Фрагмент для ознакомления
2
Введение
1. Цели практики:
Обеспечить содержательную связь теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности; познакомить с основными видами деятельности педагога в условиях пришкольного летнего лагеря; приобщить студентов к непосредственной практической деятельности в летнем пришкольном лагере, сформировать профессиональное мышление, установки, компетенции.
2. Задачи практики:
1. Ознакомление студентов с содержанием и основными направлениями работы пришкольных летних лагерей;
2. Организация взаимодействия студентов с детьми разных возрастных групп и администрацией лагеря с целью изучения их психологических особенностей для определения направления, форм, методов, принципов работы с ними;
3. Овладение методами разработки и проведения диагностических, коррекционно-развивающих, воспитательных, культурно-просветительских занятий в условиях летнего пришкольного лагеря;
4. Овладение навыками организации и проведения различных форм психолого-педагогической деятельности: игр, бесед, коррекционно-развивающих занятий, развивающих мастерских и др.;
5. Овладение навыками подготовки методических разработок мероприятий, реализуемых в ходе практики.
3.Основные задачи, которые ставит перед собой студент:
• Научить детей принимать, сохранять цели и следовать им в досуговой деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в творческих делах.
• Познакомить с правилами хорошего тона: доброжелательностью, умением слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение без агрессии и насилия к другому.
• Привить навыки основ гражданской идентичности и мировоззрения; умения учиться и способности к организации своей деятельности.
• Приобщить к ценностям духовно-нравственного воспитания, предусматривающее принятие детьми и подростками моральных норм, нравственных установок, гуманистических ценностей.
• Научиться самому любознательности, проявлению активности в познании окружающего мира.
• Узнать о традициях лагеря, истории его создания, перспективах развития
• Создать условия для: укрепление физического и духовного здоровья воспитанников; для проявления самостоятельности в делах и поступках; действовать и отвечать за свои поступки перед отрядом.
Должностные инструкции по месту прохождения практики
1. Студент-практикант проводят ежедневную утреннюю зарядку, занятия по физической культуре, спорту в отрядах, соревнования, спортивные праздники.
2. Студент-практикант обязаны проводить инструктаж с воспитателями (вожатыми) отрядов спортивных праздников, соревнований, подвижных игр.
3. Студент-практикант в первые дни смены выясняют физическую подготовленность детей, умение плавать.
4. С учетом физической подготовленности детей и их интересов студент-практикант формируют группы по различным видам спорта.
5. Дозировка физической нагрузки для детей с ослабленным здоровьем устанавливается врачом; студент-практикант проводят специальные занятия по лечебной физической культуре.
6. Студент-практикант являются материально-ответственными лицами за весь инвентарь и спортивное оборудование, переданное им для спортивной работы в пришкольном лагере.
7. Студент-практикант несет ответственность за жизнь и здоровье детей пришкольного лагеря.
8. Студент-практикант является членом педагогического совета пришкольного лагеря.
Реферат
Отчет по практике
Я, проходила практику на базе МОУ "Сланцевской СОШ" №6, Ленинградской обл. Сланцевского района, г. Сланцы.
Задачи, которые решаются в процессе данного вида практики: приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детьми в условиях летних каникул; овладение содержанием, различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охрана жизни и здоровья детей; развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности: организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями пришкольного лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к жизни в пришкольном лагере, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работы с ними); изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания; организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.); организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию; - проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.
В процессе практики я должна овладеть следующими умениями: определять цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере; составлять план оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей; сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми; использовать всю систему возможных педагогических воздействий в условиях лагеря с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков; устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, с коллегами; педагогически осмысливать и англизировать опыт своей педагогической деятельности.
Мой отряд 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. Общее. Возраст детей 9-11 лет.
С самого начала смены в моем отряде образовалась команда актива, состоящая из нескольких человек они создали отдельную группу, которая отвечала за постановку творческих номеров. Сразу же раскрылся талант нескольких девочек в рисовании на протяжении всей смены именно они занимались изготовлением плакатов. Так же, раскрылся талант и в вокальной сфере у нескольких девочек, которые активно выступали в вокальных конкурсах, да и просто любили попеть в свободное время.
Культурно-познавательный уровень детей моего отряда был достаточно высок. Педагогическое руководство отрядом осуществлялось с помощью методов поощрения и наказания.
В течение первой недели ребята налаживали взаимоотношения, находили камни преткновения, узнавали друг о друге через игры, состязания. Особенно эффективна была наша первая игра - знакомство, где каждый рассказывал о себе с точки зрения, что я этим качеством не похож на других, этих умений нет ни у кого из присутствующих.
Лидеры в отряде были. Дети сдружились с первого дня, сначала, правда, девочки сторонились мальчишек, но позже в отряде образовалось несколько пар. Причем в знакомстве с ребятами девчонки взяли инициативу в свои руки.
В первые дни совместной жизни в отряде, когда дети друг друга не знали, начали образовываться малые контактные группы. Позднее, когда дети стали лучше узнавать друг друга, узнавать интересы других детей, их желания, наклонности, постепенно эти группы начали лихорадочно переформировываться. Можно было выделить несколько контактных групп по интересам (у мальчиков): любители шахмат и шашек, любители баскетбола; любители футбола.
У девочек это разделение можно провести следующим образом: поклонницы дискотек; поклонницы пионербола; любительницы пошептаться с подружкой.
В первые дни поведение детей было далеко не идеальное. И это понятно, новый коллектив. Дети скрывали свое «истинное лицо»: скрывали негативные черты характера, привычки. Через неделю некоторые дети начали выражать недовольство, появилась некая раздражительность.
Многие дети капризничали. Такую смену настроения можно объяснить еще и тем, что детям, попавшим в новые условия жизни, приходилось приспосабливаться к существующему в пришкольном лагере режиму дня. За 5 дней до конца смены практически все дети имели повышенное настроение: чувствовалось приближение расставания. Наблюдалось повышение деловой активности, с удовольствием принимали активное участие в играх, конкурсах, программах.
Одно из самых главных умений, приобретенных детьми в ДОЛ за смену – это умение дружить. Умение работать в команде, распределять возможности. Так же, умение жить по режиму. Вначале, было очень нелегко, но, когда адаптационный период прошел, детям стало гораздо легче. Сразу же после приезда детей, после того, как мы все познакомились, что-то узнали друг о друге, перед нами встала главная задача- это сплочение детей. Вначале все были по одиночке, но благодаря составленному плану-сетке, игр, тематических огоньков, кружков все дети подружились.
Дисциплина хорошая. С каждым днем все легче удавалось построить детей на зарядку, в столовую, в актовый зал. Во время спортивных состязаний и соревнований (футбола, пионербола, эстафеты) между отрядами, ребята, не вошедшие в команду, активно поддерживали свой отряд.
Сталкиваясь с определенными трудностями и типичными проблемами во время прохождения практики, я старалась найти эффективные и не стандартные, интересные для детей, способы преодоления и решения этих проблем и возникших трудностей.
Как и в любом отряде у нас были проблемные дети, например, одной из них была Лада П. Она постоянно была недовольна всеми мероприятиями, которые проводились в лагере, бывало, даже что она дралась, а потом просто плакала и никак не обосновывала свое поведение. Но в этом плане нам повезло, у нас был очень хороший воспитатель, который помог нам наладить ситуацию, проведя беседу.
В своей работе я старалась использовать демократический стиль общения с детьми, старалась быть для детей наставником и другом. В планировании и организации деятельности детей в отряде я учитывала не только возрастные и физические особенности детей, их характер и темперамент, но и мнения и желания самих детей.
Работа с коллективом проводилась на протяжении всей смены, в частности применялась методика дискуссий, которая использовалась на огоньках и отрядных делах.
Педагогический коллектив был приятный. Так как я была вожатой, то контактировала со всем педагогическим коллективом. Были конечно проблемы с моим напарником, но куда же без них. Однако, хочется заметить, что на отряде нас было три человека, поэтому мы всегда знали, кто и за что отвечает.
Составление планов-конспектов физкультурно-оздоровительной работы (секционных, учебно-тренировочных занятий) на период практики (3 секционных занятия).
Конспект занятия по мини-футболу №1
Тема: Ведение мяча
Цель: приобщить обучающихся к регулярным целенаправленным занятиям футболом, к творческому освоению учебного материала
Задачи урока:
1. Образовательные: научить согласованному движению рук, туловища и ног в технике ведения ф/мяча.
2. Оздоровительные: создавать условия для развития координационных способностей с помощью общеразвивающих, технических упражнений и дополнительных заданий с футбольными мячами.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию дисциплины и правил техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.
Инвентарь: футбольные мячи – 18 шт.; конусы – 12 шт., ворота для игры в мини-футбол – 2 шт.
Конспект занятия по баскетболу № 2
Тема: тактика игры в баскетбол: расстановка игроков на баскетбольной площадке.
Цель: формировать у обучающихся игрового мышления через организацию командных действий на площадке.
Задачи урока:
1. Образовательные: научить занимать позицию на баскетбольной площадке в защите и нападении
2. Оздоровительные: способствовать развитию координации движений, силовых качеств и выносливости у обучающихся
3. Воспитательные: содействовать воспитанию исполнительности, дисциплинированности.
Конспект занятия по волейболу №3
Тема: верхняя передача в/ мяча
Цель: обретение уверенности в технике выполнения верхней передачи в/мяча
Задачи урока:
1. Образовательные: научить верхней передачи в/мяча
2. Оздоровительные: способствовать развитию координационных способностей, быстроты реакции
3. Воспитательные: формировать чувство уверенности при выполнении технических действий, товарищество, взаимопомощь, толерантность
Организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий лагеря (не менее 1)
Конспект проведенного мероприятия спортивно-оздоровительной направленности
Название мероприятия: Открытие малых олимпийских игр.
Задачи мероприятия:
1. Активизация физкультурно-спортивной работы и участие всех детей в спортивной жизни пришкольного лагеря.
2. Укрепление здоровья и физического совершенствования детей.
2. Воспитание общественной активности и организаторских способностей участников.
3. Сплочение детского коллектива.
Возраст: 9-15 лет.
Оборудование: скакалка, мяч, обруч, кегли, карта, клад.
Цель участников спортивного мероприятия выиграть и найти клад, спрятанный на территории лагеря (легенду о кладе можно придумать в зависимости от того, что представляет из себя клад). В начале команды придумывают себе названия и выбирают капитанов (1 минута).
I. Клад найдут только самые быстрые – эстафеты (за каждый этап 1, 2 или 3 балла (0 если команда не справилась совсем).
1. Эстафета со скакалкой – допрыгать до контрольного пункта и вернуться обратно, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
2. Эстафета со скакалкой – взять скакалку в одну руку и перепрыгивая через скакалку добежать до контрольного пункта, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
3. Эстафета с мячом – довести мяч до контрольного пункта и вернуться, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
4. Эстафета с тремя мячами – 1 мяч зажат коленями, остальные два в руках – нужно добежать до контрольного пункта и вернуться с 3 мячами в руках.
5. Эстафета с мячом – довести ногами вокруг кеглей мяч до контрольного пункта и вернуться с мячом бегом, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
6. Эстафета с мячом в парах – зажать мяч между головами и добежать до контрольной точки, вернуться с мячом, зажатым между головами.
7. Эстафета с обручем – перепрыгивая через обруч добраться до контрольного пункта, вернуться бегом, с обручем в руках, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
8. Эстафета с обручем и мячом – один участник команды (капитан) становится на контрольной линии с обручем, члены команды по очереди ведут мяч до контрольного пункта и оттуда бросают, стараясь попасть в обруч (баскетбол) – обручем можно ловить мячи, побеждает команда, забросившая больше всех мячей.
9. Эстафета с обручем и кеглями – катить обруч вокруг кеглей, стараясь не сбивать, до контрольного пункта, вернуться обратно бегом с обручем в руке.
10. Эстафета с кеглями (собрать все кегли) - на контрольном пункте находятся кегли, участники добегают, берут 1 кеглю и возвращаются, побеждает команда, собравшая все кегли.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Машкова Мария, 10 лет.
A. Внешняя характеристика (Методы: наблюдение, беседа)
1. Общие сведения о человеке (пол, возраст, национальность).
Возраст: 10 лет. Пол: женский. Национальность: русская.
2. Внешний вид (рост, конституция, состояние кожи, одежда).
Внешний вид: сутулость при росте 165 см., прическа в стиле «каре», одежда яркая, цветовая гамма контрастна: светлый верх – темный низ.
3. Мимика, пантомимика.
Лицо девочки без гримас, взгляд направлен «в себя», мимо собеседника. Движения на лице непримечательные, медлительные движения пальцев рук. Ее речь не отличает живость, яркость, эмоциональность. У девочки не богатая мимика и жестикуляция.
4. Особенности поведения (открытость, искренность, напряженность, сдержанность, закрепощенность и т.п.).
Поведение девочки открытое, искреннее, зависимое.
5. Эмоциональный тонус, особенности проявления эмоций.
У девочки низкий эмоциональный тонус. Эмоции не проявляет. Скрывает свои чувства.
6. Особенности голоса (темп, громкость, выразительность и т.п.).
Исследования уровня физической подготовленности детей (экспресс- диагностика)
Участники - учащиеся 2 классов – 9 лет. Всего 15 детей.
Цель – определить уровень развития координационных способностей.
Тест 1. Динамическое равновесие - балансирование на гимнастической скамейке, количество поворотов за 20 сек.
Учащийся выполняет на гимнастической скамейке четыре поворота (влево и вправо). Количество попыток – 1 попытка.
Критерии оценивания: отлично (3балла) - 20 сек. Хорошо (2 балла) - от 12 до 19 сек. Удовлетворительно (1 балл) - меньше 10 сек.
Тест 2 Статическое равновесие. Цель: оценить координацию движений рук и ног в горизонтальной плоскости. Ребенок отводит вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
Критерии оценивания: 3 балла – упражнение выполнено правильно и одновременно; 2балла – упражнение выполнено правильно, но неодновременно; балл - после повторного показа упражнение выполнено правильно.
Тест 3. Метание мяча в цель (кол-раз) с места из 5 попыток.
Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см.
Критерии оценивания: высокий уровень (3 балла) - 4-5 точных попаданий; средний уровень (2 балла) - 2-3 точных попаданий; низкий уровень (1 балл) - 1 и меньше точных попаданий.
При проведении упражнений обращали внимание на качественные выполнения движений. При выполнении тестовых заданий вели протокол, куда записывали данные детей.
Проведение самоанализа выполненной работы по итогам практики
Педагогическая деятельность относится по своему характеру к стрессогенной. Это объясняется высокой ответственностью педагога и связанным с ней высоким нервно-эмоциональным напряжением, необходимостью принимать оперативные решения, неравномерностью нагрузки, высокой плотностью межличностных контактов, возможностью конфликтов – все это отрицательно сказывается на психофизическом, состоянии педагога.
Моя самостоятельность проявилась в том, что мною разработана и реализована программа в пришкольном лагере, направленная на:
– создание положительной социально-психологической атмосферы;
– выработку интереса студентов к занятиям;
– создание психологической совместимости;
– повышение познавательной активности;
– повышение компетентности в сфере общения и коммуникативных способностей детей;
– повышение уровня сплоченности детской группы
Самым интересным было то, что, по окончанию работы по программе практики, произошли существенные изменения в социометрических статусах среди детей. Если ранее «звезды» составляли 19,4%, то теперь – 27,7%, «пренебрегаемые» – 21,3%, после этапа формирования – 26,3%, «предпочитаемые» – 44,2%, после – 50%, «отвергаемые» – 11%, после – 0%.
Таким образом, уровень благополучия отношений значительно возрос и в сумме составляет 87%, тогда как ранее составлял 67%. Не менее важным показателем эффективности проведенной программы является отсутствие «индекса изоляции» на этапе контроля.
Выделенные мною проблемы межличностных взаимоотношений в группе (недостаточная сформированность навыков общения; неадекватное понимание отношений дружбы; деформированное понятие о справедливости, эгоизм; критичность, скептицизм восприятие чужих мыслей, высказываний; неадекватные претензии на статус в группе; демонстративность) стали наблюдаться намного реже и менее демонстративно.
Таким образом, разработанная система мероприятий способствовала оптимизации психологического климата группы и повышению уровня коммуникативной мотивации. Также по ходу занятий мною осуществлялась работа, направленная на развитие и совершенствование способностей детей принимать себя и других.
Мои предложения
По результатам проведенной работы в пришкольном лагере мною были сделаны следующие выводы:
1. Повышение познавательной и двигательной активности детей в пришкольном лагере через коллективные творческие и спортивные мероприятия возможно.
2. Формирование познавательной и двигательной активности происходит успешнее в коллективе с положительным психологическим климатом.
3. Творческие и спортивные мероприятия способствуют развитию благоприятного психологического климата.
4. Активные методы воспитания необходимо использовать в реализации программы.
Я для себя понял, что дети вместе радуются успехам преодолевают трудности. В туристических походах главную роль играет инструктор физкультуры, который является заботливыми костровыми, организатором полосы препятствий, строгим судьей, сильным, ловким участником подвижных игр.