Фрагмент для ознакомления
2
1.Организационный этап
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» (в тональности до мажор).
Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь стр 45
Задание «Верно ли утверждение?»
1. Балет - синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение, речитатив и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой.
2. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов ария, ариозо, песня, речитативы, хоровые сцены, оркестровые номера, танцы.
3. Опера - крупный музыкально – хореографический жанр. В котором основным художественным средством является танец и пантомима.
4. Оркестровое вступление перед началом спектакля называется увертюрой
5 Либретто - краткое содержание, пьесы, оперы , музыкального спектакля.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Выполняют задание
по карте урока. Проводят взаимопроверку.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Оценивают правильность выполнения задания.
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
5
3.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
4. Усвоение новых знаний и способов действия
Сегодня что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…
(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)
Что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?
. Дети с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ
Раскрытие и определение темы и цели урока, выбор плана урока.
Попробуйте сформулировать тему.
Итак, тема нашего урока – « Музыкальный театр. Мюзикл».
Какова цель нашего урока? Слайд 1
Какие действия мы будем выполнять, чтобы дубится цели?
Слайд 2.
Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки
( «Сундучок» – проверка знаний;
«Задумчивый смайлик» - размышление,
«Наушники» – слушание музыки,
«Поющие дети» - вокально-хоровые упражнения, исполнение песни
Работа в тетради)
А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять я предлагаю работать по парам. Вы получаете листы с информацией и вопросами, на которые, в нимательно прочитав текст, нужно будет дать ответ.
Задание для 1 ряда- слайд 3
Задание для 2 ряда –слайд 4
Слайд5. Мюзикл – это развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.
В листе самооценки. Оцените свою работу на этом этапе урока.
В основу музыкального спектакля легли детские стихи английского поэта Томаса Элиота. А именно – цикл «Сказки Старого Опоссума о практичных кошках», опубликованный в Англии в 1939 году. Стихи произвели такое впечатление на Эндрю Уэббера, что он решил сделать на их основе мюзикл.
Автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль.
Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века.
Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.
Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.
Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки,
Визитная карточка мюзикла высокохудожественный кошачий грим.
КОШКИ живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.
Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.
Слушание отрывка «Джерри кошки», какая музыка танцевальная.
Мы с вами сейчас становимся артистами мюзикла, что будем делать? Танцевать. Но танцевать нужно синхронно. Поэтому давайте придумаем движения танца. Попробуйте сами подобрать кошачьи движения. Можно вызвать по желанию детей.
Разминка
Ребята, как вы думайте в мюзикле танец стоит спением на ступеньку выше или ниже?Ответ детей одинаково
Давайте определим Характерные черты мюзикла
определяем
В мюзикле танцевальные сцены имеют одно из главных ведущих значений.
Посмотрите на кота которого зовут Макавити по музыке определите что это за кот. Макавити это код преступник. Звуковые эффекты и световые эфекты характерная черта мюзикла
И вот перед нами постаревшая Неожиданно на этом балу появляется постаревшая кошка Гризабелла, Ее имя произошло от слияния двух слов ГРИЗ-серый ,бела- красавица значит как мы ее имя переведем? Когда то Гризабелла была одна из самых красивых кошек но она предала своих соплеменников и ушла странствовать по миру и в эту волшебную ночь постаревшая , одинокая, больная Гризабелла возвращается в племя. И просит кошек принять ее обратно но кошки не прощают ее отворачиваются практически потеряв надежду что ее примут обратно
Гризабелла поет свою арию, которая называется «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…
Прослушивание арии «Память»…какими бы словами вы охарактеризовали ее. Работа в парах
Чем отличается от оперной
Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)
Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?
Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?
Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…
Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?
Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.
Фронтальная работа
Учащихся
обсуждают проблемные вопросы
и определяют тему и цель урока
Называют тему урока: Музыкальный театр.Мюзикл
Называют цель урока:
Узнать, что значит мюзикл.. Научится анализировать, сравнивать, различать эти понятия. Познакомится с новыми жанром.
Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки, составляют план урока.
Работают с информацией, представленной в карте урока
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
1.Пение
Музыка
2.Танцевальные сцены
3.Разговорные сцены
4.Звуковые и световые эфекты
Слушание музыки
Парная работа со словарями помощниками.
Анализируют, обсуждают в группах. Озвучивают.
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
5
15
5.Первичная проверка понимания
7. Информация о домашнем задании,инструктаж по его проведению
8.Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Создай паспорт МЮЗИКЛА
1. Имя – МЮЗИКЛ «Кошки»;
2. Создатель – Эндрю Ллойд Уэббер;
3. Прописка – 20вв;
4. Где служит – Театр;
Особые приметы – Равноправие музыки, танца и разговорного жанра. Ведущая роль музыки эстрадного плана. Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями. В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.
САМОПРОВЕРКА
А потом с доской
ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ С ОПЕРОЙ И БАЛЕТОМ
А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем оздоровительную дыхательную гимнастику. Я попрошу всех встать. Кто хочет её провести?
В России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе - в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова. Ну и, конечно же, всеми любимый мюзикл «Мери Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского, с музыкой из которого детям предлагается познакомиться…
исполняю песню «Лев и Брадобрей» М.Дунаевского и предлагает детям выучить её. Обсуждается шуточный характер песни, выясняется, кто такой «брадобрей».
Обращаю внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).
Выполняются упражнения:
• Пение на одном звуке с закрытым ртом
• Пение на одном звуке на слоги «Да-дэ-ди-до-ду» сначала легато, потом-стаккато
• Пение скороговорок на одном звуке:
«От топота копыт
Пыль по полю летит,
Пыль по полю летит
От топота копыт»;
5. Далее приступаю к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.
Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по рядам, индивидуально…
Исполнение песни «Кошки»
Чтоб состоялась в театре премьера
Долго готовят ее костюмеры
И осветители и декораторы
И драматурги и звукооператоры
Главный художник кассир . бутафор
Плотник рабочие токарь гример
А отвечает за все режиссер
В программе есть еще литературный текст. Как называется этот литературный текст. Либретто
Что такое Либретто?
Краткое литературное изложение сюжета.
Какие музыкальные жанры создаются на основу Либретто
Опера мюзикл оперетты
Домашнее задание стр.49
А напоследок я скажу…..
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
я понял(а), что…
теперь я могу…
я почувствовал(а), что…
я научился(лась)…
у меня получилось …
я смог(смогла)…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Как вы думайте мы добились цели урока?
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
Ученик проводит оздоровительную дыхательную гимнастику.
1.Первое упражнение, ноги на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Делаем активный, шумный вдох носом, и медленный выдох. Первое правило нашей гимнастики, тренировать активно только вдох..
2«Обними себя», освободитесь от напряжений, плечи при вдохе не поднимаются.
3.Упражнение «Надуй мяч», возьмем в руки « насосы», не забывайте, накачивая мячик, жмут вниз от себя, а не наоборот. Все поклоны одинаковые в пояс.
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Высказывают мнения, дают оценку одноклассникам.
В листе самооценки. Оценивают свою работу.
5
5
5
Самоанализ урока музыки
Дата проведения урока – 28.09.2020 г.
Соответствие классной комнаты проводимому уроку. Музыкальный кабинет подготовлен к уроку: фортепиано, ТСО, компьютер, электронная доска.
Организационный момент: дети входят в класс, приветствуют учителя и настраиваются на встречу с музыкой.
Тема, цель урока.
Тема урока: Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Мюзикл.
Цель урока: знакомство учащихся с жанром мюзикла.
Этапы урока: организационный момент, введение в тему урока, воспроизведение и коррекция опорных знаний, рефлексия. Каждый этап урока развивает у детей определенные навыки и умения, так прослушивание музыки развивает умения размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушивания музыки.
Общепедагогические методы и приемы, используемые на уроке. В своей работе на уроке учитель использует различные методы и приемы, но все же главным педагогическим методом остаются требование и поощрение.
Реализация специфических методов программы «Музыка»: словесный метод, наглядно-слуховой, обобщения, метод анализа и сравнения, методы эмоционального воздействия. Также был использован метод сравнения – анализ музыки заставляет вслушиваться, следить за изменениями звучания музыки. Выбранные методы обеспечивают усвоение теоретических знаний и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Ретроспектива – помочь детям сформировать представление о направлении в музыке - мюзикл, познакомятся с историей его возникновения, особенностями, исполнителями джаза, обобщить на новом уровне содержание пройденного материала. Перспектива - усвоить и закрепить основные черты мюзикла.
Реализация межпредметных связей. В ходе урока была ярко выражена интеграция музыки, ИЗО, литературы, так педагог показывал иллюстрации, обращал внимание на портрет композитора, представленный на электронной доске, поувзывл связь мюзикла и стихами английского поэта Томаса Элиота.
Уровень владения учителем (студентом) программным материалом. Учитель свободно владеет материалом.
Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя с учениками, активность школьников на уроке. Психологическая атмосфера урока высокая, учитель настраивает встречу с детьми на положительных эмоциях, старается построить общение так, чтобы ребята искали выход из сложившейся ситуации самостоятельно.
Эмоциональная насыщенность урока. Дети активны на уроке, с интересом узнавали новое для себя, проявляли ярко выраженные эмоции при при прослушивании песен.
Степень усвоения детьми темы урока, достижение цели, выполнение задач урока. Своих целей урок достиг, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.
Конспект урока музыки проведенного в 5 классе
05.10.2020
Тема урока: Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.
Задачи урока:
Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
Развивающие –
Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Воспитательные- воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.
Планируемые результаты урока:
У учащихся сформируется понимание связей музыки с изобразительным искусством.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, фортепиано, презентация учебного материала на электронном носителе, CD с записью, магниты, учебники.
Музыкальный материал:
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»
Литература:
1. Учебно-методический комплект «Музыка. 5 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
2. «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.
3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2004г.
4. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева