Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, недостаточно использовать маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами, таких как логистика. Логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистика имеет большое значение для клиентов, поставщиков предприятия, его владельцев и акционеров. Логистика координирует все структуры предприятия (направление, упорядочение и распределение продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность).
Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. Роль логистики в современной фирме носит оптимизационный и интегральный характер. Оптимизацию всех процессов на предприятии обеспечивает логистика. Решение вопроса оптимизации всех процессов на предприятии невозможно без применения принципов, методов, функций логистики.
Использование логистических концепций и систем позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке. Обязательной составляющей оргструктуры успешного предприятия является отдел логистики. В логистическую службу предприятия входят следующие функции: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции; оперативное управление технологическими процессами производства; планирование поставок материальных ресурсов; контроль качества продукции; поддержание стандартов качества продукции и сервиса.
В качестве объекта исследования была принята сеть магазинов одежды и обуви Tj. Данный бренд был основан более 20 лет назад в Москве бизнесменами из Уфы, и с тех пор торговая сеть охватила все крупные города России и стран ближнего зарубежья.
Основное направление торговли – модная обувь и одежда в ценовом сегменте “выше среднего”. Продукция рассчитана на городских жителей среднего класса, ценящих качество и стиль.
Помимо бренда Tj используются название Chester и Carnaby. Они несколько отличаются по ассортименту: Chester в сторону классически, а Carnaby – молодёжного направления.
В Санкт-Петербурге на конец 2016 года имеется 27 магазинов сети, расположенных в разных районах города.
1.Анализ расположения торговых точек
На карте Санкт-Петербурга (рисунок 1) чёрными точками отмечены магазины сети Tj. А жёлтой точкой – склад временного хранения.
Вне всякого сомнения, несмотря на наличие магазинов в своём районе, значительное число покупателей предпочитает ездить за покупками в центр. Помимо самого процесса покупки это является для людей способом провести свободное время. Однако процесс развозки продукции со склада временного хранения довольно сложен и трудоёмок ввиду большой удалённости торговых точек друг от друга. Тем более что для перераспределения товарных запасов приходится сначала консолидировать товар с одних точек, чтобы потом развести его по более нуждающимся в этом товаре точкам. Это не позволяет оперативно реагировать на колебания спроса, быстро восполнять проданные запасы. Кроме того, запас каждой торговой точки формируется исходя из общих средних показателей, а не особенностей каждого района. Таким образом может остаться излишний запас или наоборот, возникнуть недостаток продукции.
Для решения этой задачи возможно разделение торговых точек на несколько отдельных рынков с учётом близости друг к другу и того, в каком районе они находятся – центральном, спальном, в проходном месте рядом с метро. В каждом районе отдельно считается средний показатель продаж и определяется, какой запас нужен сверх этого показателя, с учётом максимального показателя продаж. Это позволит лучше сглаживать колебания спроса с учётом конкретного района.
Так же, в одном из магазинов каждого района продаж можно создать дополнительную площадь для консолидации товаров и возможности их перераспределения на торговые точки другого района продаж.
Рисунок 1 - Карта магазинов и склада
Метод определения центра тяжести грузопотоков заключается в нахождении оптимального центра распределения грузов в системе координат.
Метод центра тяжести, который иначе именуется методом центра гравитации, используется в основном в операционном менеджменте в нематериальной сфере производства для определения места размещения оптовых складов торговых фирм. Этот метод, в отличие от транспортного, помимо учета расстояний и транспортных затрат на доставку грузов, учитывает объемы перевозимых грузов. Метод центра тяжести базируется на предположении, что затраты по перевозке грузов прямо пропорциональны расстоянию и объемам перевозимых грузов.
Метод центра тяжести включает использование карты, которая показывает расположение адресатов. Для определения относительного места расположения пунктов, на карту наносится система координат. Метод центра тяжести предполагает следующий порядок действий:
1. Местоположение склада оптовой торговли и торговых точек, к которым поставляются товары с этого склада, отмечаются на карте местности;
2. Выбирается система координат; координатная сетка накладывается на карту местности;
3. Определяются координаты Хi и Yi для каждой торговой точки;
4. Задаются объемы перемещаемых грузов к каждой i-торговой точке - Vi;
5. Вычисляются координаты оптового склада по формуле: