструирование начинается с нахождения одинаковых форм и наложения их на схему, следующий вариант – конструирование различных плоскостных изображений (домиков, машинок, животных) по образцу [16].
При этом дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка, можно накладывать одну на другую.
Далее добавляются игры на сравнение форм Нумикона по размеру. Формы можно сравнивать способами наложения и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Педагогика. Работа с детьми с ОВЗ. – Самара: Пинта, 2017 – 635 с.
2. Винникова Ю.Ю., Жилина Е.М. Обучение детей с ОВЗ: правила, техника, особенности. – Чебоксары: Альтернатива, 2016 – 655 с.
3. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Педагогика детей с ОВЗ. – Калуга: Позитив, 2018 – 532 с.
4. Горелов С.М. Специальная школа для детей с ОВЗ. Принципы обучения. – Иркутск: Конгресс, 2018 – 388 с.
5. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Методика Нумикон. Принципы применения. – Воронеж.: Процесс, 2015 – 521 с.
6. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Методика Нумикон. Методология применения методики. – Новосибирск.: Пирамида, 2014 – 367 с.
7. Зайцева Е.А., Федорова А.А. Современные учебные методики для обучения детей с ОВЗ. – Челябинск: Завтра, 2016 – 388 с.
8. Измайлова Т.В. Методика Нумикон. В вопросах и ответах. – Тверь: Шувалофф, 2012. – 415 с.
9. История создания и разработок программ для обучения детей с ОВЗ: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – Омск.: Педагогика, 2012 – 392 с.
10. Методика Нумикон. Методические рекомендации по обучению математике детей с ОВЗ. /Под ред. Ивашина А.А. – Воронеж.: Педагогическая академия, 2015 – 375 с.
11. Методические рекомендации преподавателям по методике Нумикон. Обучение детей с ОВЗ математике / Под ред. Рыбакова Д.П. – Новосибирск.: АкадемиУС, 2017 – 473 с.
12. Михайлов М.Е. Обучение детей с ОВЗ. Математика. – Архангельск.: ПрофЛит, 2018. – 483 с.
13. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Формы и особенности применения методики Нумикон. – Воронеж: Смысл, 2014 – 495 с.
14. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Методика Нумикон. Методологические особенности применения методики в Британии и России. – Волгоград.: Маэстро, 2018 – 470 с.
15. Новожилова А.М., Петров М.С. Методические указания по применению методики Нумикон для обучения математики детей с ОВЗ. – СПб.: Озерки, 2014 – 656 с.
16. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Методики обучения математике детей с ОВЗ. / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома.: Олимп, 2017 – 564 с.
17. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Применение методики Нумикон в работе с детьми с ОВЗ. – Калининград.: ЛитерА, 2016 – 449 с.
18. Родионов В.Я. Методики обучения детей с ОВЗ. / В.Я. Родионов. – Волгоград.: Спец.Лит, 2018 – 414 с.
19. Сафронов А.М., Соколовский С.С. Современные и перспективные методики обучения детей с ОВЗ. – Мурманск.: Полярная Звезда, 2017 – 337 с.
20. Соловьев Н.В., Фролова К.Ф. Методики обучения математике детей с ОВЗ в коррекционной школе. – Владивосток: Аргумент, 2014 – 533 с.
21. Специальные программы и техники обучения детей с ОВЗ. Российский и зарубежный опыт. /Под ред. Е.В. Корнеевой. – Волгоград: Формула, 2015 – 655 с.
22. Тимофеев О.Е. Методики и техники обучения математики детей с ОВЗ. – Липецк.: Специальная педагогика, 2016 – 527 с.
23. Учимся математике. Популярные программы обучения детей с ОВЗ / В.Г. Терентьев, А.В. Четвертаков. – СПб: Индикатор, 2015. – 32 с.: ил. – (Серия «Специальная школа»).
24. Щербакова А.А. Методы обучения коррекционных преподавателей использованию методики Нумикон в специальном учебном заведении. / А.А. Щербакова. – Калининград.: Формула успеха, 2014 – 439 с.