Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практику проходила в Детском саду «Сибирячок» г.п. Белый Яр.
Юридический адрес: Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, ул. Некрасова, 23-А.
Справочный телефон: 8 (800) 775-00-00 (звонок бесплатный из всех регионов РФ).
МБДОУ д/с "Сибирячок": (3462) 747-894
Адрес сайта: http://ds-sibiraychok.narod.ru (рис.1)
Уровень образования: дошкольное образование.
Форма обучения: очная, групповая.
Нормативные сроки обучения:
● по общеобразовательным программам – 5 лет;
● образовательные программы дополнительного образования – от 1 до 2 лет.
Приоритетные направления деятельности Детского сада:
● Создание единого здоровье — сберегающего образовательного пространства детского сада, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
● Личностное развитие ребенка через приобщение к духовно — нравственным ценностям.
● Интерактивное сотрудничество с семьями дошкольников.
Содержание образовательных областей дополняется также парциальными программами:
● «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
● «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.
● «Юный эколог» С.Н. Николаева.
● Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Князева О.Л. Мозаика Синтез.
● «Цветные ладошки». Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Лыкова И.А. — М.: Карапуз-дидактика.
Коллегиальные органы управления:
● Педагогический совет
● Общее собрание работников
● Совет родителей
Количество групп в ДОУ определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Работа с детьми требует от воспитателя и психолога учреждения большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.
Задание 2
Провести с классом (группой, ребенком) диагностическую работу по плану педагога-психолога, подобрать методики обследования (самостоятельно или с помощью педагога-психолога). Обработать материалы, дать рекомендации
Мной были проанализировано выполнение режимных процессов детьми (3 человека) с точным указанием времени.
На основе наблюдений составлен отчет, в котором отражаются:
• формы активности детей раннего возраста;
• условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;
• продолжительность режимных процессов;
• педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником.
Задание 3
Посетить не менее 3-х уроков учителей предметников (воспитателей) с целью психологического анализа профессиональной педагогической деятельности.
Психологическое наблюдение
Наблюдение может быть проведено в игровой, учебной или свободной деятельности. При посещении студентом занятий, бесед с психологом, воспитателями и учителями выделяются дети, нуждающиеся в оказании психологической помощи. Выполнение задания отражается в форме свободного описания поведения ребенка, составленного студентом в ходе наблюдения за ним.
Протокол наблюдения
Чему посвящено занятие? занятия по лепке в старшей группе. Дикие животные зимой
Количество учащихся на уроке? 10
Где сидит наблюдаемый учащийся? Перед воспитателем
Является ли это место для него постоянным или случайным? случайное
Сидит ли в отдалении от соседей или в одном ряду с ними; являются ли соседи случайными или постоянными? Он сидит в одном ряду с другими детьми, место случайное
Сидит ли на первых рядах или на последних? Первый ряд
Сначала дети выслушивают рассказ воспитателя о том, как звери живут в лесу зимой, рассматривают игрушки зверей, затем переходят к процессу непосредственной лепки.
Параметры наблюдения:
1. Общая оценка внешнего вида: одежда, прическа и т.д. Выделяется ли чем-то из группы, привлекает ли внимание ребенок опрятно одет, причесан, из группы ничем не выделяется
2. Мимика. Лицо веселое, мимика выразительная
3. Движения. Осанка. Типичная поза. Сидит в свободной позе, откинувшись на спинку стула, позу меняет не часто, движения средние по скорости, спокойные, свободные, собранные
4. Речь. Высказывания, характеризующие интересы, кругозор наблюдаемого речь плавная, фразы строит правильно, присутствуют характерные вербальные штампы (“Можно с вами?” “Пожалуйста” и “спасибо”), с готовностью отвечает на вопросы воспитателя, четко строит предложения, кратко.
5. Поведенческие проявления отношения к ситуации (к занятию): внимателен на занятии или отвлекается, что привлекает внимание наблюдаемого, на что в процессе занятия учащийся реагирует наиболее живо (на иллюстрации к учебному материалу, посторонние реплики, обращение к нему лично и т.д.) на занятии ребенок внимателен, на появление наглядного материала (игрушки, картинки) реагирует оживленно , охотно откликается на личное обращение.
6. Особенности эмоционального реагирования. Преобладает веселое и спокойное настроение, на появление игрушек реагирует весельем и активностью.
7. Поведенческие проявления отношения к самому себе: Оценивает свои недостатки, передает детям задания, с которыми они справятся лучше.
8. Особенности общения:
а) с воспитателем общается уважительно, слушает внимательно
б)с детьми общается на равных, иногда командует и проявляет лидерские качества
9. Способ установления контакта. общение ситуативное, ребенок оценивает, что в данный момент происходит и выбирает соответственную тактику (активную\созерцательную)
Выводы студента
Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.
Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Н. В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре [Текст] : учебник/ В.К. Кормилина. - М. : Дошкольное воспитание №3, 1996. - 32 с.
2. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] : учебник/ Н. Л. Безрукова. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
3. Аванесова, В. Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. [Текст] : - В кН. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. - 169 с.
4. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р.Болотина, В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с.
5. Богуславская, Н. Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). [Текст] : учебник Н. А. Купина, - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение: [Текст] : Избр. Тр. - М. : Педагогика, 1983. – 271 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Т.С.Комарова, С.П. Баранов. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
8. Венгер, Л. А. Психология: [Текст] : учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ Мухина B. C - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
9. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников. [Текст] : -М. : 1981.- 54 с.
10. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с.
11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] : - М. : 1967 – 263 с.
13. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] : учебник Е.О.Смирнова /- М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
14. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объекта зарубежных методических исследований [Текст] :- / Иностр. яз. в шк. – 1985.- 69 с.
15. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. [Текст] : Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987. – 169 с.
16. Дубрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: [Текст] : книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 1987. – 158 с.
17. Ермолаева, М. Е. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] : // Дошкольное воспитание. 1995. – 129 с.
18. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формированиядоброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] : М., 1986. – 263 с.
19. Игра дошкольника [Текст] : учебник/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. Под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. – 198 с.
20. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5.
21. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с.
22. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Ю.В.Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 1996. – 429 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: [Текст] : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Куликовва Т.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 253 с.
24. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] : Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. – 234 с.