Фрагмент для ознакомления
2
Методическая копилка
Упражнения на объединение, эмоциональное сближение, сотрудничество, формирование «Образа-я» для ДОУ.
1.Обьединение, эмоциональное сближение
1.«Праздник»
ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения детей друг к другу и объединение детей
-Ребята, приближается праздник. У нас будет много гостей, а группа не оформлена. Что бы мы могли для этого сделать? (обсуждая план действия дети предлагают рисунки, аппликацию). Пришли к общему мнению сделать картину.
-Давайте решим, какого размера будет наша картина (большая).
-Справиться с этой работой мы сможем в том случае, если будем работать сообща.
-Наше творческое задание заключается в следующем
Раскрасить радугу.
-Задача у нас общая, работать будем сообща. Результат будет зависеть от работы каждого. Прежде чем приступить к выполнению первого задания подойдите ко мне, возьмите по 1 карточке. У кого есть такая же по цвету и форме образуйте пары. Каждая пара будет раскрашивать ту полоску радуги, какого цвета их карточка.
-Сколько цветов у радуги?
-Выбираем цвет гуаши и приступаем к выполнению задания (музыка).
(работают не кистями а губкой, так как большая площадь рисунка. Пара закрашивает свою полосу с разных сторон встречаясь в середине).
-Как вы считаете, справились мы с первым заданием?
-Нравится вам радуга? Какое у вас настроение?
-Это все потому, что мы работали сообща. «Один за всех и все за одного».
2.«Спорь, но не вздорь»
Цель: Формирование представлений о поведении во время спора и соблюдении правил культуры речевого общения.
Игра: «Кривые зеркала»
Воспитатель: Вам необходимо разбиться на пары. Один из вас становиться «зеркалом», а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» я дам карточку, на которой изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом не называя его. Зеркало у нас необычное, а кривое, потому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение. Другие дети угадывают, а затем играет другая пара.
3.«Паутина добрых слов»
Цель: Обобщение у детей знаний о таких понятиях, как дружба, доброта, честность. Игра «Паутина добрых слов» что это?
Содержание детям предлагается сплести паутину добрых слов.
«Клубочек дружбы», передают ребенку, он обматывает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из ребят, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
2.Образ "я"
1. «Один или два»
Цель: Развитие у дошкольников адекватной оценки своей личности.
Воспитатель: «Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а в нашем классе все могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб — один?
Я буду называть какую-то часть тела, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то вы поднимите красные карточки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то вы поднимите зеленые карточки. Всем понятно? Когда показываем красные карточки? (Дети отвечают.) А когда зеленые? (Дети отвечают.) Молодцы! Слушайте меня внимательно.
Нос. (красная карточка)
Нога. (зеленая карточка)
Рот. (красная карточка)
Глаз. (зеленая карточка.)
Ухо. (зеленая карточка.)
Язык. (красная карточка.)
Плечо. (зеленая карточка.)
Колено. (зеленая карточка.)
Палец. (Дети должны догадаться, что не надо ничего поднимать, так как пальцев у человека не 1 и не 2. Если они догадываются, учитель хвалит за внимательность и сообразительность, если нет, то подводит к мысли, что показывать ничего не надо.)
Голова. (красная карточка.)
Молодцы! Мне очень приятно, что в нашей группе столько внимательных ребят»
2.«Визитка»
Творческое задание «Визитка».
Цель: развитие самосознания, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения со сверстниками.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, ручка.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать себя, а затем уверенно рассказать о себе несколько слов.
Инструкция: сегодня тебе нужно придумать свою собственную визитку, как свой личный пропуск. Перед тобой лист бумаги и карандаши. Нарисуй визитную карточку, дай информацию о себе, свои данные, возраст, все, что ты хочешь сообщить окружающим. А теперь уверенно и смело расскажи о себе, отдавая мне визитку.
3. Что? Где? Когда? «Какой Я?»
Цель: определение самосознания ребенка, расширение сферы представлений о себе.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам немного рассказать о себе. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Каковы твои сильные и слабые стороны?
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- На кого ты похож (хочешь быть похожим)?
- Какой у тебя любимый герой или персонаж? Почему?
Анализ:
Много ли ты знаешь о себе и своих качествах и особенностях?
3. Сотрудничество
1 «Рисование по кругу»
Задачи:
1.Развивать умение воспринимать и понимать, о чем хотели нарисовать сверстники в рисунке, дополнять его, продолжая выбранный замысел.
2.Учить обсуждать полученный результат, оценивать групповой процесс, радоваться успеху группы.
На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Каждый из детей говорит, что он хотел нарисовать, поняли ли его ребята, . свое мнение о рисунке и сотрудничестве высказывают и др. дети.
Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09089-5. — URL :https://urait.ru/bcode/455417
2. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07084-2. — URL :https://urait.ru/bcode/451553
3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2015. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
5. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07221-1. — URL :https://urait.ru/bcode/452147
6. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09051-2. — URL :https://urait.ru/bcode/456060
7. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — URL :https://urait.ru/bcode/452190
8. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04163-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/obschie-osnovy-pedagogiki-453971
9. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 454 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05349-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/454202
10. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10179-9. — URL :https://urait.ru/bcode/456136
11. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 411 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-03348-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/449941 .
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; изд-во Мозаика – Синтез, Москва, 2015 г.
13. Сикорский, И. А. Душа ребенка / И. А. Сикорский ; ответственный редактор Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 162 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07957-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/455681
14. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 163 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12814-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/448347
15. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12815-4. — URL :https://urait.ru/bcode/448348