Фрагмент для ознакомления
2
1.Описание рабочего места в организации
МАОУ "Староалександровская СОШ им. А. М.Калиева " " Иевлевский детский сад "Мишутка"
Полное наименование: Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Староалександровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича" "Иевлевский детский сад "Мишутка"
2.Основная часть
2.1.Разработка педагогического эксперимента, определение организационно - педагогических условий.
Влияние стиля родительского воспитания на ребенка дошкольного возраста
Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком. Не удивительно, что исследователи уделяли значительное внимание вопросам, которые касались темы отношений между детьми и их родителями, для того, чтобы понять, как эти отношения развиваются, функционирует в течение времени. Я, как и другие исследователи, тоже заинтересовалась темой детско-родительских отношений, а именно как стиль родительского воспитания будет оказывать влияние на поведение ребенка дошкольного возраста.
Из анализа психолого-педагогической литературы, я узнала, что родительские отношения в дошкольном возрасте влияют на формирование отношения детей к миру и самим себе, показывают, как реагировать на различные ситуации, и развивают эмоциональное восприятие окружающей среды. В качестве социального института семья устанавливает социальные нормы, санкции и модели поведения, регулирующие отношения между детьми и их родителями и способствующие взаимной моральной ответственности и взаимной поддержке.
Многие исследователи изучают способы, с помощью которых родители пытаются сформировать общий тон, или климат, в отношениях родитель – ребенок. Используя такого рода подход, эксперты определили три основных стиля воспитания детей, которые обычно возникают в дошкольном возрасте: авторитарный, либеральный, демократический. Хотя ни один из родителей не является абсолютным приверженцем одного из стилей, однако они следуют некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей, поэтому можно
описать отношения между родителями и детьми с точки зрения, преобладающего стиля воспитания.
Актуальность данной проблемы обуславливает тему моего исследования: «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста».
Так как в настоящее время эта проблема считается актуальной мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в дошкольном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые включают в себя различные проявления нежелательного поведения. Актуальность исследования обуславливает потребность своевременного выявления типов нежелательного поведения у детей дошкольного возраста и их коррекцию.
Так как в настоящее время эта проблема считается мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
2.2. Проведение педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный этапы исследования.
1.Констатирующий этап.
Цель: выявление уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Подобрать методики для выявления уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
2.Применить в диагностике данные методики.
3.Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Метод: опрос
В процессе проведения исследования, с помощью методики «Стили семейного воспитания», мне удалось выявить, что 11 семей проявляют авторитарный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 41%, 9 семей проявляют демократический стиль воспитания – 33%, 7 семей проявляют либеральный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 26%. Таким образом, я выяснила, что неприемлемый стиль воспитания проявляют 18 семей (67%).
2.3. Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент носит включенный характер, т. е. проводится в обычных условиях учебно-воспитательного процесса. В процессе проведения эксперимента используются методы:
- общепедагогические (словесный, наглядный, практический), их сочетание и специальные (имитационные, творческие и др.);
- изучение передового педагогического опыта;
- проведение педагогического эксперимента.
Тип эксперимента:
-по времени действия - кратковременный;
- по структуре изучаемых педагогических явлений - простой;
- по целям и задачам - преобразующий;
- по организации проведения - естественный.
3. Наблюдение за работой старшего воспитателя, изучение его деятельности, составление хронометража рабочего дня.
Анализ управленческой деятельности старшим воспитателем детского сада
1. Организация и проведение методического совета
3 часа - Готовит вопросы к методсовету, дает задание педагогам для практической проработки и доклада, организует его проведение
2. Проведение тренинговой работы с педагогами, воспитателями
6 часов - Выявляет проблемные зоны в подготовке специалистов и проводит тренинги в микрогруппах.
3. Посещение занятий с детьми
16 часов- Контролирует содержание занятий, методическую грамотность их проведения, педагогический эффект от занятий.
4. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
27 часов - В соответствии с планированием организует проведение культурно-массовые мероприятия, привлекает специалистов для их проведения.
4. Участие в проверке готовности педагогов к рабочему дню, других видах контроля (оперативного, предупредительного).
Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.
Примерный перечень вопросов, контролируемый старшим воспитателем:
1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
3. Календарные планы и документацию педагогов;
4. Наличие и хранение детских работ;
5. Работу педагогов по повышению квалификации;
6. Работу педагогов по теме самообразования;
7. Работу педагогов по ведению кружковой деятельности;
8. Работу педагогов по организации режимных моментов;
9. Работу педагогов по укреплению здоровья детей.
Виды контроля, применяемые в ДОУ:
1. Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно.
Тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. Продолжительность: 1-3 дня.
Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане.
Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени:
- квартал – для оценивания уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной цели;
- полугодие – если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;
- год – для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.
Персональный контроль планируется с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.
2. Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность- от 3-х дней – до недели.
Виды фронтального контроля:
Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение).
Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Продолжительность: в течение всего дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
Итоговый контроль планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ
(самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).
5. Изучение и анализ состояния работы с семьями воспитанников.
Дошкольное образовательное учреждение активно взаимодействовало с семьями воспитанников в различных направлениях воспитательно-образовательной деятельности.
Были использованы разнообразные формы работы с родителями.
В начале учебного года было проведено общее тематическое родительское собрание на тему: «Детский сад пришел в семью». Данное мероприятие было проведено с целью объединения усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Общее собрание проводилось с участием узких специалистов дошкольного учреждения. Родители получили ответы на все интересующие их вопросы по теме собрания, памятки с рекомендациями.
В течение года активно использовались наглядные формы информирования родителей (стенды, консультации в родительских уголках, памятки, интересные сведения на сайте ДОУ и т.п.).
Интересно проходят совместные мероприятия, в которых участвуют педагоги, родители и дети: тематические выставки «Традиции нашей семьи», «Не забыть нам этих дней», «Этот город самый лучший город на земле», музыкальное развлечение «Народные посиделки», спортивное развлечение «Веселые старты». Сотрудничество ДОУ с родителями строится по принципу доверительного партнерства и взаимопомощи. Педагогический коллектив ДОУ учитывает предложения и пожелания родителей, к совместным действиям в организации мероприятий на разных уровнях.
Для родителей воспитанников подготовительной группы были проведены групповые консультации педагогом-психологом дошкольного учреждения «Как избежать школьного стресса», «Проблемы первоклашек». В процессе консультаций родители совместно с узкими специалистами обсудили волнующие вопросы, получили рекомендации по развитию стрессоустойчивости в период адаптации к школьному обучению, а также познакомились с основными трудностями, которые могут возникнуть при освоении школьной программы, освоили способы их преодоления.
По итогам учебного года проводилось общее родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей», на котором родители и педагоги обобщили опыт сотрудничества, обменялись впечатлениями от проведенных в течение года мероприятий, спланировали направления работы на будущий учебный год.
Анализ деятельности педагогического коллектива по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников показал, что использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, способствует установлению обратной связи с родителями, формированию партнерских отношений с педагогами.
Организация единого образовательного пространства позволила улучшить медико - социальные условия пребывания детей в дошкольном учреждении, повысить качествооказания образовательных услуг.
Необходимо обратить внимание педагогов в работе с родителями на использование нетрадиционных форм: семинары-практикумы, устные педагогические конференции, собрания в нетрадиционной форме, организация «семейных мастер-классов», работы «телефона доверия».
Существуют проблемы, препятствующие эффективной организации работы с родителями и взаимодействию с детьми: недостаток знаний родителей о социально–личностном развитии ребенка–дошкольника; недостаточное использование педагогами разнообразия форм и выбора соответствующих методов для подачи материала.
Необходимо запланировать в разделе по работе педагогов с семьями воспитанников педагогические советы и семинары-практикумы по организации эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.
Организация работы с родителями:
1. Информационно- рекламная деятельность
Оформление «Уголка для родителей» в группах:
- режим дня в летний период;
-распределение детской деятельности;
- задачи работы детского сада летом
Оформление информационно- справочного раздела для родителей в методическом кабинете.
2. Консультации «Отдых с детьми» (для родителей, выезжающих с детьми на отдых и остающихся в населенном пункте)
- «Улицы города» (о профилактике детского травматизма в летний период)
- «Профилактика солнечного теплового удара»;
- «Профилактика кишечных инфекций»;
6. Участие в подготовке и проведении различных форм методической работы с воспитателями, родителями в ДОО.
Целью методической работы в дошкольном образовательном учреждении является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Для плодотворной методической работы необходимо выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в ДОУ, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающим, всегда необходима помощь со стороны более опытных коллег, старшего воспитателя, администрации ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества.
Методический кабинет в ДОУ становится для многих педагогов той базой, где формируется их опыт, растет мастерство, решаются профессиональные вопросы. От содержания и качества методической работы зависит конечный результат деятельности всего педагогического коллектива.
Старший воспитатель осуществляет свою деятельность одновременно по нескольким направлениям работы:
- оказание методической помощи педагогам;
- ознакомление членов педагогического коллектива с инновациями в сфере образования;
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений, обучение педагогов;
- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности ДОУ;
- подготовка педагогов ДОУ к аттестации;
- организация инновационной работы;
- изучение, обобщение передового педагогического опыта;
- создание информационных банков;
- осуществление взаимодействия ДОУ с различными социальными партнерами.
Методическое сопровождение в ДОУ осуществляется с учетом потребностей педагогического коллектива, программно-целевого планирования деятельности ДОУ, вида образовательного учреждения, творческой активности педагогов, решая следующие задачи:
- создать единое информационное пространство и контролировать информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике;
- обеспечивать эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации образовательной деятельности;
- организовывать работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательной организации;
- способствовать созданию программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса,
- создавать условия для внедрения и распространения инновационного педагогического опыта, научно-исследовательской, опытно- экспериментальной и других видов творческой деятельности;
- обеспечивать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, осуществлять контроль за выполнением образовательных программ, уровнем развития детей раннего и дошкольного возраста;
- управлять процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, которые способствуют организации рационального педагогического труда.
Планирование методической работы осуществляется на целый учебный год. Однако, содержание работы в течение года может меняться в зависимости от обстоятельств.
Используются активные формы работы:
Открытый просмотр является формой обучения педагогов и распространения передового опыта. Педагоги имеют возможность на практике увидеть интересные формы работы с детьми, разнообразные приемы и методы. В ДОУ были проведены следующие открытые просмотры:
- «Организация деятельности детей на прогулке»;
- «Подвижная игра как средство реализации двигательной активности детей в течение дня»;
- «Организация поисково-исследовательской деятельность дошкольников»
- «Неделя открытых дверей» (открытые просмотры мероприятий):
1. «Физическое развитие» (открытый показ утренних гимнастик; открытый показ гимнастик после сна; образовательная деятельность по физической культуре);
2. «Образовательная деятельность в группах по теме «Моя малая Родина»;
3. «Давайте поиграем» (организация сюжетно – ролевых игр во всех возрастных группах);
4. «Открытая коррекционно-педагогическая деятельность»;
5. «Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений»;
6. «Познавательно-исследовательская деятельность»;
7. «Художественно-эстетическое развитие».
- «Организация трудовой деятельности» и др.
7. Самостоятельная деятельность студента по организации целостного
образовательного процесса в первой половине дня.
Условия, созданные для проведения прогулки в группе раннего возраста:
- Спланированный и оборудованный участок.
- Группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделялись места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, игр с различными игрушками.
- На участке должно было оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные), горка.
- На участке была необходимая закрытая беседка для защиты от дождя и солнца.
- Песочница также имела необходимый накрывной материал.
- Все игрушки для прогулки хранятся в специальном шкафу в приемной и применяются только строго для игры на улице.
- Одежда детей соответствовала времени года и климатическим особенностям.
Структура прогулки:
1. Наблюдение.
2. Подвижная игра.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длился от 7 до 10 минут и осуществлялся на фоне самостоятельной деятельности. Двигательный режим в полной мере соблюдался воспитателем.
Организованность детей: дети на прогулке вели себя достаточно организованно, каждый ребенок был занят своим делом и воспитатель следила за занятиями каждого, помогала детям, подсказывала. Умело находили себе занятия, чередуя виды деятельности (от игры в песочнице до подвижной игры).
8. Самостоятельная деятельность студента по организации целостного
образовательного процесса во второй половине дня.
ПОДЪЕМ ДЕТЕЙ,
Цель: способствуем укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности, формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитание навыка опрятности.
Включение тихой музыки.
Воспитатель: Здравствуйте мои солнышки! Ну-ка покажите, как вы выросли, пока спали? (Дети потягиваются) Вот какие вы стали большие!
Воспитатель (подходит к ребенку, говорит):
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Маленький котик (имя ребенка)
После того, как несколько детей просыпаются, начинается гимнастика пробуждения.
Комплекс «Забавные котята»:
Ну что, кисоньки, проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись
А теперь нам интересно смотрим мы по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим, что же там?
1. «Котята просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).
2. «Потянули задние лапки» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3. «Ищут маму-кошку» - и. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.
4. «Котенок ласковый» - и. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.
5. «Котята моют лапки» - и. п.: сидя по-турецки. В.: трите ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми.
Когда дети встали со своих кроватей, им предлагается аккуратно сложить пижамку под подушку, заправить кровать. Те, кто справились, могут помочь своему товарищу.
Следует обратить внимание на тех детей, кто лучше всех убрал постель. Дальше дети приглашаются на «Волшебную дорожку» при выходе из спальни (массажный коврик). Дети идут босиком по массажной дорожке в помещение группы.
«Цапля»
Ребенок становится на цыпочки и ходит, подняв подбородок и старясь ровно держать спинку:
Цапля важная шагает,
Клювом тучки разгоняет.
«Мышка»
Дети ходят на носочках, прижав руки, согнутые в локтях к телу, а голову вжав в плечи:
На носочках ходят мыши,
Так, чтоб кот их не услышал.
Обращается внимание детей на то, как нужно правильно одевать одежду. Стульчик необходимо унести на свое место у стола и сделать это правильно.
Мальчикам предлагается самостоятельное рассматривание книг за столами или на ковре, а девочки посещают парикмахерскую. Во время причесывания девочек внимание воспитателем концентрируется на красоте, чистоте волос. Идет напоминание о том, что нужно сделать, чтобы волосы были ухоженными.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам стучится? (Вносит куклы) Дети, к нам в гости пришли Даша и Маша. У них разгорелся спор, кто из них аккуратнее. (У одной куклы испачкано лицо и ручки, другая чистая.) Дети, а вы как считаете?
Дети: Маша аккуратная.
Воспитатель: Почему?
Дети: Маша чистая, а у Даши грязные руки и лицо.
Воспитатель: Правильно! Аккуратная Маша. Но ты, Даша, не расстраивайся, мы тебя умоем и причешем, ты будешь такая же красивая, как Маша.
Возьмём расчёски и причешемся. Кому нужна помощь, подходите ко мне.
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Расти коса до пят,
Все волосики в ряд
Посмотрите друг на друга. Какие вы стали красивые и аккуратные!