Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практика относится к комплексному модулю «Технологии психокоррекционной и консультативной работы» учебного плана по программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 Психолого - педагогическое образование, проводится в соответствии с ФГОС ВО, графиком учебного процесса, учебным планом.
Учебная практика (научно-исследовательская работа) базируется на изучении следующих дисциплин: «Технологии профилактической и коррекционно-развивающей работы с ребенком», «Технологии психологического консультирования».
Изучение модуля предполагает включение обучающихся в учебную практику (научно-исследовательскую работу), которая ориентирована на развитие у студентов умений проектировать программы психокоррекционной и консультативной работы.
1. Теоретические аспекты изучения предмета исследования
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
После поступления в среднее образовательное учреждение кардинально изменяются условия жизни, а также деятельности ребенка; учебная деятельность приобретает роль ведущей. В несложных формах учебная деятельность осуществлялась ребенком и будучи дошкольником, но тогда она носила второстепенный характер, а ведущей, конечно, выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Школьный режим требует более высокого, нежели в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Для налаживания и поддержания взаимоотношений с одноклассниками и учителем в ходе совместной деятельности требуются хорошо развитые навыки общения. В связи с этим, готовность к школьному обучению приобретает особую значимость. Дети, с достаточным опытом общения, с хорошо развитой речью, осознанными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения безболезненно и легко адаптируются к школьной среде.
Нередко хорошую подготовленность демонтрируют дети, посещавшие детский сад, так как в той среде посредством педагогического воздействия и развивающей работы элементы готовности к школьному обучению формируются целенаправленно. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, как следствие пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием со стороны родителей или других значимых взрослых из ближайшего окружения. Они, как правило, имеют некоторые преимущества в развитии познавательной сфере, но зачастую не имеют необходимого опыта взаимоотношений или вовсе стоят на эгоцентрической личностной позиции. Возможные затруднения, возникающие в итоге недостаточной готовности к школе, могут стать причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к контролируемому поведению, первые неудачи в освоении учебных дисциплин, способны закрепиться и в дальнейшем возможно возникновение так называемых школьных неврозов.
Уже в первые учебные дни может строиться основа для развития слабой успеваемости в будущем, поэтому многие исследователи немалое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).
В большинстве источников констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют личностные свойства:
- неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;
- инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка к школе обуславливается необходимым уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.
Современная наука разработала критерии готовности ребенка к школе, опираясь на уровень интеллектуальной подготовки, развития речи, математического развития, воспитания готовности к позиции школьника, нравственно-волевого воспитания. Помимо этого, уделяется внимание изучению взаимоотношений различных аспектов готовности; рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования.
Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе происходит с отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Часть детей к середине учебного дня оказываются уже переутомленными, т.к. для них школа является стрессогенным фактором, даже утреннее пробуждение и дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения, тревоги. На протяжении дня у них не выдается возможности полного расслабления, как эмоционального, так и умственного, физического. Некоторые школьники уже с утра выглядят переутомленными, могут жаловаться на головные боли и боли в области живота: тревога перед предстоящей работой в классе, грусть из-за расставания с домом, родителями столь велика, что ребенок из-за своих недомоганий иногда не может идти в школу.
Если на физиологическом уровне адаптация протекает как бы автоматически, то социально-психологическая адаптации представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе - не односторонний процесс: не только новые условия влияют на ребенка, но и сам он стремится изменить социально-психологическую ситуацию: не просто «встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.
Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточное количество времени, но, конечно, учителю проще - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он уже имеет опыт и ряд знаний, умений и, соответственно, имеет значительное влияние на процесс адаптации.
Именно в первом полугодии обучения в первом классе, процесс адаптации ребенка к школе проявляется в напряжении всех функциональных систем организма. В данный период наиболее выраженными признаками сложно протекающей адаптации, которые несложно заметить учителю, и обнаружить родителям, являются двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, плохой сон, головные боли, снижение аппетита, снижение массы тела. Выделенные признаки говорят о негативных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных нарастающими утомлением, тревогой и переутомлением.
2. Описание содержания формирующего этапа эмпирического исследования
Так как процесс адаптации из года в год остро встает во всех образовательных учреждениях, мы считаем, что данный процесс стоит рассматривать не только со стороны адаптации ребенка к школе, но и адаптации родителей к школе, адаптации учителя к новому детскому коллективу. Помимо существенных изменений в жизни ребенка, характерные коррективы вводятся и в жизнь родителей учащегося, что тоже требует психологической готовности и информированности.
На начальном этапе исследования мы использовали четыре различные методики, предназначенные для изучения младших школьников, их отношения с учителем, сверстниками и с желанием посещать школу и учиться в целом.
Исследование проходило в МОУ СОШ №1 г. Омска на учащихся двух первых классов. Общее количество испытуемых составило 50 человек (27 мальчиков и 23 девочки). Возраст испытуемых 6-7 лет, что соответствует требованиям выбранных методик.
МОУ СОШ №1 г. Омска осуществляет обучение детей в три ступени: начальное образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее общее образование (10-11 классы). Педагогический коллектив обширен и сочетает в себе опытных педагогов с большим стажем и молодых специалистов с энтузиазмом и открытостью к новшествам. В штате образовательного учреждения имеется социальный педагог и педагог-психолог.
Помимо обучения, школа организует различные направления дополнительного образования, включающие различные секции, семинары и занятия, направленные на воспитание и развитие спортивных, творческих, социальных навыков. В школе ведется работа с детьми с ОВЗ при необходимости, также активно ведется спортивно-оздоровительная работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, профилактику зависимостей и др.
Из вышеизложенного видно, что в данном образовательном учреждении заботятся не только о том, чтобы была усвоена школьная программа, но и о том, чтобы личность учеников гармонично развивалась. Предлагаемый спектр услуг дополнительного образования, разделение периода обучения на этапы и наличие психолого-педагогического центра сопровождения обеспечивает полноценное развитие каждого ученика.
Однако то, что начальные классы расположены в одном здании с другими классами усложняет условия адаптации первоклассников. Процесс вхождения учеников в школьный коллектив, адаптация в новых условиях проходит достаточно интенсивно и может вызывать проблемы. Ученикам в первом классе вначале нужно научиться взаимодействовать друг с другом, с классным руководителем, усвоить правила школьной жизни, затем наладить отношения с учениками из вторых и третьих классов. Только потом, при переходе из начальной школы в основную должно происходить знакомство с учениками более старшего возраста.
Чтобы процесс адаптации проходил безболезненно, в школе образовательный процесс первоклассников строится определенным образом. Детей стараются минимально нагружать и как можно плавнее совершить организованный переход от сада к школе. Учебный день первого класса строится следующим образом:
Начало учебного дня и звонок на первый урок в 8:00.
Основные занятия заканчиваются в 10:40. После третьего урока.
Затем следует двух-трёх часовая пауза: дети могут отдохнуть, поиграть, некоторых родители забирают домой или на дополнительные занятия в других учреждениях.
В 13:00 открывается группа продленного дня. В это время дети обедают, идут на прогулку, в классе занимаются с педагогом, делают домашние задания на следующий день, идут на дополнительные занятия (физкультура, музыка, труд, занятия с психологом). После всех занятий дети отправляются домой.
Во время всего учебного дня для нормализации познавательной активности с детьми применяются расслабляющие методы взаимодействия (физкульт минутки, различные гимнастики, различные игровые методов снятия напряжения). В первом классе необходимо использовать такие разгрузки во время занятий, потому как в начале обучения детям трудно переносить статическую нагрузку. Прогулки и расслабляющие методики помогают снять двигательное напряжение. Занятия в кружках сплачивает коллектив и производит эстетическое воспитание учеников.
Наше исследование проводилось на группе первоклассников (2 первых класса), общей численностью 50 человек. В ходе исследования в виду возникновения различного рода обстоятельств (болезнь ребенка или ход сразу после основных занятий) выборка несущественно менялась, но общее количество испытуемых сохранялось. Ученики, у которых с самого начала диагностировалось наличие каких-либо проблем, участвовали в эксперименте на постоянной основе. Таким образом, можно говорить о складывании объективной картины имеющихся проблем в коллективе младших школьников.
Наш эксперимент был разделен на несколько этапов:
Ознакомительный этап. Наблюдение за детьми и их деятельностью (на уроках, переменах и т.д.). Беседа с классными руководителями и руководителем группы продленного дня;
Подбор методического инструментария для изучения психолого-педагогических проблем адаптации младших школьников к школе;
Проведение диагностики адаптации младших школьников к школе;
Интерпретация и анализ результатов;
Подбор и разработка ряда мероприятий для работы с детьми, родителями, учителем.
Реализация данных мероприятий на практике;
Повторное проведение диагностики адаптации младших школьников к школе.
Интерпретация и анализ результатов. Подведение итогов исследования.
Составление рекомендаций для родителей и учителей.
Наше исследование на разных этапах ограничивалось временными рамками. В целом наша практическая работа осуществляется с сентября до декабря. Первичная диагностика осуществляется в первые недели обучения.
Как уже говорилось, для диагностики психолого-педагогических проблем адаптации детей младшего школьного возраста к школе, мы использовали четыре различные методики.
Первой методикой, которую мы выбрали, является методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации школьников». Данная методика направлена на выявление уровня учебной мотивации младших школьников. Мы считаем, что выбор данной методики обоснован и помогает нам с самого начала нашего исследования выявить, какими мотивами руководствуется ребенок, идя в школу, делает ли он это по своему желанию или по принуждению. Исходя из этого, можно сделать вывод об отношении ребенка к учебе и школе в общем, о его желаниях и побуждениях, или же поможет выявить некоторые мотивационные проблемы у ребенка, чтобы в дальнейшем заняться их решением. Методика проводится с каждым ребенком отдельно и включает в себя следующий стимульный материал - карточку с 6 картинками, короткое описание каждой из картинок и трёх вопросов, отвечая на которые ребёнок выбирает для себя более значимые или значимую для него. Автором нам предлагаются следующие мотивы: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный, оценочный (мотив-оценка), а также предлагается определить общий уровень мотивации (от очень высокого до низкого).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 2002 – 143 с.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.35-37.
3. Алиева Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. канд. пед. наук / Н.Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с.
4. Анастази А. - Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. –М.: «Эксмо-Пресс», «Апрель-Пресс» 2001 – 725с.
5. Андреев О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов – М.: Феникс, 2013. – 320с.
6. Ануфриева А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф Ануфриева, Костромина С. Н. - 3-е изд., переработанное и доп. – М.: изд. Ось-89, 2003. - 224с.
7. Асмолов А.Г. От действия к мысли: пособия для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Володарская И.А. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод, мат. для админ., педагогов и шк.психологов. – М.: Образоват.центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2004 - с. 258.
10. Большой психологических словарь. – М.: Прайм. ЕВРОЗНАК. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – 2003.
11. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. – М.: «Академия», 2007 - с. 307.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – М.,1979.
13. Божович Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2008 – 400с.
14. Венгер Л. А. Педагогическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду / Л. А. Венгер. – М., 1977. - С. 10-19.
15. Венгер Л. А. Об уровне развития детей, поступающих в школу / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1972. - № 8. - С. 33-38.
16. Венгер, А.А. Психологическое обследование младших школьников / А.А. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2017. – 277с.
17. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков - М.: Академический Проект, 2004.
18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР – М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – Спб.: Питер, 2010. – 568 С.
21. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В. Гамезо – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 256 с.
22. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии. / - Л. А. Головей Рыбалко Е. СПб.: Речь, 2005. – 688 с.
23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Проект, – 3-е изд., перераб. и доп., 2000. - 184 с.
24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. - 544 с.
25. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – с.12-27.
26. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – Изд. Академия, 2006. - с. 87.
27. Психологический словарь, / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно–исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин –СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
29. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / И. В. Дубровина – М.: Академия, 2008. – 368 с.
30. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / И.В. Дубровина, Прихожан А. М., Зацепин В. В. – 4-е изд., Питер, 2009. – 592 с.
31. Дубровина И.В. Психология. / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А. М. Прихожан - 3-е изд., стереотипное. – М.: изд. Академия, 2012. – 464 с.
32. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1987.
33. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. – М., 1993.
34. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. – С. 150-152.
35. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004 - №4.
36. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. / – Л. А. Карпенко, М.: Политиздат, 1995. - 432 с.
37. Клемантович И.П. Социализация подрастающего поколения: история. Теория и практика / И.П. Клемантович // Воспитание школьников, № 10, 2012. С-3.
38. Клемантович И.П. Счастливая семья – хорошее детство – здоровое общество / И.П.Клемантович, Е.А. Леванова. – М., 2015 – 36 с.
39. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.
40. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 - с. 265.
41. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е.Кравцова. - М., 1991. – 152 с.
42. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. / В. А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2006. – 303 с.
43. Крайг П. Психология развития / П. Крайг, Д.Бокум - СПб.: Питер, 2010. – 944 с.
44. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Лекция З / Электронная библиотека // Интернет-ресурс: http://window.edu.ru/window/library/
45. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И. Ю. Кулагина - 2-е издание. - М.: УРАО, 2004. – 175 с.
46. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, Колюцкий В. Н. - М.: Творческий Центр Сфера, 2009. – 464 с.
47. Левин К. Стили общение учителя с классом / Менеджер образования / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений // Интернет-ресурс: http://menobr.ru/material/efault.
48. Левко А.И. Социальная педагогика: учебное пособие. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 339 с.
49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1983. – 772 с.
50. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореф. Дис. Д-ра психол. Наук. – Самара, 2009. – 24 с.
51. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - С. 64-66.
52. Мальцева К.П. Особенности памяти младшего школьника// Психология младшего школьника / К. П. Мальцева - М.: изд. АПН РСФСР, 2009.
53. Марцинковская,Г.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии/ Г. Д. Марцинковская - М.: Линка-Пресс, 2007. – 176 с.
54. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьника / А.М. Матюшкин - М.: Педагогика, 2001. – 160 с.
55. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип. / В.С. Мухина – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 456 с.
56. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
57. Новикова Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Р. Кричевского. - М.: Педагогика, 1987.
58. Новикова Е.В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации // Психологические проблемы индивидуальности. – М., 1985 - №3.
59. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учеб. Заведений. / Р. С. Немов - М.: КноРус, 2016. – 720 с.
60. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972. - с. 18.
61. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:1996. – 243 с.
62. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. / И. П Подласый - М.: Владос, 2009. – 256 с.
63. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова - М.: Аспект Пресс, 2010. – 464 с.
64. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с.192
65. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Я. Семаго, Семаго М. М. - СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
66. Семичев С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В.М. Бехтерева. Л., С-197
67. Смирнов А. А. Память и ее виды. / А.А. Смирнов - М.: Правда, 1998.
68. Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка/ А. А Смирнов. - М.: 40 Работник просвещения, 2005. – 576 с.
69. Солодилова О.П. Возрастная психология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. / О.П. Солодилова - М.: Проспект, 2005. – 56 с.
70. Сорокоумова Е.В. Возрастная психология. Краткий курс. / Е. В Сорокоумова - СПб Питер, 2009. – 208 с.
71. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. / В.П. Стрекозин - М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
72. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж. Н. Тельнова - Омск, 2009. – 151 с.
73. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Афонькина Ю. А. - М.: Просвещение: Владос, 2008. – 296 с.
74. Филиппова О.В. Статья «Адаптация первоклассников к школе» / Сайт детских психологов // Интернет-ресурс: http://deti-psyhelp.ru/publ/2-1-0-7, 10.09.2008.
75. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) / О.В. Хухлаева. — 2е изд., перераб. и доп. — М. : Генезис, 2008. — 304 с.
76. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева- М.: Генезис, 2005. — 176 с.
77. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева – М.: Академия, 2003. — 325 с.
78. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987. - 19 с.
79. Шванцара Й. - Диагностика психического развития. Прага, 1978. – 388 с.
80. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б Эльконин – М.: Педагогика,2010. – 560 с.
81. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6-20
82. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником. // Начальная школа до и после. – М 2004. - № 8.